«Полтора года понадобилось, чтобы собрать себя заново». Как живет актер после выхода на свободу. 21.by

«Полтора года понадобилось, чтобы собрать себя заново». Как живет актер после выхода на свободу

17.01.2020 11:24 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Возможно, в тот момент мне был необходим этот удар, после которого пришлось подняться и заново выстраивать свою жизнь. Когда тебе комфортно, ты никогда не будешь пробовать идти выше и прыгать дальше. Развитие человека происходит в преодолении. Сейчас я смотрю на это так», — говорит Артем Бородич. В конце ноября 2019 года актер вышел из колонии, отсидев 3 года и 10 месяцев: в 2016-м году его осудили по статье 328 (Хранение наркотиков).


Артем Бородич. Фото: личный архив. Перед тем, как согласиться на разговор, Артем Бородич поставил условие: не спрашивать его о наркотиках. Поэтому в интервью мы не затрагивали этот вопрос.

«Лучшее, что можно делать в тюрьме, — это читать и заниматься спортом»

— До начала судебного процесса ваши дни были насыщены событиями. Ведущие роли в Купаловском театре предполагают множество репетиций и частые вечерние спектакли. Плюс многочисленные кинопроекты: в год появлялось по 5−8 картин с вашим участием. А потом все оборвалось. Как вы пережили такую резкую перемену?

— Я долго не мог свыкнуться с тем, что случилось. Представление о себе, взаимоотношения с миром, контакты с близкими людьми и друзьями — все это в моей голове рушилось, перестраивалось, поднималось заново и снова рушилось. Я вновь и вновь переживал произошедшее. Полтора года мне понадобилось на то, чтобы собрать себя заново.

К тому моменту рассыпалось стереотипное представление о том, что существует четко очерченное «хорошо» и «плохо». Один из героев пьесы Тенесси Уильямса «Старый квартал» говорит, что все нормы морали придуманы людьми, вот потому Бог их не поддерживает. У меня тоже появилось базовое ощущение, что все нормы, клише и стандарты мы создали сами для себя, забывая, что они не имеют особого отношения к сущности отдельно взятого человека.

Когда-то мне было важно поддерживать социальный образ положительного человека, и я очень переживал, если кто-то говорил обо мне что-то плохое. «Как же так? Я же хороший!» — взрывалась внутри меня буря эмоций. Сейчас же я принимаю себя таким, какой я есть: с положительными сторонами, с эгоизмом, с собственным мироощущением, которое не обязательно должно совпадать с чьим-то. Я не хочу маскировать себя под «нужной» или «правильной» маской — и не требую этого от других.

Моя шкала ценностей очень сильно преобразовалась. Теперь стремлюсь жить здесь и сейчас, не мчась к каким-то вершинам, по сути не имеющим никакой важности. В окружающих людях ценю человечность.


Актер Артем Бородич во время съемок триллера «В поисках ангела». Фото: личный архив

— Что вам помогло принять себя?

— В тюрьме, как в любом сообществе, существует своя иерархия. Кто-то увлекается этой игрой, стремится пройти все ступеньки иерархической лестницы. Другие не ввязываются в квест, а занимаются своим делом, зная, что пройдет время — и они покинут это место. На мой взгляд, лучшее, что можно делать в тех условиях, — это читать и заниматься спортом.

В школе я увлекался штангой, большим теннисом, баскетболом, но потом все это забросил. В колонии стал заниматься на турниках, брусьях. В колонии-поселении, куда меня перевели на последние полгода, стало проще попасть в тренажерный зал. Почему это было для меня важным? Если не вдаваться в подробности, во время тренировок гипоталамус человека выбрасывает в кровь гормональный коктейль, который дает организму определенный уровень удовлетворения и спокойствия. Физические занятия помогали мне сделать эмоциональный фон более стабильным, что придавало крепости сознанию и духу.

— Где брали нужную вам литературу?

— В местной библиотеке ничего интересного для меня не было. Зато на руках у людей много литературы. По правилам можно получать книжные посылки — 2 килограмма в год. Если взять количество людей, которое там находится, да приплюсовать чтиво, оставшееся после уже вышедших, — вот и получается внушительное «частное» собрание. Наладив контакты с единомышленниками, тоже выбравшими чтение и спорт, можно обмениваться книгами.

