Одноразовые вещи — порождение недавнего времени. Лишь в ХХ веке человечество впервые задумалось о том, сколько бесценного времени тратится впустую — на мытье посуды, стирку пеленок и тому подобные скучные бытовые дела. И ужаснулось этому.
Посуда, подгузники, шприцы…
В самом начале XX века, в 1904 г., предприимчивый торговец из Нью-Йорка Томас Салливан изобрел чайный пакетик. В отличие от других коммерсантов экономный Салливан решил посылать образцы чая клиентам не в жестяных банках, как было принято, а в маленьких пакетиках из муслина и шелка. Кто из клиентов решил, что заваривать чай гораздо удобнее прямо в пакетиках, это, как говорится, науке неизвестно. Позже ткань заменили специальной бумагой, хотя и сейчас самые дорогие коллекционные чаи иногда выпускаются в небольших шелковых мешочках. Сам пакетик, претерпев многочисленные трансформации, приобрел современный вид лишь в 1950 году. Двумя годами позже изобретение было запатентовано конкурентом Салливана — ирландцем Томасом Липтоном.
Приблизительно в это же время на свет появилась одноразовая посуда. В 1908 году в американской прессе была начата кампания против «общественной жестяной кружки» — ее негигиеничность называлась среди причин смертности у школьников. «Безопасная чашка» в виде скрученного конусом листа картона была придумана в том же году студентом-юристом Хью Муром из Канзаса. Чикагский предприниматель Лоуренс Луэллен, к которому обратился Мур со своим изобретением, добавил чашке дно, получил патент на изобретение и в партнерстве с Муром основал lndividual Drinking Сuр Company. Уже в 1914 году в публичных местах и поездах были установлены первые автоматы по продаже индивидуальных чашек. К 1960 году в одной только Америке бумажных чашек продавалось на 50 млн. долларов в год.
Идея одноразового подгузника принадлежит американке Мэрион Донован — заместителю редактора журнала Vogue и многодетной матери. Не имея времени на стирку пеленок, сначала она придумала непромокаемые детские трусики из клеенки — боутеры (от англ. boat — лодка), права на которые в 1949 году принесли ей доход 1 млн. долларов. В 1951 году, заменив клеенку на адсорбирующую бумагу, Донован получила патент на изобретение одноразовых боутеров. Однако продать его так и не смогла — использовать подгузник один раз послевоенному поколению казалось непрактичным. Лишь 10 лет спустя, взяв на вооружение идею Донован, сотрудник компании Procter & Gаmble Виктор Миллз разработал одноразовые подгузники Pampers. Первый памперс был выпущен в 1961 году. Сегодня в мире, по разным оценкам, памперсов продается на сумму от 4,5 до 10 млрд. долларов.
Одноразовый шприц — изобретение новозеландского фармацевта и ветеринара Коллина Мердока. Идея заранее запаивать лекарство в шприц для упрощения и ускорения вакцинации животных возникла у 27-летнего Мердока в 1956 году. Позже он решил использовать одноразовый шприц и во врачебной практике, сведя тем самым к минимуму риск передачи инфекции от одного пациента к другому. Выпуск пластмассовых одноразовых шприцев в промышленных масштабах был налажен в 1961 году.
Ручки, бритвы, зажигалки…
Больше всего выгоды из нежелания клиентов использовать вещи во второй раз сумели извлечь производители канцелярских принадлежностей. Главным героем здесь, пожалуй, можно назвать француза Марселя Бика, основателя фирмы Bic. Бик решил начать с производства одноразовых ручек. Правда, саму шариковую ручку изобрели венгры братья Ласло и Георг Биро, эмигрировавшие во время войны в Аргентину. Однако их изобретение оказалось не очень удачным: ручки были дороги, а писать могли только в вертикальном положении. Братья Биро разорились, однако знавший об их изобретении Бик не поленился в начале 1950-х съездить в Аргентину и совместно доработать и усовершенствовать ручку. Первые шариковые ручки, выпущенные Bic в 1953 году, продавались по 50 тысяч штук в неделю. Уже через три года в день продавался 1 миллион ручек.
В 1972 году компания стала выпускать одноразовые зажигалки. Сейчас уже мало кто помнит, что их изобрели также до прихода на рынок предприимчивого француза: по одним данным, в компании Dupont, по другим — в поглощенной Bic компании Flaminaire. В 1975 году Bic «выбросила на рынок» и одноразовые бритвы, потеснив с рынка Gilette.
Сегодня компания Bic каждый день продает по всему миру 22 млн. канцелярских принадлежностей (львиная доля — все те же ручки), 11 млн. бритв и 4 млн. зажигалок. Сам Марсель Бик, никогда не бравший кредитов и не дававший интервью, умер десять лет назад. А одноразовые товары тем временем делаются все изощреннее и изощреннее. Последняя диковинка — одноразовые контактные линзы.
