Cергей Пукст. НЕФОРМАТ. Сыграй мне удобно
Меня зовут Сергей Пукст. Я веду колонку в газете, радиопрограмму на канале «Культура», посвящённую неформатной музыке, а также являюсь лидером группы, которая исполняет, как мне хочется верить, опять же неформатную музыку и которая называется достаточно скромно: «Pukstband».
Начну с небольшой ремарки, касающейся концертов моей собственной группы. Дело в том, что я имею обыкновение беседовать со слушателем, по поводу того, что он услышит. Это достаточно провокационные монологи, которые не всегда связаны с содержанием песни, но задача которых состоит в том, чтобы привлечь внимание аудитории. Я хотел бы объяснить, зачем я это делаю.
Очень важная мысль американского режиссёра Сиднея Люмета: создатель не должен никому ничего объяснять. Если он вынужден предварять героя предысторией, значит, персонаж недостаточно хорошо прописан. С произведением и монологами дело обстоит не совсем так. Речь сегодня идёт не о непрописанности, а о постепенном отвыкании от попытки толкования со стороны слушателя в принципе.
Людям тяжело сосредотачиваться на музыке: они очень много работают, поскольку жизнь им даёт слишком много возможностей заработать. В США 13% менеджеров завтракают в машине. Эта тенденция потихоньку захватывает и нас. Людям, строго говоря, не до моей музыки и не до моих концепций. Те, кто вместо ужина пришёл на мой концерт, нуждаются в помощи, потому что развлечения как рассредоточения и расслабления они не получат. Им надо немного объяснить, что к чему. Интересно, я сейчас впервые задумался о том, что за внимание человека борется такое количество информационных каналов, что он просто не в состоянии усвоить информацию. Слушатель не виноват, что ему трудно сосредоточиться. Его сексуальные центры постоянно подвергаются такой массированной атаке, его подсознательное испытывает настолько мощный прессинг, что ему почти невозможно начать думать собственно головой. Музыка, как и остальные виды творчества, становится орудием бихевиористских манипуляций. Человека не рассматривают как личность. Он постоянно получает плевки и пинки от FМ-станций и телеэфира. Его глаза и уши настолько «замылены», что для него вполне нормально смотреть и не видеть. Слушать, но не слышать. Очень часто в последнее время ловишь себя на мысли, что знаешь наизусть текст песни, она у тебя уже практически навязла в зубах, но о чём она, ты просто не можешь понять. Отсюда же происходит некоторая, мягко говоря, приблизительность текстов. Их создатели, как кажется, уже учитывают эту особенность человеческого восприятия. Собственно, я уже предчувствую возражения, и я даже заранее согласен с некоторыми из них. Например, я вполне чётко отдаю себе отчёт в том, что принципиально поменялись акценты в создании музыки как таковой. Сегодня получила широкое хождение мысль о том, что музыка обязательно должна напоминать что-то ранее написанное. Кто-то удобно решил, что всё уже сочинено, и сейчас объектом композиторского интереса является работа в области звучания, а не оригинальные, скажем, мелодические идеи. Таким образом, слушатель загоняется как баран в узкоколейку нескольких гармонических трёхходовок. И я просто физически ощущаю, как аудитория (моя в том числе) всё дальше и дальше удаляется от чего-либо, содержащего хоть малейшую композиторскую мысль. То же касается и так называемых неформатных групп, которые от мелодического рока перешли не к гармоническому, а скорее к гормональному року. Почему-то их постоянно преследует призрак жанра. Они не позволяют себе какого-то баловства, что ли. В Британии такие группы, как «Interpol», если и напоминают «Joy Division», то в этом есть важный элемент осмысления. Речь идёт о музыке, созданной, скорее, в сходном настроении, а не о прямой копии. В русскоязычной же культуре группа «Звери» находится во власти до одурения предсказуемых аккордовых последовательностей. Безусловно, есть и «Мумий тролль», для которого, конечно, характерна музыкальная «пригламуренность», но тут музыка, прежде всего, работает на образ терзателя душ Лагутенко. Безусловно, есть Земфира, чей последний альбом показал её талант в полной мере - поскольку, видимо, певица находилась под минимальным продюсерским давлением. Но это исключения, которые подтверждают печальное правило. Оригинальное творчество людям не нужно. Так кто-то решил. И объяснил всем, что они тоже так думают. Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Меня зовут Сергей Пукст.
|
|