Съемки национального фильма «Авель» только начались, однако проект уже успел обрасти скандалами.
Является ли «Авель» действительно национальным фильмом, кто реализует первый для Беларуси проект такого уровня, как соотносятся официальный «Авель» и снятый в Польше оппозиционный фильм «Жыве Беларусь»? Чего в итоге ожидать от неоднозначного нацпроекта?
Высокий статус притянут за уши?
Когда слышишь слова «национальный кинопроект», то представляешь нечто значительное, серьезное. Собственно, об этом говорит и закон «О кинематографии в Республике Беларусь», согласно которому у национального фильма «сценарий освещает события истории и культуры Республики Беларусь или отражает наиболее важные явления современности, имеющие общественную, историческую и культурную значимость, не менее 70 процентов состава съемочной группы, создающей фильм, — граждане Республики Беларусь, и финансирование расходов по его производству осуществляется, как правило, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов».
Ну, что касается выделения бюджетных средств, то здесь все точно… В остальном возникают проблемы: под размытые формулировки закона можно подвести практически все что угодно — точно только требование 70% граждан Беларуси в съемочной группе. Но так как формально здесь учитываются тысячи артистов массовки, то на ответственные (и прибыльные) должности можно приглашать кого угодно.
На днях в сети был опубликован (за что создатели грозят судом) текст, озаглавленный «Авель» и похожий на сценарий соответствующего фильма. Как позже пояснили продюсеры картины, это был первый из шести вариантов сценария.
«Это одна из первых версий, черновик, который отличается от конечного сценария, как земля и небо», — заявил продюсер проекта Юрий Игруша в комментарии БелаПАН. Но остается вопрос: а при чем тут Беларусь? Сам режиссер относительно Площади, самого белорусского элемента фильма, заявил: «То, что минчане узнают в этом Площадь, это не наша вина. Все эти события могут проходить где угодно».
Возникает подозрение, что фантазии авторов были возведены в ранг национального фильма лишь для того, чтобы получить исключительно щедрое бюджетное финансирование…
Каскадер, дублеры и клоун
Перед началом съемок другой продюсер «Авеля» Сергей Жданович оправдывал бюджетные траты иноземными гостями: мол, деньги нужны на привлечение голливудского персонала и звезд мирового кино. Однако после того как стали появляться реальные имена участников нацпроекта, пафосные заявления стали выглядеть, мягко говоря, несерьезными.
Например, режиссером фильма выступает Уильям Девиталь (в другом написании — вообще Уильям Де Виталь), как было сказано — американец с большим опытом. На самом же деле оказалось, что под псевдонимом скрывается бывший советский каскадер из Львова Виталий Васильков, ранее выступавший максимум режиссером второго юнита (то есть менее важных, не основных сцен) и вот к 55 годам готовый к своему режиссерскому дебюту. Пожелать бы ему по-человечески удачи, но не за счет же 2 млн. долларов из бюджета Беларуси?
Одну из главных ролей в фильме исполняет живущий в Германии Евгений Шмарловский. Однако еще два года назад он работал… клоуном в минском цирке! С гордостью создатели «Авеля» сообщают и об участии в съемках Монти Перли — дублера Арнольда Шварценеггера. «Как можно гордиться участием в фильме чьего-то дублера?» — вопрошает белорусский сценарист Андрей Курейчик.
В итоге складывается такая ситуация, что нарочно не придумаешь. Учитывая статус проекта — национальный фильм, — неужели не нашлось более подходящих по статусу людей, чем каскадер в качестве режиссера-дебютанта, бывший клоун и дублеры?
Пропаганда и контрпропаганда?
Что ж, видимо, не нашлось. А фильм снимать было нужно.
Формально разговоры о съемках масштабной национальной киноленты шли еще до того, как польская "Wytwórnia filmów dokumentalnych i fabularnych" сняла фильм «Жыве Беларусь». Его сценарий писали Франак Вячорка и Кшиштоф Лукашевич, там представлен оппозиционный взгляд на белорусскую действительность.
Более-менее внятная публичная информация о нацпроекте стала появляться лишь в сентябре 2013 года, когда лента «Жыве Беларусь» уже вовсю шествовала по международным кинофестивалям. Сравнение двух фильмов напрашивается само собой, и многие предполагают: в картинах будут отражены два полярных взгляда на современные белорусские реалии, предложены две версии Площади.
Для полноценного сравнения нужно, конечно, дождаться выхода «Авеля» на экраны. Но дискуссии уже бушуют.
Помимо двух полярных оценок («один фильм хороший, а другой плохой, потому что такова моя политическая позиция»), есть и еще одно любопытное мнение: и «Жыве Беларусь», и «Авель» суть одно и то же, потому что представляют собой не более чем пропаганду и контрпропаганду. Представляется, что такой подход все же неверный, у этих фильмов априори есть несколько принципиальных различий.
Во-первых, это вопрос финансирования. Если бы Сергей Жданович вложил в «Авеля» свои личные 2 млн. долларов или нашел спонсора в США, то вся критика оставалась бы на этическом уровне, с учетом того, что каждый имеет право тратить свои деньги на свой вкус (ну или безвкусицу). Здесь же речь идет о бюджетных средствах, деньгах налогоплательщиков, так что каждый белорус имеет полное право быть недовольным тем, как чиновники распорядились его деньгами.
Во-вторых, это статус национального фильма. Одно дело — снимать кино «для души», как это недавно сделал, к примеру, белорус Иван Маслюков, за личные 15 тыс. долларов снявший драму «Ваня и Тотошка», и совсем другое — создавать ни много ни мало национальный фильм.
Сценарий Маслюкова тоже выглядит, с моей точки зрения, довольно странно, однако там автор и не претендует на национальные высоты. А вот «Авель» как раз позиционируется в качестве главного кинопродукта нации — что налагает и дополнительную ответственность.
Сеть уже потешается
Съемки только начались, но «Авель» уже успел стать поднадоевшей шуткой в интернете. Львовский каскадер вместо американского режиссера, фейковая реконструкция Площади без флагов, наконец, феерическое предложение кричать«Это не так!» вместо «Жыве Беларусь!».
Неудачная находка помощника режиссера в народной версии превратилась в «Что-то не так» и быстро стала интернет-мемом, новостные сайты стали выкладывать серии юмористических картинок с его использованием.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Национальный фильм Беларуси в итоге может оказаться полным трэшем, созданным к тому же за бюджетные 2 млн. долларов.