"По моему мнению, развитие, которое шло последние три года, может серьезно замедлиться, если раньше рынок рос примерно на 50% ежегодно, то в этом году из-за кризиса планируется рост на 10-15%. Будет снижение темпов роста, которое и так должно было когда-нибудь наступить", - сообщил Д.Чумак.
В России же, по его словам, серьезное снижение на рынке происходит уже с сентября прошлого года, многие крупные предприятия отказываются от ранее сделанных заказов на промо- продукцию. "У нас отказов практически не было, у некоторых крупных клиентов возникли проблемы с оплатой, но сомнений в том, что сувенирная продукция нужна, у них нет", - рассказал собеседник.
По мнению Д.Чумака, белорусскому рекламному рынку в целом и рынку сувенирной продукции глубокий кризис не грозит, так как реклама сможет "спасти многие белорусские предприятия". "Есть компании, которые до сих пор закладывают в свои бюджеты достаточно большие суммы на сувенирную и промо-продукцию. Возможно, клиенты будут выбирать более дешевые сувениры, но более дешевые - значит более массовые", - отметил он.
Собеседник подчеркнул, что "кризиса мы не боимся, у нас (в Беларуси - ИФ) развивающийся рынок, и я могу сказать, что еще три года назад он был "первобытным". Сейчас он уже поднялся на ступень выше, и будет развиваться дальше".
Говоря о белорусском рынке сувенирной и промо-продукции, Д.Чумак отметил, что "с каждым годом становится все меньше "серого" рынка, еще два года назад он составлял около 80%, сейчас же доли "серого" и "белого" рынков практически сравнялись".
ООО "Юнедар" работает на белорусском рынке с 2001 года, осуществляет поставки корпоративной и сувенирной продукции, vip- подарков, ножей, хозтоваров, кухонных и столовых принадлежностей ведущих европейских фирм.