Валерий Николаев — один из немногих российских актеров, успешно снимающихся в Голливуде. Это фильмы «Святой» Ф. Нойса, «Коварный враг», «Разворот» О. Стоуна, «Терминал» С. Спилберга, а также в зарубежных сериалах «Стрип» (США) и «Команда мечты» (Пуэрто-Рико). Валерий Николаев родился в 1966 году в Москве. В 1990 году окончил экспериментальный курс Олега Табакова Школы-студии МХАТ и был принят в труппу МХАТ имени А.П.Чехова. Учился в актерских школах «Julliard School» и «Barbican Center» (Нью-Йорк), McCarter theatre» (Принстон), Нью-Джерси. Имеет диплом Флоридского университета (США) по классу танца. Был хореографом-постановщиком во МХАТе нескольких спектаклей. В кино Николаев дебютировал в 1991 году в трагикомедии «Ниагара» (1991). Снялся более чем в 20-ти фильмах. Огромную популярность актеру принесла главная роль в сериале «День рождения Буржуя». Успех у зрителя имело продолжение «День рождения Буржуя-2», а также роли в сериалах «Next 3» и «В ритме танго». В 2008 году Валерий Николаев дебютировал как режиссер-постановщик фильма «Медвежья охота». За этот фильм на Всесоюзном кинофестивале актеров-режиссеров «Золотой Феникс» в Смоленске Николаев получил приз «Дебют». А на VI Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» Валерий Николаев получил приз имени Александра Абдулова за лучшую мужскую роль в собственном режиссерском дебюте. Я поздравил актера и режиссера Валерия Николаева с наградой и пообщался с ним в Смоленске.
— Валерий, как появилась идея снять фильм «Медвежья охота»?
— Случайно. Продюсеры планировали делать другое кино. В поисках материала они оказались в книжном магазине и обратили внимание на книгу «Охота на медведя». Книга оказалась интересной, и они решили по ней снимать кино. Я узнал об этой книжке в 2006 году, когда мне предложили сыграть в будущем фильме. Сначала планировалось 16 серий, затем 8, потом 4 и полный метр. В последний момент решили сделать такой эксперимент, потому что снимать два формата всегда сложно. Требуется очень серьезная работа по двум сценариям, которые снимаются параллельно. В режиме сериала выработка должна быть соответствующая, необходимо, чтобы это было рентабельно. Плюс надо умудриться в эти сроки все делать качественно. Когда мне предложили сняться, я согласился с условием, что буду снимать я. Спасибо, что продюсеры рискнули пойти на эту аферу, а я, соответственно, постарался оправдать доверие. К сожалению, из-за временных ограничений в фильме не играла Дана Борисова, которая играла в сериале. Мой герой вернулся из армии и сразу женился на ней как нормальный человек. Это очень важная история. Но, к сожалению, по временным стандартам прокатчиков, которые говорят, что больше 1 часа 50 минут они не берут, это ушло. А так была бы полная картина.
— Обычно продолжение хуже оригинала. Вы не боялись сниматься в «День рождения Буржуя-2»?
— Мы здорово рисковали. Мучались сомнениями. Были в съемочной группе люди, которые говорили: зрителям полюбился Буржуй такой, какой он есть. Если он изменится, кому он будет нужен? Но потом мы решили: если ситуации и характер нового Коваленко будут правдивыми, то зрителю он понравится еще больше. А пытаться угодить публике и тупо эксплуатировать старый экранный образ — это нечестно. Риск оправдался, и вторая часть сериала имела не меньший успех, чем первая.
— У вас было счастливое детство?
— Да. Оно прошло в районе Речного вокзала. Большой двор, который делился на старших и младших. Старшие строили хоккейную коробку, младшие чистили там снег, отвечали за заливку льда. Авторитет во дворе зарабатывался футболом или хоккеем. Сплачивались всем двором в конфликтах с другими дворами. Но конфликты эти тоже были большей частью спортивными. Играли в индейцев на опилковых горах, рядом с заводом опилок. Купались в канале, ловили в нем рыбу. Однажды у одного парня во дворе пропал классный фонарь, и он, конечно, сильно расстроился. И я нашел фонарь! Он был спрятан в подъезде, на одном из этажей за пожарным краном. Я вернул фонарь, и этот поступок мне запомнился на всю жизнь. А еще мне запомнилось, как на Новый год Дед Мороз, очень сильно похожий на моего папу, принес мне невероятные коньки фирмы Botas, которые тогда были большой редкостью. На улице был сильный мороз. Но я все равно надел две пары носков и срочно пошел на улицу показывать свой подарок. Но в такой холод там никого не было. Долго ждал, и, наконец, кто-то появился. Я похвастался и побежал домой греться.
— Считаете ли вы себя ответственным за то, в чем снимаетесь или снимаете?
— Да. И эта ответственность, безусловно, на всех актерах, которые делают свою работу и участвуют в тех или иных проектах. Допустим, подходят люди и говорят:
— Знаешь, сколько народа подобрало рыжих котов на улице после сериала «Буржуй?»
— Нет, не знаю.
— Потрясающее количество!
То есть от таких шуточных вещей, которые можно пронаблюдать визуально, что это происходит, понимаешь, что-то, что ты делаешь на экране, влияет на людей. И я выбираю проекты, в которых я, так или иначе, могу отвечать за то, что делаю. Я не могу назвать «Буржуя» чисто криминальным сериалом. Герой в очень сложных обстоятельствах, когда он мог бы ограничиться местью и ненавистью и заняться только этим, в поисках главного обидчика в жизни все-таки приходит к тому, что ненависть и месть ничего никому никогда не приносили позитивного и не решали никаких вопросов. И вместо этого приходит к совершенно другим выводам. Есть там масса моментов, на которые делались акценты в сериале, и хочется надеяться, что их заметили. Мой герой, Коваленко, уговаривает своего друга в очень сложный жизненный момент, когда тот готов покончить с собой, и находит простые, нормальные слова: «Понимаешь, ведь человек может все изменить в своей жизни, пока он жив. Все можно изменить. А в противном случае уже ничего не поменяешь». Может быть, и наивно предположить, но вдруг кто-то в этот момент испытывает что-то подобное и уже открыл окошко? Если я честно это сыграю на экране, он может прислушаться, это отвлечет его внимание, и дальше будет все иначе.
— Как вы считаете, кто герой нашего времени?
— С моей точки зрения, герой нашего времени — это человек, который понимает уровень ответственности его самого за те поступки, которые он совершает. Свою связь с людьми не декларативную, а на деле. Человек, который руководствуется нормальными, объективными, жизненными законами и живет по законам жизни. Его интересуют вечные истины. Находя ответы на эти вопросы и развиваясь, такой человек, наверное, будет героем и нашего, и любого времени.
— Возвращаясь к детству, вы помните свою первую любовь, первый поцелуй?
— Такое не забывается. Еще до школы, ее звали Наташка Степанова, она жила на 7-м этаже, натуральная блондинка. Она потом переехала, и лишь это ее спасло, чтобы не выйти за меня замуж.
— Правда ли, что вы поддерживаете дружеские отношения со своими бывшими женами и женщинами?
— Стараюсь это делать. В ряде случаев удается.
— Как вы считаете, дружба между мужчиной и женщиной возможна?
— Как сказал герой А.П. Чехова в «Дяде Ване»: «Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг». Думаю, возможна.
— Вам приходилось добиваться женщин, которые нравятся, и что вы для этого делали?
— Чтобы понравиться, я начинаю удивлять, и себя в том числе. Это очень мощный двигатель самосовершенствования. Как сказал классик, «легко казаться, очень трудно быть». Но тут вся прелесть в том, что женская интуиция настолько острая, что настоящая женщина, когда кажется, а не есть на самом деле, чувствует сразу. Тогда начинаешь овладевать новыми вершинами. Что может быть более позитивного в этом смысле? Это не означает, что только при таком раздражающем факторе человек что-то с собой делает, но это — не самый плохой побуждающий механизм.
— Вы участвуете в благотворительности?
— Да, по мере возможности. Были мы в разных медицинских центрах, где тяжелобольные дети, и в детских домах. Это хорошо, что люди медийные, появляясь в таких местах, привлекают внимание к проблемам. Но хорошо, если есть продолжение, которое в результате позитивно отражается на детях, больных. Если так, то это здорово и в этом хочется участвовать.
— Как вы попали в Голливуд?
— В результате проб. Сначала одна работа, потом другая. Шаг за шагом. Еще пробы. Еще работа.