Реформы «на бумаге» повысили рейтинги, но не деловую активность. 21.by

Реформы «на бумаге» повысили рейтинги, но не деловую активность

24.10.2009 11:12 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Усилия Минска по созданию благоприятного бизнес-климата не привели к всплеску деловой активности. Развитию предпринимательства препятствуют отсутствие комплексных реформ, сохранение недоверия к правительству, которое не раз ухудшало условия работы бизнесменов. Так оценивают причины сложившейся ситуации и международные эксперты, и белорусские предприниматели.

Шаги Минска по улучшению бизнес-климата позволили Беларуси заметно подняться в последнем рейтинге Doing Business, который ежегодно готовят Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (МФК). И все же специалисты отмечают, что в определенных сферах реформы были недостаточными.
- В этом году Беларусь пошла на значительное упрощение процедуры регистрации предприятий. Но регистрация - это только начало, главное, ведение бизнеса - впереди. И на этом пути предприниматель сталкивается с многими проблемами, - сказал в интервью «Завтра твоей страны» советник МФК Валерий Фадеев.
МФК и Всемирный банк в этом году отметили успехи Беларуси как реформатора не только в сфере регистрации предприятий, но и во внешнеэкономической деятельности, либерализации ценообразования и других областях. О наличии определенных улучшений рассказывают и белорусские бизнесмены.
- Если говорить о моей деятельности, я заметил, что в последнее время стало меньше проверок, и это заметно облегчает работу. К тому же есть улучшения, с которыми я лично не сталкивался, но знаю о них от коллег - стало проще создавать предприятия, появилась возможность воспользоваться упрощенной системой налогообложения, - говорит предприниматель Марк Бернштейн.
По мнению Бернштейна, одним из главных препятствий на пути развития белорусского бизнеса является большое количество административных процедур. С этим мнением согласны и международные эксперты.
- Одной из важных проблем является сохранение чрезмерного количества административных процедур. Скажите, зачем чтобы разместить в Беларуси АЗС, нужно согласование концерна «Белнефтехим»? Концерн объясняет это необходимостью обеспечить, чтобы две заправки не были расположены поблизости друг от друга. Но даже если так произойдет, почему это должно беспокоить государство? Будут ли эти АЗС приносить прибыль - проблема хозяев. Аналогичные ситуации характерны и для других сфер бизнеса. К предпринимателям в нашей стране зачастую относятся как к неразумным детям, им не доверяют, за них пытаются принимать решения, - подчеркивает Валерий Фадеев.
Свидетельством такого недоверия является и то, что исполкомы устанавливают директивные показатели по объемам производства, не только для государственного, но и для частного бизнеса.
- Результатом этой практики стал рост складских запасов, с которыми оказалось так сложно разобраться, - отмечает советник МФК.
Он напоминает, что аналогичная ситуация сохраняется и в сфере оплаты труда - частные предприятия должны определять ее в соответствии с утвержденной правительством тарифной сеткой. Но бизнесмены способны и сами устанавливать зарплаты сотрудникам, а все спорные вопросы могут решаться при посредничестве профсоюзов или через суд.
- В Беларуси в ряде сфер сохраняется патерналистская роль государства. Оно похоже на главу патриархальной семьи, который сидит во главе стола и бьет деревянной ложкой по лбу всякого, кто не вовремя сунулся в миску с картошкой, - сравнивает Валерий Фадеев. Еще одной базовой проблемой, которая многие годы препятствует развитию бизнеса, является нестабильность законодательства. Фадеев напомнил, что Гражданский кодекс, по сути являющийся экономической конституцией страны, за 10 лет своего существования подвергался изменениям около тридцати раз.
- Приравнивание указов президента к законам также играет роль в создании бизнес-среды. Не спорю, глава государства может оперативно решить любой вопрос. Но эта процедура дает возможность проталкивать узковедомственные интересы - в отличие от парламентской практики, где решение принимается коллегиально и потому присутствует гораздо больше барьеров, - подчеркивает Валерий Фадеев.
Климат для бизнеса в Беларуси оставался неблагоприятным, а законодательство - нестабильным на протяжении многих лет. Вот почему предприниматели не спешат вкладывать деньги в развитие национального бизнеса. Они не доверяют государству, считая, что Минск вынужден проводить реформы под давлением мирового кризиса и что после стабилизации экономической ситуации правительство вернется на прежние позиции.
- В последние 20 лет предпринимателей в Беларуси душили и уничтожали. Я могу назвать случаи, когда у людей конфисковали собственность и оставляли их в долгах, но не могу привести ни одного примера, чтобы предприниматель выиграл суд у государства. Чтобы предпринимательство развивалось, государственная собственность не должна иметь приоритета, а частную необходимо защитить законом. Закон должен быть выше, чем воля властей. И эти принципы надо реализовывать в течение длительного времени, чтобы завоевать доверие предпринимателей. Это не может произойти быстро, - считает Марк Бернштейн.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Усилия Минска по созданию благоприятного бизнес-климата не привели к всплеску деловой активности. Развитию предпринимательства препятствуют отсутствие комплексных реформ, сохранение недоверия к правительству, которое не раз ухудшало условия работы бизнесменов. Так оценивают причины сложившейся ситуации и международные эксперты, и белорусские предприниматели.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика