Новое веяние моды — раскрашивать старые черно–белые фильмы — советскую киноклассику. Эта участь не минула картины «Золушка», «В бой идут одни «старики», «Подкидыш», «Весна на Заречной улице», «Веселые ребята», «Волга–Волга». Славная история некогда общего советского кинематографа. Помню, как впервые увидел «Семнадцать мгновений весны» в цвете. Ощущение было странное — вроде бы лица знакомые, но никого не узнаешь. Картинка вдруг стала приторно–сладкой. Колористы, видимо, исходили из стереотипов, принятых в глянцевых журналах и туристических буклетах: кожа у героев стала насыщенного персикового цвета, а интерьеры блестели и переливались, как в каком–нибудь мексиканском сериале. В каждом кадре — витамин. Да здравствует колоризация!
Бум этот продолжается, и мода на раскраску не проходит. Уже в этом году состоялась премьера колоризованных «Офицеров» и «Три тополя на Плющихе». На очереди «Берегись автомобиля», «Приходите завтра», «Неподдающиеся», «Я шагаю по Москве», «Девчата»...
Не знаю, как вам, а мне совсем неинтересно, какого цвета будет рубашка у Юрия Деточкина или выходное платье Фроси Бурлаковой. Мне достаточно той информации, которую авторы фильма вложили в свое произведение. И если в свое время лента вышла на экраны черно–белой, так тому и быть. Представьте, если кто–нибудь открыл ваш семейный фотоальбом и вдруг ни с того стал размалевывать дорогие сердцу пожелтевшие фотографии пращуров на свой современный «густ». Тут галифе подкрасим, здесь — сапоги. Возмущение было бы самой слабой из ваших эмоций. А ведь для многих зрителей советские актеры с экрана — почти что члены семьи. И в горе, и в радости с нами были любимые киногерои.
Кажется, только дочь Леонида Быкова Марьяна не выдержала и выступила против наступающих технологий. По мнению дочери режиссера, выход цветной версии ленты «В бой идут одни «старики» нарушила авторские права киностудии им. Довженко, а демонстрация фильма в отреставрированном виде была незаконной. В мае 2011 года Голосеевский районный суд Киева вынес вердикт в пользу Марьяны: колоризация фильма была произведена незаконно, и прокат этой версии запретили. Единственный случай, когда дело дошло до судебного иска, а жаль. Впору было бы остудить пыл любителей видеть жизнь исключительно в цвете.
Я иной раз спрашиваю себя: знал ли Тед Тернер, в 1988 году «раскрасивший» знаменитый фильм «Касабланка» с Хамфри Богартом, какого джинна выпускает из бутылки? Когда Тернер объявил, что собирается добавить красок «Гражданину Кейну», Орсон Уэллс незадолго до смерти завещал «не позволить Тернеру обесчестить мой фильм своими цветными карандашами». Позже магнат от идеи отказался. Против колоризации выступали многие корифеи Голливуда: Вуди Аллен, Джон Хьюстон, Фрэнк Капра. И сегодня это крайне непопулярное занятие в Голливуде, бестактность которого все давно поняли, наконец–таки докатилось до постсоветского пространства. Лучше поздно, чем никогда?
Обижает то, что прикрываются вроде заботой о культурном наследии, которое якобы приближают к дню сегодняшнему. На самом деле просто, не будучи способными создать собственный продукт, паразитируют на чужих идеях. Ведь у каждого кинохудожника были свои сложные взаимоотношения с цветом и индивидуальная эстетика. Кира Муратова даже в цветастом XXI веке, казалось бы, предоставляющим такие большие технические возможности, снимала своего «Настройщика» в черно–белом варианте. Потому что именно таким видела этот изящный салонный детектив.
Вообще, это тенденция: зрителю стараются подсластить пилюлю любыми способами. Но ничего, кроме нарастающей аллергии, как мне кажется, тотальная победа цвета в скором времени у зрителя не вызовет.
Никто сегодня не мешает создавать собственные шедевры, где вовсю можно экспериментировать с цветом, звуком и даже изображением. Вот где стоит приложить свою фантазию. Раскрашивать же музейные экспонаты — занятие для хулиганов.
Невеселые картинкиО колоризации черно-белых фильмовНовое веяние моды — раскрашивать старые черно–белые фильмы — советскую киноклассику. Эта участь не минула...