Одноразовые вещи долго вызывали у всех восторженный энтузиазм: они гигиеничны, недороги, просты в обращении, с ними не жалко расставаться. Но мода на одноразовость, кажется, уже проходит. Теперь многие говорят, что эти вещи — порождение глобализации, что они лишены индивидуальности и что, превращаясь в миллионы тонн мусора, они несут угрозу окружающей среде. Количество одноразовых товаров, предлагаемых потребителям, увеличивается не по дням, а по часам. Не менее стремительно земля превращается в свалку — чем популярнее схема «купил — использовал — выбросил», тем больше мусора. С одноразовыми шприцами, иголками, капельницами, перчатками и другими медицинскими принадлежностями в эпоху СПИДа придется смириться. Но как быть с остальным «одноразовым счастьем» — посудой, пластиковыми бутылками, пищевыми упаковками, подгузниками, бритвенными станками и прочим? К счастью, наука не стоит на месте.
Полный распад
Альтернативу одноразовым ложкам, вилкам и ножам из пластмассы предложили американцы. Они изобрели столовый прибор из четырех предметов, сделанный на основе пшеницы, который полностью разлагается микроорганизмами за 3-6 недель. При этом срок годности изделия — 5 лет, к тому же его можно без проблем отправлять в посудомоечную машину и микроволновку. Производители подчеркивают, что пшеница не была генетически модифицирована, а продукт абсолютно безопасен для людей, страдающих аллергией на клейковину и глютеновой болезнью. Уже делаются и ложки-вилки из разлагаемой микроорганизмами смолы, созданной из зерновых и картофельного крахмала.
Как известно, пластиковые бутылки не разлагаются — никаким микроорганизмам они не по зубам. Однако появилась надежда, что вскоре на замену «вечным» бутылкам придут «смертные» — из полилактида, сделанного на основе кукурузы. При температуре 50—60 градусов Цельсия, высокой влажности и наличии микроорганизмов, к примеру, в садовом компосте, тара из него разлагается в течение месяца, при менее благоприятных условиях — меньше чем за 100 дней, а кроме того, усваивается микробами в морской воде. Полилактид представляет собой прозрачный бесцветный термопластичный полимер. Из него можно делать подносы, тарелки, получать пленку, волокно, упаковку для пищевых продуктов, имплантаты для медицины и многое другое. По стоимости и трудозатратам — это один из самых перспективных биодеградируемых пластиков, способный конкурировать с традиционными упаковочными материалами. Так что о «новой эре в битве с пластиком» говорить, возможно, и преждевременно, но сказать, что у «вечной» бутылки век не будет слишком долгим, уже можно.
Отказаться от одноразовых пластиковых пакетов призывают своих граждан и власти Японии. Магазины Страны восходящего солнца ежегодно выдают покупателям около 3 млрд. больших пакетов. Это примерно 300 тыс. тонн пластика, нужного только для того, чтобы донести покупки от магазина до дома, а затем выбросить. Пластиковые пакеты составляют почти 60% объема всего мусора в средней японской семье. Министерство защиты окружающей среды заключило соглашение с рядом крупных торговых сетей и сетей быстрого питания, в соответствии с которым магазины обязуются сократить количество пакетов и пластиковой упаковки на 20-50%. В качестве альтернативы власти предлагают гражданам переключиться на простые полотняные сумки из натуральных материалов и им подобные вещи. Производители тканевой продукции уже освоили выпуск модных моделей матерчатых сумок для магазинов.
А вот британское подразделение IKEA решает проблему иначе. Оно запускает в продажу одноразовые хозяйственные сумки, не засоряющие биосферу. Новые сумки будут производиться из экологически безопасного саморазлагающегося биополимера на основе кукурузного крахмала. Материал полностью разлагается микроорганизмами в течение примерно 60 дней. И хотя экологичные сумки будут стоить чуть дороже прежних, IKEA надеется, что покупатели сделают выбор в пользу сумок из «кукурузного» полимера.
Cъесть вместе с упаковкой
Другое не менее популярное направление — упаковка, которую можно просто взять и съесть. Первыми подобное чудо сотворили американские химики из Службы сельскохозяйственных исследований агрономического управления США. По их мнению, съедобная упаковка — еще и путь к правильному питанию. Она не только сохраняет продукты свежими, препятствуя их соприкосновению с воздухом, но и является полноценной заменой какого-либо фрукта, ягоды или овоща. Удивляться не стоит, ведь, по сути, это пленка, спрессованная из высококонцентрированного плодоовощного пюре. Содержащиеся в нем полисахариды и глюкоза придают ей прочность и гибкость. Специально введенные в состав нерастворимые в воде органические вещества — липиды — обладают водоотталкивающими свойствами, благодаря чему съедобная упаковка не размокает в холодильнике. При этом выглядит она весьма аппетитно, чем-то неуловимо напоминая блинчики. Съедобная упаковка обладает широкой палитрой вкуса — капуста, морковь, томаты, манго, персик, груша, яблоко, земляника и др. Можно использовать ее и в качестве соуса — достаточно приправить съедобную упаковку кетчупом перед тем как заморозить, а затем разогреть и съесть. Не беда, если съедобная упаковка кому-то придется не по вкусу и окажется на свалке. В отличие от традиционных «собратьев» — алюминиевой или пластиковой пленки, она легко разлагается микроорганизмами. Пока в съедобную упаковку рекомендуется заворачивать сэндвичи, которые дети берут с собой в школу, и продукты, хранящиеся в холодильнике. К сожалению, защищать от грязи и механических повреждений съедобная упаковка не умеет. Зато делать ее можно из второсортных овощей и фруктов, что обеспечивает низкую себестоимость и увеличивает привлекательность данного продукта.