Годовой бюджет отечественной анимации равен четверти бюджета "Шрека"
06.04.2010 15:45
—
Новости Культуры
|
Белорусская анимация держится только за счет художников старшего поколения. Создание мультфильмов стоит немалых денег, отдача мизерная, поэтому молодые художники предпочитают применять свои таланты в более прибыльных отраслях, считает Михаил Тумеля, режиссер-аниматор студии "Беларусьфильм". О проблемах современной белорусской анимации наш гость рассказал в студии TUT.BY.
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. СМИ рассказывают о том, что о мультфильмах вы задумывались с детства. Правда ли это? В общем, да. В пору моего детства мультфильмы показывали в кинотеатрах, по телевизору их показывали нечасто, и, найдя в программе передач строчку с надписью "Мультфильмы", мы всегда их очень ждали. Работал кинотеатр "Вымпел", и каждый день в 15 часов, в 17.10 шли мультипликационные программы – мультсборники. Там показывались и средние фильмы, и шедевры анимации – многое можно было увидеть. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить популярность старых советских мультфильмов, да и старой анимации вообще? Мне кажется, человек всегда будет ценить хорошо сделанные вещи. Люди, которые делали те мультфильмы, старшее поколение аниматоров, вкладывали душу в свою работу, а это не может не сказаться на качестве продукта. В работах отражались все устремления, желание увлечь зрителя, передать ему то хорошее, что есть в каждом человеке, блеснуть мастерством. Весь ансамбль под руководством режиссера, который работал в киногруппе, пытался сделать хорошую, качественную, интересную вещь. Эти усилия, я думаю, не пропадают, они живут в каждом фильме. Мультфильмы – продукт специфичный, наверняка он сложнее, чем фильм. Почему вы выбрали именно работу с мультфильмами, а не с кинофильмами? ![]() В кинофильмах у нас тоже есть любимые актеры, любимые герои и персонажи. Но мультфильм, по крайней мере, в пору нашего детства, встречал нас с самых маленьких лет. Ребенку, который еще только изучает мир, окунуться в эту придуманную кем-то историю гораздо легче. Там происходят приключения, которых в жизни не увидишь, но которые для тебя являются интересной, волнующей реальностью. Вам интереснее творить для детей? Чтобы делать фильмы для детей, как, например, это делает Федор Хитрук, нужно обладать высокой мудростью, качеством, которое позволяет переплавить свое собственное "я" в возможность увлечь маленького зрителя. Его какими-то пустыми штучками не очень-то возьмешь: дети, как правило, чувствуют, когда с ними фальшивят, лукавят – это все не очень-то проходит. Тебе должны поверить, и таких звезд детского кино, которые вызывают доверие, на самом деле не очень много. Даже игровых режиссеров, которые смогли сделать по-настоящему хорошую, увлекательную сказку, по пальцам можно перечесть. Так же и у аниматоров. Было целое поколение – Цехановский, Полковников, Хитрук, которые могли очень здорово и интересно рассказать детям мудрые, интересные, грустные и веселые истории. Мы их помним, мы на них росли и готовы показывать их своим детям. Они актуальны до сих пор. Как сегодня обстоят дела с мультипликацией в Беларуси? Сейчас в слово "мультипликация" вкладывается слишком много смысла. На самом деле мультипликация в мире очень разнообразна. Слово "мультипликация" объединяет и блокбастеры, которые выпускает Pixar, и полнометражные фильмы, и 3D-анимацию. Есть авторские фильмы, небольшие, до десяти минут, где художник может рассказать о том, что волнует именно его, придумать персонажи, которые до него никто не создавал. Когда эти полюса начинают перемешивать, люди теряются: дела с какой мультипликацией обстоят в Беларуси? Если рассматривать эти полюса отдельно, то можно провести аналогию с машиностроением. В Беларуси не выпускаются легковые автомобили, но никого это особенно не волнует. Так же происходит и с анимацией. Я думаю, белорусские блокбастеры, которые затмят "Шрека", появятся не скоро. Это вопрос поколений, вопрос организации: над созданием таких фильмов, как "Шрек", фильмы студии Pixar, работают гигантские команды очень хорошо подготовленных специалистов, со сложнейшей системой разделения труда, с творческо-технической задачей, которая и сложна, и дорога, и должна делаться быстро, чтобы это все окупалось. На Западе есть система, есть продюсеры и исполнители. В Беларуси такая система только начинает складываться. Сейчас стоит вопрос о создании факультета по подготовке менеджеров, продюсеров, людей, которые могут не просто сделать кино – это мы более-менее умеем, по крайней мере, то поколение аниматоров, которое работает сейчас на студии. Нужны люди, которые умеют продавать кино, которые знают, какие фильмы нужны зрителю, как сделать, чтобы оно попало в прокат и вернуло затраченные на создание деньги. Это тоже своего рода искусство, которому нужно учиться. Есть ли какая-то программа по развитию именно этой отрасли в Беларуси? Иногда возникает ощущение, что все происходит как-то штучно. В этом смысле надо различать коммерческую анимацию и авторскую. Можно провести аналогию с мореплаванием. Можно отправиться в море на компактной яхте, где ты сам и вахту несешь, и паруса ставишь, и готовишь тоже сам. А есть лайнеры с машинным отделением, палубной командой. Сериалы и блокбастеры делаются при помощи таких "кораблей"-фабрик. Авторская анимация делается более компактными силами, но, в то же время, она может проскочить между таких льдин, где большому кораблю не проплыть. Как правило, авторская анимация находится на острие поиска, и неизвестно, какой фильм может стать основой будущего сериала. То есть в Беларуси делается ставка на авторскую анимацию? По большей части у нас работают режиссеры, которым интересно рассказать о чем-то своем, хотя, например, белорусский режиссер Александр Ленкин создал сериал "Реактивный поросенок". Перед нами тоже стоят задачи создавать сериалы и наполнять телевидение, но для этого надо готовить людей, учить, расширяться. Анимация, как правило, - это ручной труд. Сейчас мы работаем над интересным, на мой взгляд, проектом, который называется "Аповесць мінулых гадоў". Это небольшие сюжеты про каждый белорусский город, где рассказывается о его истории и о том, как он получил герб. При этом анимационные формы выбирают сами авторы. Этот фильм в Суздале на Открытом Российском фестивале получил приз за лучшее изобразительное решение. Наша страна славится различными разнарядками по количеству съемок, запусков кинопроектов. Доводятся ли какие-то цифры касательно анимации? ![]() Насколько я знаю, перед аниматорами стоит сейчас задача выйти на показатель 90 минут в год. В принципе, это реально по силам, но важно понять, что делать, какую продукцию выпускать и для кого. Это задание для продюсера, и этим надо заниматься. Нужно четко понимать, для кого ты делаешь, как это будет продаваться, потому что все проекты на кинорынке продаются еще до того, как они сделаны. Если к этому есть интерес со стороны покупателей и зрителей, тогда есть интерес и делать мультфильмы, и продвигать. Но увлекаться этим тоже чревато. Есть страны и студии, где делается только коммерческая анимация. Если все отдать на откуп такому понятию, как прибыль, то можно сказать, что проект "Аповесць мінулых гадоў" совершенно нерентабельный, узкий, только для Беларуси. Но если его не делать, то не будет у нас рассказов о гербах. Тут включается понятие культуры, культурного наследия, возможности передать традиции. В этом отношении мультфильмы с точки зрения бизнесменов – это продукт, который растянут во времени: редко фильмы приносят прибыль сразу. Сколько стоит мультфильм в среднем? Все познается в сравнении. Например, годовой бюджет всей российской анимации равняется четверти бюджета одного "Шрека". Я думаю, анимация "Беларусьфильма" примерно сопоставима по бюджету с российской анимацией. Сколько стоит ваш последний мультик? Это сложно сказать, потому что в студии есть масса денег, на мой взгляд, виртуальных: государство дает средства, но тут же забирает в виде налогов – внутрицеховых, за использование автотранспорта. Внутри студии эти деньги живут своей жизнью. Я не могу сказать, что до групп доходят большие деньги: люди работают за зарплату в 500 тысяч в месяц. Когда я работал над последним фильмом, то, скорее, в долги влез, чем обогатился. Хватает ли сегодня кадров для мультипликации? СМИ писали о том, что "Беларусьфильм" пару лет назад устраивал акцию, когда набирали людей на бесплатные курсы, обучали художников-постановщиков. Дало ли это какой-то результат? Частично дало, но нужно понимать, что любые курсы – это всегда риск. Еще Александр Татарский говорил, что такие акции – это то же самое, как обогревать космос: ты готовишь людей, но это не значит, что они останутся в твоей студии, что их не переманят другие студии лучшими заработками. Полемизируя с Татарским, я считаю, что такие курсы должны работать постоянно, чтобы студия изыскивала новые возможности. На моем веку было несколько разрывов между поколениями, когда менялась страна, менялся "Союзмультфильм", и те люди, которые уходили, не успевали передать навыки и традиции молодым. Труд аниматора специфический, он долгий и не всегда благодарный. Вряд ли художников-аниматоров узнают в лицо, как, впрочем, и режиссеров. Для того чтобы стать аниматором, мало закончить курсы, нужно еще работать примерно пять лет, чтобы войти в хорошую форму, да еще желательно на хороших фильмах, чтобы менялись возможности, чтобы аниматор привыкал к разным манерам, к разной игре. Тогда есть шанс вырастить настоящую звезду. При этом еще должна быть какая-то конкуренция внутри аниматоров, чтобы повышался градус творчества. Сейчас возникает парадоксальная ситуация: приходят люди с хорошими задатками, хорошие художники, но они быстро понимают, что на студии не обогатишься, денег не заработаешь, поэтому находят области применения своим талантам в других местах. Нужно учитывать, что анимационный фильм, как правило, - работа сезонная, она может быть, а может и не быть. Сейчас в России очередной анимационный кризис, и многие люди стали уходить, делать книжки. Фильмов нет. Неработающий аниматор, как и спортсмен, как и пианист, теряет квалификацию. Лучше всегда быть в загрузке, тогда ты будешь в форме по манере и профессиональным навыкам. Когда же фильмов долгое время нет, тогда очень трудно вернуться в форму. Пока в Беларуси есть аниматоры, хотя мы держимся на силах нашего поколения. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусская анимация держится только за счет художников старшего поколения. Создание мультфильмов стоит немалых денег, отдача мизерная, поэтому молодые художники предпочитают применять свои таланты в более прибыльных отраслях, считает Михаил Тумеля, режиссер-аниматор студии "Беларусьфильм". О проблемах современной белорусской анимации наш гость рассказал в студии TUT.BY.
|
|