21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Граница на замке или грабли интеграции

26.08.2009 15:48 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Тема границы между Россией и Беларусью размуссирована за последнюю неделю до полужидкой консистенции. Чего там Ломать Сами-Знаете-Кому наговорил - тайна сия велика есть. Может, и в самом деле - просто мусор предложил убрать, да страховые киоски облагородить. Хотя, один мэр тут тоже облагораживанием киосков несколько лет тешился. В итоге передохли все киоски, на корню. Киоски и пристальная забота чиновников - две вещи несовместных.

А может, для пущего устрашения русских, мы им действительно прозрачно намекнули, что Европа теперь за Оршей заканчиваться будет. Не то, чтоб мы так на самом деле думали, но чисто посмотреть хотели - как они нервно реагировать будут. Интересно же. Особенно когда пугать для поддержания братской любви надо, а вроде как и нечем уже.

Прошел, правда, шепоток, что у русских там, со своей стороны, уже готов собственный план мобилизационного развертывания полноценной границы на линии соприкосновения братских государств. С чего бы, спрашивается? Мы-то чем провинились? Был такой старый анекдот про хохлов, которые собирались пойти москалям морды набить. А на встречное предположение "А если они нам морды набьют?" - искренний ответ: "А нам-то за что???" В общем, картинка узнаваемая.

Параллельно источники сообщают, что в недрах таможенного комитета идет живая работа по обустройству внешних границ союзного государства таким образом, что там вместе с нашими таможенниками российские будут службу тащить. И, таким образом, единое таможенное пространство обретет статус свершившегося факта. Что, кстати, совершенно устраняет необходимость даже в имитации границы белорусско-российской, с киосками или без. И, в отличие от слухов и информационных вбросов, такая работа действительно ведется, и даже есть документы, на основании которых все это потиху бурлит.

Поскольку ни на звание аналитиков, ни на звание экспертов претендовать нам наглости не хватает, попробуем по-простому прикинуть к носу палец и просчитать последствия и того, и другого развития событий.

Если вдруг Россия инсталлирует блокпосты на рубежах и закроет свой рынок. Тут даже думать не о чем. Сразу труба. С той стороны - нефть с пошлинами, в ту сторону - МАЗы с пошлинами. То есть чистые убытки в обе стороны, и ну его на фиг, такой бизнес. И нефть не перепродать налево, и МАЗы с Горизонтами никому не впихнуть направо. Так что лучше вообще о таком раскладе не думать.

Но что забавно, и широко распахнутая граница не сулит нам неземного счастья. Кто бывал в России - знает, что не бывает русского ГАИшника, желающего лишить вас прав. Есть только ГАИшники, желающие урегулировать вопрос. К взаимному удовольствию. Не бывает русского пожарника или инспектора санэпидстанции, озабоченного закрытием вашего предприятия за вскрытые нарушения. У них совершенно другие цели и если уж на вас свалилась такая кара небесная - идите уж, откупоривайте кубышку, исход все равно известен. Та же ерунда и с таможней. Российскую таможню не интересует ваш груз. Ее интересует, сколько она поимеет с "выпуска груза в свободное обращение". И больше ничего.

Посему с братским обобществлением границы возникнет чертовски ощутимая проблема - отсутствие таможенных платежей. Кому, скажите, понадобятся белорусские запуганные таможенники, шарахающиеся от собственной тени, отягощенные белорусской системой сертификации и накладными, являющимися бланками строгой отчетности??? Когда сделав крюк в пару сотен километров, в том же Смоленске, можно растаможить все, что душенька пожелает, по вполне демпинговым ценам (в сравнении с белорусскими), без лишних заморочек и без всякого чреватого последствиями документооборота? Почувствуйте разницу, называется.

Отчего у нас в таком фаворе голограммы на всем, что под руку попадется? Отчего ИП тарятся на Черкизовском и Хмельницком рынках, но почему-то не на Червенском? А ведь по большинству позиций таможенные пошлины у нас с Россией унифицированы. Казалось бы - какой смысл к черту на рога за товаром таскаться, рисковать, завозя его "в серую"?

Но так уж устроен мозг нашего чиновника, что туда не забредают мысли о причинах, там все ячейки плотно оккупированы мыслями о борьбе с последствиями.

Если припомнить, что таможня формирует около трети доходной части бюджета - сразу понятно, что проблема открытой границы с Россией стоит несколько больше, чем выеденное яйцо. Собственно, процедура импорта - вообще тема, на которую либерализаторам следовало бы обратить свое внимание чуть ли не в первую очередь, и уж всяко раньше, чем затевать беготню по ЖЭСам с целью наведения порядка. Порядок - он, конечно, везде нужен, но его экономический эффект в некоторых областях может потрясти воображение. И эти области - уж точно не ремонт сантехники.

Никакое свыше подаренное геополитическое положение нам не поможет, пора бы уж это осознать. Пара лет игры в конфискат - и трасса Брест-Москва выглядит пустыней в сравнении с трассой Москва-Питер. Да, через Финляндию дальше выходит, зато рисков никаких и там люди прекрасно понимают, что транзит их кормит, и относятся к этому транзиту соответственно. Годы бескомпромиссной борьбы с частным бизнесом - и вот уже Литва, геополитическому положению которой только посочувствовать, переваливает подержанные автомобили сотнями тысяч, если не миллионами. И центры логистические под Вильнюсом кустятся, как опята. Даже премьер-министру не пришлось ночей недосыпать, обдумывая речи об инвестиционной привлекательности. Сами пришли, сами все построили, и сама собой Литва оказалась как-то вполне транзитной страной, хотя казалось бы - кому нужна эта обочина геополитическая?

