Эксперт: Если у заводов проблемы с экспортом, им надо сократить импортПо данным Национального
статистического комитета, экспорт калийных удобрений в
январе-мае этого года составил 26.2% ,седельных тягачей
-- 12%, грузовых автомобилей -- 17.4% по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Продажи наиболее
значимых товаров -- нефтепродуктов и черных металлов -
пусть незначительно, но все же сократились. -- Калийные удобрения, нефтепродукты и
черные металлы являются самыми важными статьями
белорусского экспорта. Удельный вес этих товаров в
торговле с дальним зарубежьем составляет 67%, -- сказала
"Завтра твоей страны" замглавы исследовательского центра
Института приватизации и менеджмента Ирина
Точицкая. Значительное падение продаж калийных
удобрений объясняется проблемами на наиболее значимых
рынках. К примеру, поставки в Бразилию осуществлялись по
краткосрочным контрактам. В связи с кризисом возможности
у покупателей снизились, и в первые месяцы года эта
страна вообще не приобретала калийные удобрения у
Беларуси. -- В конце минувшего года цены на
калийные удобрения росли очень быстро, и достигли 1
тысячи долларов за тонну. В начале года эта продукция не
подешевела, и цена оказалась неподъемной для
потребителей. Особенно если учесть, что у бразильских
фермеров, которые не могли распродать свою продукцию,
были финансовые проблемы, -- говорит Ирина Точицкая.
В результате Белорусская калийная
компания была вынуждена снизить цены для Бразилии
примерно на 25%. Бразильский рынок является крупнейшим в
мире рынком калийных удобрений. -- Доля Беларуси на нем составляет
15.5%, поэтому крайне важно его сохранить, -- считает
эксперт "Завтра твоей страны". Она отмечает, что рынком Бразилии
проблемы не ограничились. В прошлом году Беларусь
поставляла калийные удобрения в 27 стран мира, а в начале
этого года - только в 12. -- Калийная компания работает над
заключением новых контрактов и надеется, что к концу года
ситуация нормализуется. Но даже если удастся восстановить
объемы поставок, уровень доходов от экспорта вряд ли
будет прежним. Ведь цены упали -- и маловероятно, что они
поднимутся, -- считает Ирина Точицкая. Падение продаж продукции
машиностроения, сельхозмашиностроения и станкостроения
обусловлено другими причинами. -- Эти товары поставлялись на
российский рынок. В России продолжается серьезный
экономический спад, рынок будет стагнировать еще в
течение некоторого времени. Значит, быстрое
восстановление объемов экспорта маловероятно, -- отметила
Точицкая. По ее мнению, искать новые рынки для
белорусской техники сложно. Помимо сбыта необходимо
наладить инфраструктуру, связанную с обслуживанием и
ремонтом. Как известно, проблемы с экспортом
привели к росту дефицита внешней торговли, который по
итогам января-мая составил 3.2 млрд. долларов. Это стало
главной причиной нехватки в стране валюты. По мнению
Ирины Точицкой, проблема дисбаланса может быть решена за
счет сокращения так называемого промежуточного импорта,
когда предприятия покупают сырье и комплектующие. -- Поскольку белорусские заводы стали
продавать меньше продукции, им следует снизить закупки
товаров, необходимых для ее производства. Если экспорт
седельных тягачей составляет 12% от уровня прошлого года,
значит, и импорт комплектующих тоже должен быть на уровне
12%. В начале года предприятия продолжали импортировать
комплектующие, чтобы производить продукцию, которая в
результате оказывалась на складах. Они тратили деньги и
не получали доходов. Похоже, сегодня приходит понимание,
что эту политику пора менять, -- подчеркивает
эксперт. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По данным Национального статистического комитета, экспорт калийных удобрений в январе-мае этого года составил 26.2% ,седельных тягачей -- 12%, грузовых автомобилей -- 17.4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
|
|