14-я по счету «Рок-коронация» подвела свои итоги в клубе «Реактор» бодро и по-молодежному, словно бы доказывая, что списывать ее в музей музыкальной истории еще рано. Высокий рок-н-ролльный градус церемонии сразу задал «Ляпис Трубецкой», вышедший на сцену в начале шоу. По-прежнему худой и подтянутый Сергей Михалок, обычно выступающий в роли хедлайнера того или иного музыкального фестиваля, через пару-тройку хитов «разогрел» битком набитый клуб до точки эмоционального кипения. Выступавшим после него оставалось лишь не снижать накал.
— Рок как искусство в отличие от поэзии входит сразу в кровь, — анализирует впечатления гость церемонии поэт Леонид Дранько–Майсюк. — Поэзия живет в сердце. И когда они объединяются, получается прекрасное, высокое искусство. Московская попса уже просто замучила, а тут выходят наши талантливые люди и поют. Замечательный праздник, доказывающий, что наши рок–артисты не хуже западных! Я вручал премию в номинации «Рок–князёўна» Насте Шпаковской и при этом напомнил, что «князёўна» — любимое слово Янки Купалы, Максима Богдановича и Владимира Короткевича. И как–то так счастливо складывалась история нашей культуры, что «князёўны» всегда появлялись. И прочел такие стихи:
Назло музычнаму баласту
Мы сёння карануем Насту!
Назло ж усёй папсе маскоўскай —
Квiтнець спадарынi Шпакоўскай.
I кожны ведае рэдактар —
Вышэй за «Грэмi» — клуб «Рэактар».
— Леонид, что вы скажете тем, кто говорит, что «Рок–коронация» себя исчерпала?
— Так можно сказать о чем угодно. Лично я так не считаю. И «Ляписы», и Саша Куллинкович, и Игорь Ворошкевич выступали замечательно. И, кстати, всегда они выступают хоть чуть–чуть, но по–новому, с новыми нюансами. Они не жалеют себя, выкладываются на сцене.
— А вам интересно поколение, которое идет уже за ними? Например, группа The Toobes.
— Если они преодолеют детскую болезнь англомании и внимательно проследят эволюцию Куллинковича или «Крамы», то тогда из них выйдет толк. Ведь белорусский рок ведет свои традиции от белорусской литературы, и свое вдохновение надо искать не в чужой культуре, а в произведениях Дунина–Марцинкевича и Купалы.
С оптимизмом смотрит на перспективы своего детища и рок–меценат Юрий Цыбин, человек, так много сделавший для развития отечественной музыки.
— Юрий, существует мнение, что «Рок–коронация» выдохлась и проводить ее нет никакого смысла. Что вы думаете?
— Мы как ее придумали в далеком 1994 году, так и проводим. И конкурентов у нас нет. Никто за все эти годы так и не сумел создать альтернативу нашей музыкальной премии. Слышал мнение от музыкальных критиков, что приставка «рок» в названии — лишняя и нужно поменять брэнд, оставив только «коронацию». С этим я тоже категорически не согласен. Брэнд есть брэнд. В следующем году «Рок–коронация» — 15–я по счету, юбилейная. И у меня есть такие планы достойно ее провести, пригласить лучшие коллективы, всех обладателей «Большой короны» за 15 лет. А после этого можно ставить большую жирную точку на этом проекте, если он так всем надоел. Слава Богу, у меня есть чем заниматься: активно помогаю белорусским музыкантам издавать их некоммерческую, «неформатную», как считают радийщики, музыку.
— Как вы считаете, «Рок–коронация» приносит реальную пользу музыкантам?
— Колоссальную. Вы знаете, пять лет назад у меня была настоящая проблема: я не мог найти на прилавках музыкальных магазинов наших рок–н–ролльных исполнителей. А сейчас пластинки белорусских рокеров реализуются прекрасно, на них появился спрос. И я думаю, не в последнюю очередь благодаря тому, что мы много лет проводили «Рок–коронацию», издавали CD– и DVD–диски с фестивальными концертами.
Однако в музыкальной среде есть и те, кто полагает, что в истории «Рок–коронации» вполне можно поставить точку. Среди них — известный музыкальный критик Олег Климов.
— Олег, вы слышали новость? Юрий Цыбин намерен в следующем году поставить большую жирную точку на «Рок–коронации».
— И это будет справедливо. У меня много претензий к этой музыкальной премии, но основная заключается в том, что в отборе номинантов участвуют только два человека — Юрий Цыбин и Павел Каширин. При всем моем уважении, как могут два человека ориентироваться в музыкальном пространстве целой страны? Главную корону почти ежегодно выигрывает минская команда. У нас что, на периферии нет достойных рокеров? Я в это никогда не поверю. И потом все эти годы «Рок–коронация» была довольно хаотичным проектом, в ней не было и до сих пор нет четкой концепции, правил и критериев... Как вы говорите? Большую и жирную точку? Тогда я советую организаторам юбилейную церемонию проводить не на концертной площадке, как в прежние годы, а в паб–клубе «Граффити», куда вмещается от силы сорок человек. А титул «Рок–княжны» пусть вручат Анне Шаркуновой. Тогда это будет эффектная точка всей этой истории...
Победители 2010 года:
Дебют года — The Toobes
Возвращение года — «Жнюв»
Поп-рок-проект — Open Spase
Рэп-проект — «Нестандартный вариант»
Рок-княжна — Анастасия Шпаковская
За верность жанру — «Князь Мышкин»
Исполнитель года — Дмитрий Войтюшкевич
Клип года — «Африка» («БЕЗ БИЛЕТА»)
Песня года — «Ружовыя акуляры» («Ляпис Трубецкой»)
Альбом года — «Африка» («БЕЗ БИЛЕТА»)
Коллектив года — «БЕЗ БИЛЕТА»
Событие года — концерт, посвященный 15–летию N.R.M.
Приз за вклад в музыкальную культуру — «Нейро Дюбель»
Короли и шуты«Рок-коронация» подвела свои итоги...14-я по счету «Рок-коронация» подвела свои итоги в клубе «Реактор» бодро и по-молодежному, словно бы доказывая, что списывать ее в музей...