Чтобы заново выстроить мироощущение, разрушенное одним ударом, стал читать Карлоса Кастанеду, Георгия Гурджиева, Виктора Пелевина, дао-физику, квантовую механику — все то, что помогало избавится от хаоса в мыслях. Книги заполняли образовавшийся внутри вакуум, они помогли понять направление, куда двигаться дальше. Я ощутил спокойствие. Вот с этого момента можно было начинать работать над собой. В повседневной суете мы часто забываем, что быть человеком сложно: нужно постоянно развивать себя, как и в профессии.

«Был единственным актером-мужчиной в своей возрастной категории»


Актер Артем Бородич с режиссером Игорем Четвериковым во время съемок триллера «В поисках ангела». Фото: личный архив

— После всего пережитого у вас не было мысли бросить актерскую стезю?

— После суда я именно так и думал. Но книги расширили границы моего восприятия, стали появляться новые идеи, планы. В итоге я пришел к осознанию, что актерство — это та профессия, которой я занимаюсь 18 лет. Согласитесь, не у всех есть такой опыт. Зачем же отказываться от своего ремесла?

— Вы пришли в театр в 16 лет…

— …хотя учился в классе с физико-математическим уклоном. Но в нашей витебской школе набрали театральный кружок, актерское мастерство преподавал один из актеров Театра имени Якуба Коласа. Вот так со школьного спектакля «Про Федота-стрельца, удалого молодца» началось мое увлечение театром. Родители, никак не связанные по профессии с творчеством, пытались поговорить со мной, мол, пойми — это тернистый путь, зарабатывать с дипломом актера в кармане будет сложно. Я слышал их, но в юности это не имело значения: я шел за вдохновением.

— А как же учеба?

— В те годы Академия искусств проводила интересный эксперимент. Они создали что-то вроде очно-заочного отделения: театры по всей стране сами набирали молодежь и учили в своих стенах по специально разработанной программе. Большую часть дисциплин вели свои актеры, но могли приглашать и со стороны: например, на сценическую речь к нам приходил преподаватель из местного колледжа искусств. На сессию мы ездили в Академию искусств, где со мной и однокурсниками работала народная артистка БССР, ведущая купаловская актриса Лилия Давидович, актер и телеведущий Валерий Кащеев.

Я пропадал в театре круглые сутки, ведь учеба перемежалась с репетициями и спектаклями. Таким образом театры пытались привести в свои стены молодое поколение, которого катастрофически не хватало. Представьте себе, что за 12 лет, проведенных в Коласовском театре, я практически всегда был единственным актером-мужчиной в своей возрастной категории!

— В Витебске вы чувствовали себя звездой?

— Никогда не чувствовал и, правду говоря, боюсь этого ощущения. Мне кажется, звёздная болезнь сродни эгоизму. Такая личина мешает работе. Конечно, было приятно, когда узнавали и просили автографы. Но курсу к третьему пришло осознание, что на одном обаянии и юношеской непосредственности далеко не уедешь. Актерской профессии необходимо учиться всю жизнь, ведь чтобы чего-то добиться, нужно постоянно развиваться.

— Поэтому в 2009 году вы переехали в Минск?

— В Витебске стало давить ощущение тесноты. В театре Якуба Коласа есть артисты высокого мастерства, но, что ни говори, плотность профессионалов на отдельно взятый театр выше в столице. В Минске же видел очень много талантливых актеров одного со мной возраста, рядом с которыми можно было совершенствоваться.

«За один съемочный день я иногда мог получить свою месячную театральную зарплату»


Актер Артем Бородич во время съемок триллера «В поисках ангела». Фото: личный архив

— Почему в сразу пошли в Купаловский?

— К этому времени главным режиссером театра стал Николай Пинигин, которого я уже видел в работе в Витебске. Я не был занят в его постановке, но Николай Николаевич позволял присутствовать на репетициях. Мне нравился его подход к актерам, к пьесе, его творческие взгляды. В Минске я попал на встречу с Пинигиным, принес ему видеозаписи сцен из спектаклей со своим участием. Спустя некоторое время он позвонил с предложением перейти к ним.

— И в это же время в вашей жизни появляются киноплощадки. Уже в первый год вы засветились в пяти кинопроектах. В соцсетях есть ваши фотографии со съёмок вместе с Алексеем Чадовым.

— Белорусским актерам нужно кормить свои семьи. Не секрет, что многие талантливые артисты покидают профессию из-за безденежья. Выход на площадку позволяет держаться на плаву: в кино зарабатывать деньги, а в театре — заниматься творчеством. В первой половине 2010-х годов за один съемочный день я иногда мог получить свою месячную театральную зарплату.

— При этом вы были очень загружены ролями в театре. Может, надо было от каких-то театральных предложений отказываться?

— Когда числишься в штате, как можно отказаться от порученной работы? Назначили на роль — исполняй, — смеется Артем. — К сожалению, от занятости в репертуаре зарплата не особенно увеличивалась, поэтому все чаще соглашался на съемки. Да, нагрузки большие, но старался в этой сумасшедшей гонке никого не подвести. К примеру, в 2013 году я снимался в Киеве в заглавной роли второго сезона сериала «Белые волки». И на те минские постановки, в которых меня не могли заменить, прилетал из Киева, а после спектакля срочно возвращался назад.

«От купаловцев приходили не только письма — на мой счет поступали деньги»


Актер Артем Бородич во время съемок триллера «В поисках ангела». Фото: личный архив

— Во время судебного процесса коллеги по театру во главе с Николаем Пинигиным постоянно приходили на слушания, чтобы поддержать вас. После вынесения приговора связи сохранились?

— Купаловцы продолжали меня поддерживать, отправляли письма. Может, не все, но… Я понимаю, что у того, кто вплотную не сталкивался с такой ситуацией, первой реакцией становится растерянность. Вот вы знаете, что можно написать человеку в тюрьму? В голове тут же рождается тысяча причинно-следственных связей, а стоит ли рассказывать про свои успехи, а уместно ли что-то спрашивать. Неудивительно, что чаще люди решают вовсе не отправлять письма.

— Вы обижались?

— Меня много эмоций посещало те полтора года, пока я не разобрался во внутренних механизмах системы, в которой оказался. Пока не понял, что мне делать дальше. И тогда пришло осознание, что, поменяй нас ролями, я бы скорее всего действовал так же.

— Письма все-таки важны?

— Да, они неоценимы. Они, как спорт и книги, становятся частью твоей внутренней основы для продолжения пути даже в тех замкнутых рамках, в которых там существуешь. Письма вызывали целую смесь ощущений и убеждали, что ты не один, тебя не бросили, не отреклись, пойдя за мнением государственной позиции, согласно которой ты считаешься преступником.

Конечно, все эти годы меня постоянно поддерживали родственники. Но и с купаловцами я был на связи. От них приходили не только письма — на мой счет поступали деньги. Поэтому, вернувшись в Минск, я пошел в театр поблагодарить всех за колоссальную помощь.

«В колонии такой человек будет весь год спать над тобой, а тебе нужно научиться терпеть»


Артем Бородич. Фото: личный архив

— Появление актера в любой среде часто вызывает у администрации желание развернуть самодеятельность.

— Так и есть: администрация колонии поначалу задумалась о театре. Попросили меня что-нибудь показать. Но когда я рассказал, что для этого требуется (пьесы, репетиции, изменение режима и так далее), никакого театра, конечно, не получилось. По факту сама система тут не подразумевает взаимодействия. Проверка, завтрак, после завтрака уборка, потом лекция, построение — в таком ритме для тебя расписан весь день.

— Еще будучи в Купаловском, вы периодически подрабатывали на стройке. Эти навыки помогали?

— Вся моя юность прошла на даче, поэтому что-либо делать руками для меня не сложно. В колонии пошел изучать специальность станочника деревообработывающих станков. До конца не доучился — меня перевели в колонию-поселение. Тут разрешают ходить в своей одежде, выдают телефон (звонить нельзя во время работы и с момента отбоя до подъема), появляются другие варианты послабления режима. Но работать приходится больше, так как на поселении ты находишься на самообеспечении. Я тут же нашел нормальный по местным меркам вариант: работал на деревообработке.

— Предположу, что творческому человеку куда сложнее вписаться в режимные требования, научиться взаимодействовать с людьми, с которыми за пределами этой системы он никогда не пересекся бы.

— В колонии в одной секции находится 20 человек. Тумбочка выделяется на двоих: полполочки, полшкафчика — больше тебе не положено, ведь у тебя не должно быть столько личных вещей. А соседи… Представьте себе самое сильное отторжение, когда-либо вызванное собеседником. В таком случае обычно прекращают общаться с источником раздражения. В колонии же ты не можешь повлиять на ситуацию: такой человек будет весь год спать над тобой, а тебе нужно научиться терпеть, чтобы не тратить свою энергию на неизменное, да еще суметь выстроить отношения.

В этом случае помогала профессия, ведь ее непосредственная часть — коммуникация. В личном багаже — десятки разобранных персонажей, куча моделей поведения. Все это приходилось применять для общения с самыми разными людьми. Хорошо, что даже там можно встретить тех, кто схож с тобой во взглядах и по принципу мышления. От этого становится немного проще.

«Люди часто странно реагируют, поэтому наросла толстенная броня»

— Суд рассмотрел ваше ходатайство и уменьшил срок вашего содержания.

— Я попал под амнистию 2019-го года. К тому же не без участия группы «Матери-328», которые добиваются либерализации антинаркотической статьи Уголовного кодекса, произошло послабление порогов по этой статье. Мне оставалось еще два месяца до конца срока, как неожиданно пришло решение суда. Меня тут же вызвали в администрацию и объявили, что через два часа я должен покинуть поселение. Мир снова рухнул, но теперь уже перспективы выглядели радужно.

— Возвращаться в привычное окружение было сложно?

— Долгое пребывание в специфической среде придавливает. Люди часто странно реагируют на мою историю, поэтому наросла толстенная броня. Я морально стал сильнее, меня не так легко выбить каким-либо поступком из седла, но отзвук во мне остался. Первое время было тяжеловато сходиться даже с давно знакомыми людьми: мешала определенная настороженность с моей стороны. Понимал, что кто-то в этой ситуации может пойти на поводу у стереотипов, начнут создавать препятствия на пути возвращения в профессию. Рад, что на данный момент с таким не сталкиваюсь.

Поселение является чем-то вроде буфера между колонией и внешним миром. Там я начал звонить близким, восстанавливать прежние контакты.

— И как видим, успешно: в середине декабря вы начали сниматься в четырехсерийном триллере «В поисках ангела».

— Это называется попасть в нужное время и в нужное место. Когда вернулся, то сразу сообщил людям, которым я небезразличен, что уже дома. Оказалось, режиссер Игорь Четвериков как раз искал исполнителя главной роли. Ассистент по актерам был на спектакле. За кулисами ему купаловцы и сообщили, что можно рассмотреть еще одну кандидатуру. Сейчас у меня расписаны съемочные дни до конца марта. Отдельное спасибо руководству «Беларусьфильма», что не отмахнулись и предоставили мне эту работу.


Актер Артем Бородич с режиссером Игорем Четвериковым во время съемок триллера «В поисках ангела». Фото: личный архив

— Мы вас увидим снова в Купаловском?

— Скажу так: я приходил к Николаю Пинигину, и он мне предоставил возможность возобновить наш разговор, когда у меня появятся конкретные планы. Мне необходимо время, чтобы скорректировать свою жизнь, чтобы наверстать упущенное не только в работе, но и в семье. Я пока не готов разрываться между кино, театром и личной жизнью. Мне надо постепенно влиться и со всем разобраться.

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Возможно, в тот момент мне был необходим этот удар, после которого пришлось подняться и заново выстраивать свою жизнь. Когда тебе комфортно, ты никогда не будешь...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика