Если перефразировать строчку из известной песни — важней всего порядок в доме. И в каждой конкретной квартире, и во всем подъезде, и целиком в многоэтажке. Вот только кто должен его наводить? С принятием нового Кодекса об административных правонарушениях жилищно–коммунальные службы получили новые полномочия, а милиция, наоборот, утратила обязанность заниматься некоторыми «жилищными» проступками. Если соседи затеяли ночной ремонт — звоните в ЖЭС. За стенкой поселились подозрительные квартиранты — обращайтесь к участковому. По детской площадке вальяжно разгуливает ротвейлер — попросите мастера ЖЭСа приструнить хозяина. Однако — судя по читательской почте — разграничение юрисдикции на пользу делу не пошло: у жильцов создается впечатление, что компетентные службы от них просто отворачиваются, отвечая: «Это не наше дело». Кто на какие вопросы должен отвечать и какие проблемы обязан разрешать? Ответ в конференц–зале «СБ» давали Алексей БЕГУН, временно исполняющий должность начальника департамента по гражданству и миграции МВД; Михаил КОЛОСОВ, начальник отдела эксплуатации жилищного фонда Министерства жилищно–коммунального хозяйства; Сергей КОРОВАЦКИЙ, начальник отдела экологического надзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома; Алексей ЛАУТО, директор ЗАО «Арэса–Сервис ЖЭС»; Владимир САЦЮК, заместитель начальника управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД; Виталий ЯРОШ, старший участковый инспектор милиции отдела охраны правопорядка и профилактики Октябрьского РУВД Минска.
«СБ»: Довольно часто в редакцию пишут недовольные жильцы: «Соседи за стенкой всю ночь скандалят — спать не дают. Позвонили в милицию, но там наряд выслать отказались — посоветовали обратиться в ЖЭС. Домоуправления начинают работу только утром, а значит, приходится до утра выслушивать крики за стеной. Как нам быть?» Уважаемые эксперты, давайте сейчас рассмотрим несколько типичных бытовых проблем и составим своеобразную памятку для жильцов — в каком случае куда звонить.
В.Сацюк: Как вы знаете, с 1 марта 2007 года введен в действие новый Кодекс об административных правонарушениях (далее — КоАП). Он изменил полномочия и обязанности милиции и некоторых других организаций, которые ведут административный процесс. Теперь правом составления протоколов, кроме милиции, стали обладать и службы Минжилкомхоза. Однако люди, не зная об изменениях в законодательстве, по привычке при малейшем нарушении звонят в службу «102». Почему? Ну, во–первых, потому, что милиция — оплот порядка в глазах граждан: ее сотрудники в их понимании должны пресекать любые нарушения общественного порядка. В каждом районе есть участковый инспектор, отделение внутренних дел, которые всегда среагируют. Считают: случилось что–то — звони в любое время. Сигнал примут, приедут, составят протокол, накажут виновных. Но с введением нового КоАП милиция просто не имеет права составлять протоколы, когда дело касается случаев нарушений Правил пользования жилыми помещениями.
«СБ»: И что же это за случаи?
В.Сацюк: Например, соседи шумят — жужжат перфоратором или чересчур громко между собой ругаются. Тем самым мешают другим жильцам отдыхать в вечернее время. Формально такие нарушения очень схожи с мелким хулиганством, и естественно, что граждане не видят между ними никаких различий. Однако по закону хулиганство обязательно должно происходить в общественном месте, каковым квартира не является.
«СБ»: А подъезд?
В.Сацюк: В зависимости от ситуации. Если там просто курят, мусорят, то обращаться все равно нужно в ЖЭС. Но даже если граждане принесут заявление в милицию, не принять его мы не имеем права. Однако так как наказывать за подобные нарушения не имеем права, то даем людям официальный ответ, что проблема находится в компетенции жилищно–коммунальных служб, и перенаправляем письмо туда. Главный минус такой последовательности — теряется время. А ведь нередки ситуации, когда реагировать нужно было бы оперативно, но некому: милиционер права не имеет, а сотрудник домоуправления еще не в курсе...
М.Колосов: Неплохо бы пригласить на обсуждение сюда кого–то из жильцов неблагополучного дома.
«СБ»: Приглашали, да никто не пришел. Хотя писем и гневных отповедей на интернет–форумах по этим проблемам очень много.
М.Колосов: Вот видите, какая гражданская «активность». Все хотят, чтобы в доме был порядок, но очень мало тех, кто действительно что–то для этого делает. К примеру, довольно часто люди жалуются на пропажу счетчиков электроэнергии. Я, признаться, недоумеваю: счетчик — собственность жильца и вешать или нет на него замок — личное дело каждого. А люди требуют замков от нас... Едва ли не каждый день жильцы возмущаются, что в их подъезде собираются компании молодежи — курят, мусорят, матом ругаются. Недовольство по–человечески понятно. Но почему они сами не хотят ничего сделать, чтобы ограничить доступ чужаков в свой подъезд? На домофон, который прослужит много лет, жалеют денег...
Жилищный фонд в основном — на 85 процентов — частный. И каждый считает себя полноправным хозяином не только в квартире, но и на площадке, в подъезде: что хочу, мол, то и ворочу. Однако — и тут я, вероятно, огорчу многих собственников — мы, по сути, все равно живем в общежитии. А значит, задумывая что–то сделать, должны учитывать и мнение своих ближайших соседей. Иначе ссор, скандалов и обид не избежать, поверьте. И ЖЭСы не в силах разрешать все эти конфликты. Люди должны наконец научиться сами налаживать отношения с соседями. Если за стенкой маленький ребенок — обсудите с его родителями, в какие часы приемлемо вести ремонтные работы и разъясните это своим штукатурам, плиточникам, электрикам. Чтобы как–то урегулировать общение между жильцами и коммунальными службами, были разработаны Правила пользования жилыми помещениями в многоквартирных домах. И первейшая обязанность всех собственников и нанимателей — соблюдать эти правила. Да, шум шуму рознь. Одно дело, когда что–то ремонтируется: сверлят, стучат молотком, — это шум разовый. Вполне возможно, что ваш сосед в самом деле не может подождать до утра с починкой этой вещи. А вот если раздается грохот от ударов кувалды, тут нам нужно посмотреть: а не ведется ли перепланировка в квартире — так что обязательно сообщите в ЖЭС.
«СБ»: Вы говорите, правила пользования жилыми помещениями должен соблюдать каждый жилец. Но вот я, например, — и, уверена, многие другие люди — за всю жизнь их в глаза не видела. Вы выдаете такие брошюрки при заселении новых собственников?
М.Колосов: В договоре, который заключают все новые собственники или наниматели квартир с ЖЭСами, правила приведены практически полностью. Хотя обо всем, конечно, там не напишешь. Правила эти и в центральных газетах опубликованы, и в продажу поступают регулярно. Так что ознакомиться с ними — не проблема.
«СБ»: Вряд ли обычный жилец пойдет в библиотеку или книжный магазин искать эти правила — просто лень будет. Тем более что нет перед глазами примеров, когда кого–то из соседей или знакомых наказывали бы за их несоблюдение... Михаил Михайлович, может, коммунальным службам стоит затеять специальную акцию и обеспечить такими памятками жильцов каждой квартиры?
М.Колосов: Вероятно, в следующем году вступит в силу измененный Жилищный кодекс, разработка которого сейчас идет полным ходом: в нем будут сформулированы и новые требования к пользованию жилыми помещениями. Тогда мы и распространим их среди жильцов — ведь, чтобы соблюдать, люди в самом деле должны их знать.
«СБ»: Рассмотрим другой пример: владелец крупной собаки — например, ротвейлера — регулярно выпускает его на улицу «побегать». В ошейнике, но без намордника. Завидев внешне совсем небезобидную собаку, детишки пытаются спрятаться, взрослые застывают на месте. Как быть?
А.Лауто: Пошла как–то уборщица одного из обслуживаемых нами домов убирать на 9–й этаж, а там на площадке французский бульдог. Облаял ее. От страха женщина упала — случился гипертонический криз. Она 3 дня на работу не могла выйти. Хозяин пса лишь руками разводил непонимающе: мол, что тут такого, собака гавкнула — не покусала же... Я в милицию обратился — они меня в ЖЭС отправляют. Я в ЖЭС — там отвечают, что рассмотрят заявление. Но никто так и не прислал толкового решения...
В.Сацюк: Вешают всех собак — уж простите за каламбур — на нас, милицию. Раньше мы действительно контролировали соблюдение правил содержания домашних животных в квартирах. Однако новый КоАП делегировал эти полномочия местным исполкомам и жилищно–коммунальным службам. Именно сотрудники этих организаций должны составлять протокол на владельца кусачей собаки.
Совсем другое дело, если агрессивно настроенная собака вот прямо сейчас бегает по двору и рычит на людей. Звоните в службу «102» — и, вероятно, милиционер с табельным оружием прибудет гораздо быстрее, чем бригада по отлову безнадзорных животных. Иной вопрос, что воспользоваться пистолетом можно не всегда. К примеру, в людном дворе любая пуля может рикошетом попасть в человека. Поэтому в каждом конкретном случае нужно свое решение. Очень важно учитывать, что работники из бригады по отлову бродячих животных, экипированные соответствующим образом и обладающие специальными навыками, гораздо быстрее поймут, как поступить с агрессивным псом. А вот об оперативности их работы нужно серьезно подумать тем государственным органам, в чье подчинение входят эти службы.
«СБ»: А если соседи чересчур громко ругаются и мне как чужому человеку совсем неинтересно выслушивать их гневные отповеди?
М.Колосов: Воспитывать или стыдить жильцов в обязанности ЖЭСов не входит. Вмешиваться в семейные отношения мы не имеем права.
В.Сацюк: Иной вопрос, если вы явно слышите, что за стенкой кого–то избивают или угрожают расправой. Тогда ваш гражданский долг — вызвать милицию и тем самым предотвратить преступление. А уж писать ли заявления друг на друга — личное дело для членов конфликтующей семьи.
М.Колосов: Вообще, самая главная задача сотрудников эксплуатационных организаций — содержать общее имущество совместных домовладений. В любой квартире это — два вентиля на холодную и горячую воду, трубы отопления и канализация в ванной комнате (при условии, что не было самовольных перепланировок). Все остальное — наказание нерадивых хозяев собак, подъездных курильщиков, бытовые услуги населению — дела второй важности.
«СБ»: Кстати, что касается правонарушений и наказаний: скажите, ЖЭСы имеют право составлять протоколы на нарушителей?
М.Колосов: Имеют. И в каждом ЖЭСе есть образцы утвержденных форм протоколов.
«СБ»: Образцы — это, конечно, хорошо, но факты лучше. Подскажите, сколько уже протоколов и по каким статьям КоАП составлено?
М.Колосов: В 2008 году на граждан составлено около 1.400 протоколов за самовольно выполненные перепланировки в жилых помещениях и совместно с органами внутренних дел и государственного санитарного надзора — более 1.350 протоколов за нарушение правил содержания домашних животных.
«СБ»: Жаль, конечно, что директора государственных ЖЭСов в последний момент отказались от участия в «круглом столе»... Скажите, почему у домоуправлений столь неудобный для граждан график работы — до 18 — 20 часов вечера. Многие люди в это время еще только домой спешат. Приедут они, увидят разрисованные лестничные площадки, сорванные почтовые ящики, гору окурков на подоконнике... И хотели бы сообщить о непорядке куда следует, да телефоны ЖЭСа уже не отвечают. Вот граждане и звонят в милицию...
В.Ярош: Верно, по всем фактам нарушений, произошедшим в вечернее время, жильцы обращаются в милицию. Выслушиваем жалобы, принимаем заявления, регистрируем, рассматриваем и направляем в ЖЭС. И сообщаем жильцу, что, так как обращение было подано не по адресу, срок рассмотрения может затянуться... Мы даже сами сделали памятку для граждан, где расписано, куда следует обращаться в случае тех или иных нарушений: когда в милицию, а когда в ЖЭС. Но люди все равно чаще всего звонят в милицию — так им проще.
В.Сацюк: В самом деле, почему бы вам не посадить в каждом ЖЭСе одного–двух ночных дежурных, которые бы занимались приемом жалоб? Приходили бы по вызову и фиксировали все правонарушения, а не заставляли жильцов сваливать эту работу на нас. По моим сведениям, численность работников ЖРЭО, например, Советского района раза в 3 превышает численность сотрудников милиции того же района. Однако наши сотрудники должны в течение 7 минут явиться на место нарушения — когда бы оно ни произошло. А мастера ЖЭСа только к обеду следующего дня дождешься, когда нарушителя и след простыл.
«СБ»: Кстати, а если кран потек в полночь, кого звать поменять прокладку?
М.Колосов: Если поломка серьезная, приедет аварийная и выполнит работу по бытовым услугам. Для того она и существует. Мы не можем в нынешних условиях идти на расширение штатов, чтобы работать еще и в вечернее, ночное время. К тому же что делать, если в ночное время с дежурным сантехником что–нибудь произойдет? Кто отвечать будет? Значит, нужно выводить несколько человек с инженером. Как правило, все плановые работы и бытовые услуги выполняются в течение дня.
В.Сацюк: Я не боюсь посылать милиционера к преступнику–рецидивисту, а вы боитесь за сантехника, который одинокой женщине пойдет кран починить в удобное для нее время...
М.Колосов: У нас нет такой обязанности. Заказы по бытовому обслуживанию принимаются до обеда — сегодня на сегодня, после обеда — сегодня на завтра или в удобное время в другой день.
В.Сацюк: Так в чем дело, пропишите и вы себе, что можете выезжать по вызовам, — пусть такие заказы оплачиваются по двойному, тройному тарифу. Вам же прибыльнее будет!
«СБ»: Весьма нередки случаи, когда в арендованных квартирах проживают нелегальные мигранты или же устраивают там офисы, притоны. Кто должен заниматься этими проблемами?
А.Бегун: Порядок в доме начинается с ответственного отношения самих граждан. Если им все равно, что делается в соседних квартирах, подъездах, на лестничных площадках, то порядка, конечно, там не будет. Поступил, например, от жильцов сигнал о том, что в соседней квартире проживают какие–то подозрительные люди, в тот же день туда придет участковый или сотрудник подразделения по гражданству и миграции, которые проверят обоснованность жалобы и примут соответствующие меры. Другой пример: если дебоширы неоднократно заливали соседей, устраивали «пьяные» скандалы, вели антисоциальный образ жизни, то таких нанимателей государственного жилья суд может выселить из квартиры. Когда же дело касается полноправных собственников, принудить их освободить жилплощадь нельзя. Даже направление таких людей в ЛТП не решает проблемы. Они возвращаются и опять принимаются за старое.
А.Лауто: У нас вся государственная пирамида власти, так сказать, озабочена одной задачей: сделать жизнь граждан как можно лучше. Но весь парадокс в том, что граждане перестают сами что–то делать. Как говорил профессор Преображенский, разруха в головах людей. Возьми лопату да почисти возле своей машины, чтобы можно было выехать и въехать.
«СБ»: А как насчет проверки, проживают ли люди по месту регистрации? Кто должен ее осуществлять?
В.Сацюк: По закону милиция обязана осуществлять контроль за соблюдением законодательства о гражданстве и миграции. Однако милиционера люди вправе и не пустить в квартиру — если у того нет санкции прокурора на арест или обыск. Вместе с тем в правилах записано, что собственник или наниматель обязан работнику ЖЭСа открыть дверь и дать возможность осмотреть, скажем, трубы отопления. А войдя в квартиру, можно хозяев попросить и документы предъявить. В случае обнаружения каких–либо несоответствий работник должен сообщить об этом в орган внутренних дел.
«СБ»: Предположим, захожу я в подъезд и вижу: какой–то хулиган ломает почтовые ящики. Кому звонить?
М.Колосов: По закону обратиться вы можете хоть в ЖЭС, хоть в милицию. Но давайте представим ситуацию: допустим, поймал работник ЖЭСа злоумышленника на месте преступления. Что он ему может сделать? Задерживать мы полномочий не имеем. Тот просто оттолкнет его и уйдет...
В.Сацюк: В КоАП записано, что административное задержание и принудительный привод исполняют органы милиции. И на ЖЭС, а не на жильца, возложена обязанность доказать, что такой–то гражданин нанес ущерб. А вот если он отказывается, вы обращаетесь в милицию. Мы вовсе не хотим переложить на кого–то свои функции, нужно просто упорядочить права и обязанности каждого госоргана. Если жильцы дома и работники ЖЭСов станут выполнять свой четко очерченный круг обязанностей, тогда и порядок будет легче и проще поддерживать.
А.Лауто: Порядок может быть только тогда, когда все звенья в цепи работают. Выпадает одно звено — и все: как бы ни старались работники ЖЭСа и сотрудники милиции, но, если жильцы не хотят прилагать никаких усилий для поддержания порядка, его не будет. Нельзя силой заставить людей жить красиво, чисто, благоустроенно. Это — уровень культуры, который не один год формируется.
«СБ»: А из чего складывается правовая культура жильцов? Достаточно просто прочитать правила, узнать свои права и обязанности?
А.Лауто: Все неоднозначно... К примеру, в новых домах, где люди за собственные деньги купили квартиры, жильцы сами заботятся о сохранении порядка: нанимают управляющего, консьержку, платят им зарплату. Недавно в одном из домов, которые мы обслуживаем, произошло ЧП. В подъезде хулиганы разрисовали все стены. Эти художества у меня на фотоснимках запечатлены. В тот же день я написал заявление в милицию. Молодцы оперативники, быстро нашли их: через два дня ко мне приходят мамочки этих малолетних «граффитистов», чтобы как–то решить проблему. Родители по должностям непростые — директора, завучи, известные спортсмены. Отозвать заявление просили. Я ответил, чтобы нанимали бригаду маляров и провели ремонт. Представляете, за 3 дня все было отремонтировано. Я написал тут же в РУВД, чтобы поощрили сотрудников за хорошую и оперативную работу. Все, после этого в подъезде порядок.
М.Колосов: А я сам живу в старой пятиэтажке. Жильцы в основном — пенсионеры. Никакое товарищество собственников они и не думают создавать, хотя работой местного ЖЭСа не всегда довольны. Стоял в нашем подъезде кодовый замок, потом сломался: алкоголики стали заглядывать, на лестничных площадках появились бутылки, мусор, «туалеты». Мы организовали собрание, обсудили проблему и решили поставить в складчину домофон — меньше чем за месяц управились. Потом понемногу сбросились на ремонт — теперь и самим в подъезд приятно войти. Так что форма собственности — не главное, важнее — личная культура жильцов. Вообще же, в республике домофоны установлены в 60% подъездов, 80% подъездов отремонтировано.
«СБ»: А есть ли проблемы по наведению порядка во дворах — на парковках, детских площадках?
С.Коровацкий: До октября 2006 года вопросы уборки брошенного и разукомплектованного автотранспорта целиком и полностью возлагались на сотрудников ГАИ. Почему — непонятно. Если мы инспектируем дорожное движение, то при чем здесь груда недвижимого металлолома? Которая чаще всего так и останется хламом и никогда не появится на дорогах. Решением Мингорисполкома № 2129 от 26 октября 2006 года был принят порядок организации работ по установлению собственников брошенных или иным образом оставленных ими транспортных средств и признанию этих транспортных средств без хозяина. По состоянию на 1 января 2009 года в Минске всего зарегистрировано 609.810 единиц транспорта. Вдумайтесь в эту цифру. При почти двухмиллионном населении города получается на трех жителей вместе со стариками и детьми — один автомобиль. Но далеко не все из этих автомобилей действительно эксплуатируются! Когда из ЖЭСа или ЖРЭО нам поступает запрос с просьбой установить владельца «автохлама», уже через 5 дней мы отправляем ответ. На этом наши функции заканчиваются. Никакой эвакуатор на место стоянки мы не направляем и транспортное средство не вывозим. Отмечу, что принудительная эвакуация транспортного средства предусмотрена только в случаях, когда водитель находится за рулем в нетрезвом состоянии, управляет без водительских документов, или за нарушение правил остановки и стоянки.
«СБ»: А как машины чаще всего становятся «автохламом»?
С.Коровацкий: Бывает, что пенсионеру в возрасте не дали медсправку — слишком болен, чтобы быть внимательным водителем. Он ставит машину во двор как бы временно... Большинство таких ненужных машин — 70 — 80–х годов выпуска, которые принадлежали пенсионерам. Эти люди ушли из жизни, а автомобили перешли по наследству их детям или внукам. Если для старика даже такой автомобиль представлял какую–то ценность, то наследникам чаще всего он просто не нужен.
«СБ»: И куда же деть такое «наследство»?
С.Коровацкий: Владелец может снять его с учета практически бесплатно с формулировкой «в связи с выбраковкой» и сдать на специальный полигон. Причем даже получить за металлолом какие–то деньги. Если машина неспособна преодолеть эти несколько километров, можно написать заявление в ЖЭС или ЖРЭО, чтобы ему оказали содействие в вывозе. Так что проблемы как таковой нет — нужно просто хотеть законным методом избавиться от старого авто. На мой взгляд, нам не хватает законодательно установленной ответственности владельцев автомобилей за длительное хранение их без использования по назначению. В Правилах благоустройства городов и городских поселков было прописано, что длительное хранение запрещено. Но что означает «длительное хранение», никто не определил. Месяц, полгода, год?..
«СБ»: А если представить случай, что владелец авто умер, наследников нет, а соседям металлолом мешает, парковочное место занимает...
С.Коровацкий: По закону, чтобы признать автотранспортное средство бесхозяйным, нужно подать исковое заявление в суд. Суд примет заявление и будет ждать 3 года, пока не пройдет срок возможного появления хозяина этого автомобиля. В это время автомобиль по закону нельзя никуда убирать, он должен оставаться на том месте, где стоял раньше. А сколько под ними остается мусора? Да и сам по себе разлагающийся автомобиль представляет серьезную экологическую опасность. Учитывая, что у нас в городе и без того очень остро стоит проблема автостоянок, я считаю, нужно срочно принимать на законодательном уровне меры по решению проблемы утилизации брошенных транспортных средств.
«СБ»: Очень много приходит писем от читателей по поводу парковки машин во дворах. Почему бы не разграничить территорию под площадки и не распределить их между владельцами автомобилей? Каждый бы знал свое место, конфликтов стало бы намного меньше...
С.Коровацкий: Не думаю, что такие вопросы надо выносить на уровень законодательства. В принципе, эти проблемы вполне могли бы решить сами жильцы в рамках, так сказать, своего товарищества собственников жилья. Но и здесь есть немало сложностей. Дело в том, что никто не может запретить поставить во дворе автомобиль приехавшему, скажем, в гости к кому–то из жильцов. Земля в городе принадлежит горисполкому. И пользоваться ею могут все.
А.Лауто: Умные и интеллигентные люди всегда смогут договориться. Распределят площадь парковки с учетом габаритов машин, расположения окон — чтобы каждый в случае необходимости мог взглянуть на свое авто. Еще раз повторюсь: главное — культура человеческого общения. Не нужно выкупать «квадраты» двора под свое авто — достаточно просто серьезно и обстоятельно побеседовать с соседями и найти устраивающий всех компромисс.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.