Зачем шедевр под потолком?. 21.by

Зачем шедевр под потолком?

31.12.2009 01:00 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Алла АвсянниковаОригинальные поделки белорусской мастерицы удивили Митрополита и... мэра Москвы

Дом Аллы Авсянниковой (на снимке) в деревне Замосточье Минского района знаком ее односельчанам. Когда мы шли с ней по улице, прохожие понимающе улыбались: «Ну вот, скоро опять про нашу Аллу напишут в газете...» Как не написать, если повод -- самый подходящий: Алла Александровна мастерит из соломы новогодние игрушки-символы. По «технологиям» наших предков!

Дело в том, что в Беларусь традиция развешивать новогодние игрушки на елку в том виде, к которому мы привыкли, пришла не так давно. С начала XIX века она «проникла» во дворцы знати, считаясь привилегированной. В крестьянских хатах (а это -- большая часть населения тогдашней Беларуси) обычай прочно «поселился» намного позже. Хотя оставшаяся с языческих времен традиция задабривать духа леса, развешивая вкусности на ели, не забывался никогда. Но обычай был коллективным, Новый год «у своей» елки не справляли. Лишь вешали порой лапку сосны или ели в доме. В то же время игрушек обычно был полон дом: они висели в горницах под потолком, радуя хозяев, а главное, выполняя определенную функцию. Ведь каждая игрушка значила что-то свое.
Алла Александровна проникла в тайну их смысла, изготавливая игрушки-символы из соломы по старинным национальным «технологиям».
Авсянникова (уроженка деревни Собли Круглянского района) учит соломоплетению детей Замосточья, одновременно возглавляя Центр этнографии фольклора и ремесел управления культуры БНТУ, частенько ездит в Минск. Как шутит сама, и сельчанка, и горожанка. Символично, правда? Но и от земли с таким жизненным графиком не оторвалась. Рядом с домом мастерицы -- ладный кусок-огород.
-- Думаете, обуза? А вот и нет: материал станет твоим, родным, послушным в руках тогда, когда ты его и вырастишь, душу да труд вложишь, -- замечает Алла Александровна.
Рожь -- лучший материал для соломоплетения, она наиболее мягка и пластична. Пшеничная солома может заменить ее, но для выполнения деталей нет лучше овса -- мягкого, деликатного материала с перламутровым оттенком.
Авсянникова хочет построить деревянный дом, этакую мастерскую. А пока зал в ее квартире и есть мастерская. На столе, подоконнике -- уйма заготовок, кули с соломой, а с потолка свисают готовые игрушки. Не отстают и дети: 9-летний Виталий и 19-летняя Елена тут как тут -- тоже юные мастера.
Меня поражает огромная конструкция из соломы...
-- Это «паук». Иногда белорусы  называли его «лiхтар». У чехов -- это “мушиный танец», у немцев -- «летающая корона». Ромбовидный -- из 12 ромбиков-октайнеров (от древнеславянского «окта» -- «12»), -- просветила мастерица.
Бывали еще шарообразные и пирамидальные. «Пауков» вывешивали в Новый год и Рождество в красном углу! Почему? Да просто верили наши предки, что в «пауках» запутывалась нечистая сила. Игрушки потом сжигали. А взамен вешали новые, только что сделанные.
Более того, в белорусских поверьях (как и в космогонических мифах большинства европейских народов) сплетенные паутинки -- модель Вселенной, а отдельные -- путеводные нити, соединяющие небо и землю.
-- А почему большинство «пауков» пирамидальные?
-- Просто пирамида (а наши предки полностью сошлись в этом с древними египтянами!) -- идеальный объем, фокусирующий вниз космическую энергию. Этакая антенна между землей и небом, -- поясняет корреспонденту «БН» мастерица.
Рядом с «пауками» висят простенькие с виду клетушки из соломы. Неужели и эта нехитрая игрушка -- символ?
-- Да еще какой -- один из самых древних! Правда, происхождение у нее летнее. Наши предки сохраняли последние колосья сжатого поля, сплетая между собой. У славян эта конструкция называлась «божьей бородой».
Белорусы, подобно жителям древнего царства Урарту, сплетали такие поделки из остатков снопа удачного урожая. В них будто бы заключали «дух хлеба», который и удерживался внутри до следующего земледельческого года. К Новому году клетушка обязательна была в красном углу -- как без этого «хлебный дух» перекочует дальше по времени?
-- А куклы зачем? Играться? Тогда почему без четко различимых черт лица? -- спрашиваю у Аллы Александровны.
-- Кукла -- прообраз матери, а значит, жизни и радости. Это еще и оберег для ребенка (кто может уберечь дитя лучше, чем мать?). А черт лица не делали, чтобы куклы считались вещью безопасной, так как через глаза (зеркало души) могла вселиться нечистая сила, -- просветила дальше Алла Александровна.
Рядом с куклами -- соломенные птицы, вестники весны, существа, соединяющие в полете землю и небо. Тут же лошадки, главные помощники человека в поле. Рядом -- множество более привычных, библейских, персонажей: рождественских ангелов, рогов изобилия, колокольчиков... Особенно интересным мне показался колокольчик, вписанный в окружность, олицетворявший годичный цикл. Колокольчики с ангелочками любили вешать как в Рождество, так и повседневно над колыбелью ребенка -- они отпугивали нечисть, притягивали все доброе и светлое. У всех христианских символов меж золотых соломенных -- красная нить, признак избранности.
Кстати, именно ангел Аллы Авсянниковой, часть экспозиции центра на православной выставке, привлек внимание Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета. Он благословил ремесло Авсянниковой... С тех пор изящный библейский ангел хранится в резиденции владыки Филарета. А еще одна поделка Авсянниковой хранится у мэра Москвы Юрия Лужкова. Делегация Советского района столицы, узнав, что Юрий Михайлович любит авторские ремесленные изделия, отвезла ему большого соломенного коня, который «прописался» в офисе мэра.
Но сама Алла Александровна не любит вспоминать о похвалах своему искусству (хотя ее не раз отмечали за педагогическую деятельность и мастерство). Несколько воспитанниц Авсянниковой стали дизайнерами. Также когда-то сделала сама Алла Александровна, поблагодарив своего учителя -- Елену Попковскую, мастера по соломоплетению, члена Союза мастеров Беларуси. Преемственность поколений, помноженная на доброту и духовную силу творчества, и есть та самая красная нить, бегущая между соломинками-судьбами людей... Из старого года в новый...
Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН».
Фото Кристины КУЗЬМИНОЙ, «БН»

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Оригинальные поделки белорусской мастерицы удивили Митрополита и... мэра Москвы
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика