21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Москва добьет Минск балтийской трубой?

26.08.2009 16:11 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

11 июня 2009 Экономика и бизнес
Сергей Куликов , Независимая газета Потери Белоруссии в случае ввода в строй БТС-2 эксперты оценили в 600–700 млн долларов в год

Не проходит и дня без новостей об очередном обострении противоречий между Москвой и Минском. Вчера, в самый разгар молочной войны, российская компания "Транснефть" заявила о начале строительства второй очереди "Балтийской трубопроводной системы" (БТС-2). Этот трубопровод станет альтернативой нынешним путям транспортировки российской нефти в Европу, которые проходят через Украину и Белоруссию. Потери Минска в случае ввода в строй БТС-2 эксперты оценили в 600–700 млн долларов в год, при том что бюджет этой страны составляет 15 млрд. долл.

"Благодаря этому проекту снижаются все риски, связанные с факторами, которые могут повлиять на надежную поставку наших энергоносителей", – заявил вчера вице-премьер Игорь Сечин на церемонии сварки первого стыка.

Он отметил, что проект БТС-2 снимет часть рисков при реализации Украиной планов по проекту Одесса-Броды, которые могут нанести прямой ущерб российским нефтяным компаниям из-за закрытия южной ветки нефтепровода "Дружба", а впоследствии и северной ветки. В свою очередь, президент Транснефти Николай Токарев пояснил, что загрузка новой системы, в частности, может быть обеспечена за счет аккумулирования нефти с других направлений в объеме 30 млн тонн.

Трасса нефтепровода пройдет по маршруту Унеча–Усть-Луга (Ленинградская область) с ответвлением на Киришский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Строительство нефтепровода протяженностью около 1170 км будет осуществляться в два этапа. На первом, ввод которого в эксплуатацию запланирован на сентябрь 2012 года, планируется сооружение пускового комплекса с пропускной мощностью до 30 млн тонн. На втором этапе, где работы завершатся к декабрю 2013 года, будет осуществлено строительство очередного пускового комплекса с доведением пропускной способности нефтепровода до 50 млн тонн в год.

Новый маршрут обходит территорию Белоруссии, по которой до сих пор транспортировалась большая часть российской нефти на Запад. В частности, по нефтепроводу "Дружба", пропускная мощность которого составляет около 100 млн тонн нефти в год. Впрочем, как поясняют эксперты, в последние годы прокачка по нему составляла около 80 млн тонн ежегодно. Тем не менее, начав строительство БТС-2, Москва не просто нанесет урон экономике соседней страны, но и обезопасит себя от возможных капризов Минска. Отметим, что начало строительства БТС-2 чисто случайно совпало с молочной войной между Москвой и Минском. Решение строить нефтепровод в обход Белоруссии было принято еще в январе 2007 года. Тогда Россия на четыре дня приостановила поставки нефти в Европу по нефтепроводу "Дружба", после того как Белоруссия неожиданно ввела пошлины на транзит нефти по белорусской территории. Тогда конфликт удалось уладить, после подписания российско-белорусского межправительственного соглашения поставки возобновились в полном объеме, но соответствующие выводы Москва уже сделала.

Эксперты уверены в том, что начало строительства альтернативного нефтяного маршрута серьезно укрепит позиции России на европейском рынке, позволив сократить зависимость от стран-транзитеров. "С этой точки зрения БТС-2 полностью соответствует выбранной стратегии по минимизации транзитных рисков, - уверен эксперт департамента оценки компании "2К Аудит - Деловые консультации" Петр Клюев. - Кроме того, отсутствие посредников при транспортировке энергоносителей позволит России еще и избежать репутационных потерь". К тому же, отмечает он, с экономической точки зрения проект также имеет свои плюсы. "Маршрут БТС-2 позволит значительно загрузить мощности северных портов России, что подразумевает мощный толчок к развитию этого региона", – полагает аналитик.

По мнению ведущего аналитика ИК "Файненшл Бридж" Дмитрия Александрова, с введением БТС-2 зависимость России от нефтяного транзита по территории Белоруссии постепенно снизится примерно в 8–10 раз. "В случае успешной реализации проекта Минск лишится 50 млн тонн транзитной нефти в год, – подсчитал эксперт. – При нынешнем тарифе на прокачку нефти в 2 доллара за 100 км потери Белоруссии приблизительно могут составить от 600 до 700 млн долларов в год".

Однако амбициозные планы России по снижению зависимости от транзита через Белоруссию могут привести к чрезмерно крупным затратам, точную сумму которых назвать не решаются даже эксперты. Напомним, что в конце мая глава Транснефти Николай Токарев заявлял о том, что стоимость строительства БТС-2 составляет примерно 120-130 млрд рублей. Между тем в феврале 2008 года расходы оценивались примерно в 78 млрд рублей, а в 2007 году - в 65,5 млрд. рублей.

"Что касается стоимости БТС-2, то не факт, что она останется на запланированном уровне, - полагает Александров. - В принципе, изменение затрат вполне возможно, однако как именно и в какую сторону - пока неизвестно. Сегодня понятно одно - себестоимость сырья для реализации проекта - т.е. трубной продукции - не оказывает никакого влияния на его стоимость. Поэтому остается только строить предположения, что затраты на него уложатся в ранее озвученные финансовые рамки". Впрочем, уверен эксперт, с любой точки зрения - и с политической, и с экономической - этот проект однозначно будет выгоден для России. "Сегодня можно рассуждать, что затраты якобы необоснованны и лучше все оставить, как есть, – отмечает Александров. – Но как оценить возможные будущие риски с транзитом, при возникновении которых Россия потеряет куда больше, чем потратит сегодня?.."

К тому же, как отмечает Клюев, нынешняя стоимость проекта БТС-2 пока выглядит вполне обоснованной. "Если усилить контроль за расходованием выделенных средств, вполне возможно, что удастся избежать повышения бюджета", - считает аналитик.
 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
11 июня 2009 Экономика и бизнес Сергей Куликов , Независимая газета Потери Белоруссии в случае ввода в строй БТС-2 эксперты оценили в 600–700 млн долларов в годНе проходит и дня без новостей об очередном обострении противоречий между Москвой и Минском.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика