В Молодечно собирают подписи против установки излишне откровенной, как считают некоторые горожане, скульптуры. Автор же работы удивлен, где в его скульптуре эти недовольные люди разглядели безнравственность и аморальность.
Установка скульптуры-фонтана «Золотой трилистник» работы минского скульптора Владимира Жбанова должна начаться 2 августа на Центральной площади Молодечно.
Рабочая модель скульптуры «Золотой трилистник». Фото БЕЛТА
Композиция изображает девушку и юношу, держащего в руках венок. Сюжет скульптуры навеян обрядовым праздником Купалье. Трилистник под ногами героев выбран не случайно: когда-то это растение было одним из символов Молодечно и указывало три направления дорог — на Вильнюс, Гродно и Минск.
По словам скульптора, «Золотой трилистник» — это памятник любви и красоте.
«По моему замыслу, стоящие в фонтане на островке среди воды парень и девушка ждут, когда зацветет папоротник, — рассказал Naviny.by Владимир Жбанов. — Еще в студенчестве я лелеял этот образ, он у меня отстоялся за долгие годы и нашел выход в этой скульптуре. Суть в том, что не молодой человек, а именно девушка ведет парня за собой. Считаю, женщина является олицетворением любви и красоты. И она его уводит в эту красоту и любовь».
Соавтором фонтана и благоустройства прилегающего парка стал архитектор Марат Гродников.
«Считаю, свою работу мы выполнил достойно, — говорит Владимир Жбанов. — Такого фонтана в республике больше нет. Что примечательно, в то время, когда не будет подаваться вода, он будет выполнять роль сухого фонтана — то есть, и без струй воды это все равно будет красиво».
По словам скульптора, в молодом городе данная композиция будет вызывать спокойствие и умиротворение, возле нее будет приятно прогуливаться.
Однако не все, кому доведется прогуливаться мимо новой скульптуры, довольны ей.
Как сообщила Kraj.by руководитель духовно-патриотического объединения «Светоч» молодечненского Дворца культуры Лариса Сысун, жители города собрали сто подписей против установки этого памятника.
«Это уважаемые жители города, художники, врачи, психологи, священники, люди среднего возраста и молодежь, — говорит Лариса Сысун. — Мы все против того, чтобы подобная скульптура стояла в центре города, была его символом. Мы считаем это несуразным, неэтичным, не благоприятствующим воспитанию молодежи. Это лобное место Молодечно, где всегда собирается много молодежи, на площади находятся два колледжа, музыкальная школа».
Так будет выглядеть фонтан со скульптурой
Автор скульптуры, в свою очередь, заметил, что не стоит противопоставлять мнение ста неизвестных жителей города мнению художественного совета и местных властей.
«Во-первых, я толком и не знаю, кто именно предъявляет эти претензии. Если бы я услышал квалифицированное мнение конкретных людей — например, педагогов, врачей, архитекторов — мне бы было любопытно, — заметил в интервью Naviny.by Владимир Жбанов. — В составе художественного совета были и архитекторы города и области, и начальник отдела культуры города, и заместитель начальника по строительству. А эти сто людей — кто? Впрочем, меня это не шокировало, не напугало. Всегда и везде найдутся советчики и в политике, и в спорте, и в искусстве».
А во-вторых, по словам Жбанова, он не просто так сбирается «припереть и поставить скульптуру без разрешения». Работа шла с сентября прошлого года по июнь нынешнего: «В сентябре мне предложили поучаствовать в числе еще трех групп в разработке проекта для скульптуры в Молодечно к «Дожинкам». С первого показа вариантов предпочтение отдавалось именно нашему эскизу. После решения поставить на запланированное место на Центральной площади наш фонтан, мы начали готовить более подробный эскиз. Худсоветы собирались и в ноябре, и в декабре. В феврале приступил к работе над созданием рабочей модели. После утверждения модели начал работу над большим объемом. Было еще несколько худсоветов, процесс шел до 14 июня, после этого я отправил отливать скульптуры из бронзы на завод».
«Все необходимые этапы согласования я прошел, — добавил автор. — Все было утверждено местными органами правления — и культуры, и архитектуры, а также исполкомом. Так что ничего спонтанного в этом нет».
По мнению тех, кто поставил свои подписи под обращением к министру культуры Беларуси, скульптура носит откровенно сексогенно-эротический характер.
«В памятнике заключен языческий купальский сюжет — голая девушка куда-то увлекает голого парня. Смысл однозначный. В то время, когда у нас и так огромные проблемы с духовностью, воспитанием молодежи, сохранением здорового института семьи, мы берем такой символ как символ города. Если бы памятник поставили в другом месте города, а не в центре, было бы меньше вопросов. Но это будет лицо города, которое останется на века. К тому же, как считают художники, сам памятник не несет в себе художественной ценности, красоты, смысла», — полагает Лариса Сысун.
Владимир Жбановже уверен, что «никакой порнографии» в его скульптуре нет: «Я как бы закамуфлировал фигуры, лояльно водорослями закрыл парня. Те, кто выступает против, хоть бы посмотрели, как это выглядит. Они ведь даже и названия не знают — называют скульптуру почему-то «Адам и Ева». Причем это здесь? Речь идет о мотивах праздника Купалье. Многие художники занимались этой темой. Этот праздник у нас до сих пор отмечают».
Авторы обращения к министру культуры обращают внимание, что как такового обсуждения проекта скульптуры с общественностью города не было.
«В исполкоме мне сказали, что обсуждение скульптуры для рядовых граждан было. Но я же лично всем этим не должен заниматься! Я исполнитель, художник. Я не могу регулировать этот процесс. Кроме того, стоит заметить, — заявил Жбанов, — что по ходу процесса разработки и доработки проекта в любой момент кто угодно мог вмешаться. Но именно сейчас, когда вот-вот скульптура должна быть установлена, появляются какие-то странные возгласы».
По словам Владимира Жбанова, к критике он относится положительно. Но — к конструктивной: «Мне нравится, когда мне делают замечания. Интересно, что мог сделать неправильно, в чем не угадал, что не получилось. Если такое критическое мнение, конечно, заслуживает внимания. Моя работа ведь состоит из массы сомнений. Культурная форма — это вам не кирпичная кладка».
По Беларуси установлено более двух десятков работ Владимира Жбанова. На вопрос, какие самые любимы, он отвечает: «Все!». «А если говорить о том, за что сам себя уважаешь, то это, пожалуй, «Звездочет» с песочными часами в Могилеве и «Площадь звезд» с 12 стульями по знакам зодиака там же, — отмечает он. — Главная прелесть в работе художника — чувство, что он попал в десятку, сделал все к месту и выдержанно, а не просто бабу с веслом поставил».
Конкретных планов у Жбанова на ближайшее время нет: «Из областей сейчас ко мне обращаются по поводу того, что мало у нас памятников на афганскую тематику. Также есть интересное предложение — сделать памятник Золушке на ступеньках одного из минских загсов. Если будут предлагать большую и серьезную работу — не откажусь».
В то же время, по его словам, после критики недоброжелателей желание удивлять пропадает: «Вот возле ЦУМа в Минске сделал, по-моему, красивые, забавные вещи. Но все равно найдутся те комментаторы, кого это раздражает. Откровенно говоря, это начинает приедаться».