Сегодняшние художники обязательно должны удивлять, провоцировать идеями, материалами, создавать все новые аттракционы по производству смыслов. Теперь редко встретишь искусство "просто так", в плане просчитывания результатов своего творчества иной автор не уступит шахматисту или математику. Но живопись Жанны Капустниковой - явно другой случай. Ее аттракционы скорее для личного пользования. И новый проект под названием "Да.О", презентованный галереей "Ў", в первую очередь по достоинству оценили не чужие ей люди. Хотя, сами о том не ведая, стали героями новой портретной галереи Жанны. Но на их месте мог оказаться каждый.
Пока искусствоведы спорят, актуален ли жанр портрета в современном искусстве, в интернете вовсю идет негласное соревнование, чей автопортрет круче. Ведь пресловутые "аватарки", с помощью которых миллионы пользователей визуализируют самих себя в социальных сетях и на форумах, - по сути, не что иное, как концентрированное представление человека о самом себе. При этом мало кто из обитателей Фейсбука или "Одноклассников" отдает себе отчет, насколько далеко они пускают в свое внутреннее пространство других людей, способных воспользоваться этим как угодно. Например, Жанна Капустникова для серии своих "портретов автопортретов" переиначила "аватарки" художника Владимира Цеслера, фотографа Виталия Брусинского, галеристок Анны Чистосердовой и Валентины Киселевой и других небезызвестных арт-персон в соответствии с собственными представлениями о своих друзьях. К слову, результата этой затеи до вернисажа не видели ни сами герои выставки, ни спонсоры, ни кураторы. Даже подруга Капустниковой, самая титулованная наша "рок-князёўна" Вероника Круглова, специально ради вернисажа приехавшая из Берлина.
- Взять чужую фотографию с Фейсбука вполне допустимо, - убеждена художница. - И когда человек выставляет свое изображение в социальные сети, он должен быть готов ко всему. Теперь любой имеет полное право поглумиться над вашей откровенностью! Но я предпочитаю жить в любви, украшать людей, выстраивать позитивные отношения с жизнью.
- А у вас не было желания провести сразу интернет-выставку, устроить вернисаж в тех же социальных сетях, например?
- Была такая мысль, но случилось невероятное: спонсор моей выставки появился еще до того, как возникла идея всего проекта. И когда мне предложили выставить свои работы в галерее, извлекать из мастерской то, что было создано даже полгода назад, не захотелось. Вообще, не было желания показывать то, что хотя бы кто-нибудь уже когда-то видел и составил обо мне некое представление. Поэтому для афиш я взяла пару старых работ (к общей концепции они не относятся) и месяца за полтора написала еще 15, позволив себе отдохнуть только 31 декабря и 1 января. Поставила перед собой задачу - и выполнила.
- Ради чего ж было так себя загонять?
- При чем тут "загонять"? Идея была хорошая, и все как-то само собой получилось, на одном дыхании.
- Как я поняла, с кино или театром вы сейчас не сотрудничаете?
- Пока нет, но говорить о себе "скоропостижно покинула кинематограф", как заметила на сей счет одна моя подруга, я бы пока не стала.
- Не могу не спросить вас о Владимире Мулявине, чей юбилей отмечали недавно. Вы же довольно долго с ним работали...
- Мулявин фактически дал мне путевку в жизнь. Ведь после академии искусств работа с ним была моим первым серьезным испытанием. Не каждому человеку сразу после вуза удается устроиться по специальности на любимую работу, да еще на такую... Но когда я благодарила Владимира Георгиевича за это, он лишь отмахивался.
А вышло все почти случайно. Мулявину хотелось "свежей крови", и накануне одного из "Славянских базаров" моя преподавательница Валентина Бартлова порекомендовала ему двух своих студенток. Но работы оказалось очень много (делали все с большим размахом), и мне предложили помочь - доверили сделать один из костюмов для "Песняров". А в итоге с Мулявиным осталась я одна...
- Тем не менее впервые вы стали выставлять свои картины не в Беларуси, а в Германии.
- А я тут тоже ничего не планировала. Просто однажды Вероника Круглова пришла ко мне в гости, увидела мои работы и предложила взять их на выставку, которую они с мужем готовили в Германии. Правда, на вернисаж я тогда приехать не смогла, была занята в кино... А потом кто-то привел меня в "Подземку", и неожиданно там тоже заинтересовались моим творчеством...
- Что же тут неожиданного?
- После академии я пару раз отважилась показать свои работы в галереях, но мне недвусмысленно дали понять, что это не мое дело, после чего я ничего не писала 11 лет.
- Целых 11 лет?
- Ну да. Зато поняла, что в кино и театре можно неплохо зарабатывать.
- Кстати, давно хотела спросить: герои ваших картин - это всегда реальные люди? Скажем, кто такая эта отважная Люба, которую так часто можно видеть на ваших полотнах?
- Ну, человек может быть и реальный, а имя и историю я могу придумать. Был у меня такой период, когда всех своих героинь я называла Любами или Верами...
- Когда-то ваш бывший муж Андрей Капустников, светлая ему память, посвятил свою первую выставку вам - в знак благодарности за помощь в творчестве...
- Вы помните? Спасибо.
- Еще бы - мало кто из наших художников мог делать такие виртуозные композиции из заржавленного металлолома! А вы сами не пытались освоить какой-нибудь нестандартный материал?
- Вы бы слышали, что говорят порой коллеги о моих упражнениях! Но, в принципе, я хорошо осознаю: то, чем я занимаюсь, не вполне живопись. Местами это даже что-то вроде кружка "Умелые руки". Ну а где еще можно так безнаказанно вырезать трафареты жуков и закатывать все валиком? В моей мастерской - можно... И, кроме того, я столько экспериментировала в кино и театре, и с костюмами, и с декорациями. Когда-то, помню, даже одну фреску нарисовала. Может, пора уже становиться серьезнее?..
Справка
"Пишу картины и картинки про все и обо всем, что мне нравится или не нравится. Стараюсь делать это честно и радостно", - сообщает Жанна Капустникова на своем персональном сайте. Окончив Белгосакадемию искусств, с 1994 по 2002 год была художником по костюмам в ансамбле "Песняры". Одновременно участвовала в создании постановок в Национальном театре балета и в Государственном музыкальном театре. В соавторстве с Аленой Игрушей создавала костюмы к фильму "Анастасия Слуцкая", выступала художником-постановщиком телесериала "Отель исполнения желаний" и других национальных телепроектов. Сотрудничала со многими государственными и частными киностудиями в Минске и Москве. Живописные работы находятся в частных коллекциях Беларуси, Литвы, России, Эстонии, Германии, Франции, США, Японии, Египта.
Автопортрет в сетяхСегодняшние художники обязательно должны удивлять, провоцировать идеями, материалами, создавать все новые аттракционы по производству...