С тех пор как в 2004 году в Несвижском замке начались восстановительные работы, несколько раз назначалась дата открытия возрожденного княжеского гнезда. Чиновники планировали, а реставраторы корректировали «прогнозные показатели»: находили то неизвестные подземелья, то заштукатуренные фрески. Поэтому на высшем государственном уровне было решено: не гнать лошадей, а дать ученым время все тайны раскрыть, чтобы показать их современникам и потомкам. И вот основной объем работ завершен. Замок готов к официальному открытию.
Несвижский замок притягивает туристов еще с тех пор, когда здесь располагался санаторий. Но тогда внутрь залов бывшей резиденции Радзивиллов, понятно, попасть мог далеко не каждый — только пациенты и отдыхающие. Да и смотреть внутри было нечего. Еще до войны сокровища магнатов распределили по музеям и учреждениям — от Белостока до Минска. К нашему времени оригинальных предметов здесь почти не сохранилось. Интерьеры уцелели фрагментарно. Поэтому реставраторам многое пришлось восстанавливать практически с нуля, наполняя старые стены новой жизнью.
Музейные работники искали вещи, которые могли остаться в государственных хранилищах с тех пор, как их вывезли из национализированного в 1939 году дома Радзивиллов. Зеркала обнаружились в Купаловском театре, а портреты, украшавшие залы дворца, — в Национальном художественном музее. Но этого оказалось мало: сотрудники Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж» стали активно разыскивать раритеты в частных собраниях — так появилась коллекция слуцких поясов. Некоторыми драгоценностями поделился Гохран. Директор музея–заповедника Сергей Климов накануне открытия замка показал мне уникальные вещи, принадлежавшие Радзивиллам и возвращенные в их обитель совсем недавно: посуду, документы, книги. Собрана мебель, аналогичная той, что украшала дворец 100 лет назад.
Вся страна приняла участие в восстановлении шика, блеска и красоты старого замка. Только за последние три года на музеефикацию потрачены 2 миллиона долларов, а на реконструкцию — 55 миллионов. Радзивилловский замок того стоит, ведь это более чем памятник архитектуры: вместе с историческим центром Несвижа он внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Когда–то магнатские дворцы считались родовыми гнездами «ненавистных панов–эксплуататоров» и потому не ценились. Теперь очевидно: и Версаль, и Кремль, и Вавель, и радзивилловский Несвиж — звенья одной цепи: это в первую очередь культурные центры, хранящие произведения мирового искусства. Такими уникальными местами гордится каждая нация. И сюда всегда будут ехать туристы. Первым из замков Беларуси был восстановлен Мирский, потом — Лидский. Поднимается из руин Ружанский. Более–менее целы гродненские — Старый и Новый.
Государственная программа «Замки Беларуси» на 2012 — 2018 годы — словно шкатулка, наполненная драгоценностями, которые нужно ошлифовать, чтобы они засияли вновь. Специалисты насчитали 38 древних крепостей или их остатков, которые требуют реновации. И работы на многих объектах уже идут.
К консервации фрагментов Кревского замка приступят в следующем году. Сейчас готовится проектная документация. Ученые надеются, что удастся отстроить Княжескую башню, которая помнит Витовта. Выделены средства на проектные работы по Гольшанскому замку. В Быхове важно спасти руины цитадели Сапегов. К делу будут привлекать инвесторов — надеется на участие частного капитала в проектах Игорь Чернявский, начальник управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры.
Все это, в первую очередь, инвестиции в национальную память и гордость. Без которых ни у одной страны не может быть будущего. У нас это будущее есть.