Несколько взбрыков с транзитом нефти - и вот уже труба БТС-2 плавно огибает сердце Европы, невзирая на всю геополитическую привлекательность... Может, достаточно уже примеров, может пора задуматься, что с нами не так, что от нас все бегут, как черт от ладана?

И ведь с таможней та же ерунда получится. Не способствует таможня, обученная только "держать и не пущать", симпатиям бизнеса. Да и вся наша система работы с импортом - тоже у кого хочешь охоту связываться отобьет. И вся тема логистических центров, столь пылко любимая нашим премьер-министром - такой же миф, как могучий белорусский автопром. Не пойдет туда никакой транзит. Ему бы проскочить Синеокую побыстрее, да выдохнуть с облегчением, что пронесло. А еще лучше - огородами какими-нибудь объехать, от греха подальше.

Раз уж продлили нашим чиновникам выезд в Европу - съездили бы, что ли, посмотрели, как люди работают. Люди, действительно понимающие, что транзит - это их хлеб. Эти люди делают все, чтобы транзиту было комфортно. Они не видят в каждом дальнобойщике контрабандиста. Они не считают каждый груз заведомо криминальным, а документы - фальшивыми. Они не потирают руки, завидев импортера, приехавшего растаможиться, в предвкушении возможности ободрать его, как липку, прицепившись к неправильно поставленной запятой в инвойсе.

В транзитной стране работать с грузом нужно быстро, без заморочек, видеть в перевозчике и импортере не врага и не потенциального преступника, а человека, деньги которого тебя кормят, и относиться к нему соответственно. Нам до такого положения вещей - как до Луны. Самый наглядный и простой пример, доступный каждому, - белорусско-литовская граница. Сначала у шлагбаума постоять, пока тебе пограничники квиток выпишут. Потом сбегать по очереди в транспортную инспекцию, паспортный контроль и дождаться таможенника, чтобы каждый на квитке свой штемпель шлепнул. Ну и на выезде, у шлагбаума, квиток этот предъявить еще одному пограничнику. Тут же, через сто метров, литовский пограничник сам подходит к машине, заглядывает в багажник, берет документы и после проверки приносит их вам. На выезде из Литвы документы вообще подают в окошко не выходя из машины.

Помнится, господин Шпилевский уже рапортовал о системе "одного окна" на наших границах. Может, ему стоит все же прогуляться этих лишних сто метров до литовских постов? Может, и ему откроется сакральный истинный смысл понятия "одно окно"? Тогда, глядишь, не только людям, пересекающим священные рубежи самого транзитного в мире государства, полегчает. Большая экономия для бюджета образоваться может, между прочим. Потому что навскидку дежурная смена белорусского поста в разы превосходит такую же смену у братьев-литовцев. У каждого окна да шлагбаума отдельный человек обретается, как-никак.

Собственно, в этом примере вся наша транзитная сущность видна, как на ладони. Литовцы ничуть не меньше нас блюдут свои границы. Просто они делают это, как того требуют в ЕС и перед ними не поставлена сверху задача видеть в каждом, кто эту границу пересекает, преступника. Поэтому на той же литовской границе ты чувствуешь себя полноценным человеком, которого уважают. А на белорусской - подозреваемым и униженным.

Так что, возвращаясь к вопросу о едином таможенном пространстве - лучше бы озадачились наши чиновники этой проблемой заранее. Пока не поздно. Безусловно, общее с Россией пространство теоретически может стать для Беларуси огромным подарком. Но увы, только теоретически. Вероятнее всего, все получится как всегда - то есть, с точностью до наоборот. И шанс сохранить, а то и повысить поступления в бюджет от таможни есть только один - срочно на корню переделать всю систему. Либерализовать, как бы ни навязло в зубах это слово. Только сделав нашу таможню, сертификацию и прочие процедуры более простыми, более удобными и более профессиональными, чем у соседей, мы могли бы на что-то надеяться.

К сожалению, наши подходы к либерализации известны широко. Так что проблемы бюджета вряд ли нас минуют. Можно уже начинать готовиться.

Ну а сегодня, в какую сторону бы мы ни пошли - хоть на Восток, хоть на Запад - мы вне конкуренции. То есть конкуренция и мы - не пересекаемся. Нас сожрут и те, и другие. Мы еще как-то существовали на заборе между. Правда, от долгого сидения на заборе у нас геморрой, при виде которого арбуз начинает мучаться проблемами с самооценкой. Но с забора, похоже, придется слазить. Неважно, на которую из сторон. И там, и там нас поимеют. Потому что лохи - они предназначены для этого. А мы - закоренелые в своей узколобости лохи. Так что туда нам и дорога.

Мы неконкурентны нигде. И пора уже задуматься не о том, как сохранить в неприкосновенности наш огороженный со всех сторон зоопарк. Все равно не получится. Пора уже подумать о том, как выживать в обществе. Как стать частью общества. Как научиться вести себя по правилам, принятым в обществе. А еще лучше - как нормально конкурировать в нормальном обществе. И времени на то, чтобы этому искусству учиться, у нас все меньше.

Хотя глядя на наших чиновников, так сразу и не догадаешься. Жаль все-таки, что государственные грабли бьют по лбу не тех, кто на них наступает, а все население чохом. Потому что иначе даже самые очевидные вещи до наших чиновников ну никак не доходит...

Михаил Негорбачев, 14 апреля 2009 года, AFN.by

 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Тема границы между Россией и Беларусью размуссирована за последнюю неделю до полужидкой консистенции.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика