"Ресторанный рынок в Беларуси - растущий, и в ближайшие годы должен стать быстрорастущим, причем во всех сегментах", - заметила Е.Мозжухина в интервью агентству "Интерфакс-Запад". Она полагает, что рост рынка будет обусловлен прежде всего "ростом доходов населения, изменением культуры потребления и как следствие высоким потребительским спросом, который в настоящее время существенно превышает предложение". "Как таковой конкуренции на белорусском ресторанном рынке нет - сегодня можно открывать рестораны любых направлений, любой кухни, и при грамотном профессиональном подходе они будут иметь успех", - полагает она.
Участники рынка говорят о росте средней покупки в ресторане - она увеличилась в 2-2,5 раза за последние 10 лет. "Наряду с этим повышается и культура посещения ресторанов: чаще это не шумные застолья с танцами большой компании по какому-то значительному событию. Люди просто приходят пообедать или поужинать с друзьями, коллегами или семьей. И на первый план для них выходит хорошая кухня, качественное обслуживание и приятная атмосфера", - отмечают эксперты.
Ресторанный рынок Беларуси становится интересным для инвесторов, в том числе иностранных ресторанных операторов. К примеру, в июне в Минске открылись новые рестораны компании "Росинтер". Начал работу первый ресторан международной сети Porto Maltese, сейчас рассматривается возможность открытия еще одного ресторана этой сети.
В то же время эксперты полагают, что для более высокой динамики роста сектора общественного питания необходимо снижение барьеров входа на этот рынок. "Прежде всего, необходимо упрощение процедуры получения разрешений и согласований в различных инстанциях. Эти процедуры занимают очень много времени и сил, и увеличивают затраты инвесторов. Именно этот этап становится непреодолимым для многих компаний", - сообщил агентству один из собеседников. Помимо того, эксперты обращают внимание на необходимость создания финансовых рычагов для развития этого рынка.
Участники рынка также говорят о сложности адаптации международных технологий к законодательству и нормам, существующим в Беларуси. "Наш технолог-калькулятор занималась адаптацией технологии кухни Porto Maltese к белорусским нормам около полугода", - рассказала Е.Мозжухина. При этом она констатировала, что проблема состоит даже не столько в существовании этих норм, а в том, что они не пересматривались на протяжении многих десятилетий. "За последние годы очень многое изменилось в структуре ресторанного бизнеса, в технологиях приготовления пищи. Мы же вынуждены работать в рамках правил, разработанных еще в прошлом веке. Например, нормы о присвоении ресторану наценочной категории прописаны еще в 1965 году", - заметила директор ООО "Новая галерея".
Еще одним фактором, пока препятствующим более динамичному развитию рынка, эксперты называют дефицит помещений с приемлемой арендной ставкой. "Еще до открытия ресторана Porto Maltese мы рассматривали возможность открытия в Минске сети кофеен, и, подыскивая возможные места их размещения, обратились к ряду организаций, которые занимались реконструкцией исторического центра города. К сожалению, мы обнаружили, что в их планах практически не предусмотрено создание соответствующих коммуникаций и проектных решений для размещения на первых этажах зданий предприятий общепита. Перепроектирование же помещения самостоятельно требует слишком больших вложений", - рассказала Е.Мозжухина.
По мнению экспертов, нуждается также в изменении система подготовки персонала ресторанов, и самих рестораторов. "В силу не очень высокого уровня развития рынка, в стране пока мало профессиональных рестораторов и управляющих, которые владеют передовыми технологиями этого бизнеса. Система же их подготовки в стране, так же, как и законодательство, регулирующее эту сферу, нуждается в модернизации и адаптации к современным условиям", - заметил один из собеседников. Помимо того, добавляют эксперты, необходимо изменение стереотипов, сложившихся еще в советское время, к профессии официанта.
"Работа официанта в стране все еще считается малопрестижной, и чаще рассматривается как один из видов временной работы для молодых людей. Это препятствует появлению широкого круга профессиональных официантов, которые обладают достаточным опытом для работы в ресторанах высокого класса", - подчеркнули они.
По данным министерства торговли Беларуси, товарооборот общественного питания (в сопоставимых ценах) в расчете на 1 жителя республики в 2007 году составил Br195 тыс. и вырос по сравнению с 2006 годом на 26,6% (в 2006 году по сравнению с 2005 годом рост составил 17,6%).
В 2007 году в городах республики за счет реконструкции и нового строительства открыто 353 объекта общественного питания на 12,3 тыс. мест.
В настоящее время в республике насчитывается 11,1 тыс. объектов на 707,3 тыс. мест. В том числе сеть общедоступных объектов общественного питания на 1 января 2008 года составляла 4,9 тыс. единиц на 207,4 тыс. мест, или 44,4% общего числа предприятий общепита в республике. За 2007 год количество ресторанов, кафе и баров увеличилось на 312, в том числе в Минске - на 82 объекта. Основная доля общедоступных объектов общественного питания в Беларуси - это предприятия 1 и 2 наценочных категорий.
По информации Минторга, на 1 тыс. человек в общедоступной сети предприятий общественного питания приходится 19,9 мест.
Согласно прогнозу министерства, к концу 2010 года в Беларуси будет функционировать 11,2 тыс. объектов общественного питания на 712 тыс. мест. В Минске, по плану горисполкома, предполагается увеличение действующей сети на 140 единиц до 1,7 тыс. к концу 2010 года.