Начало положено
02.11.2009
—
Новости Экономики
|
Прежде всего, указ разграничивает функции республиканского и местных антимонопольных органов. Установлено, что контроль над деятельностью субъектов на товарных рынках республики осуществляет Министерство экономики, а на товарных рынках областей - структурные подразделения областных исполкомов.
При этом указом определены полномочия антимонопольных органов на вынесение обязательных для исполнения юридическими лицами, госорганами и их должностными лицами предписаний о прекращении действий и (или) отмене (изменении) ими правовых актов, не соответствующих антимонопольному законодательству и (или) приводящих к нарушению конкуренции. Такие предписания, в частности, могут касаться прекращения действия введенных запретов или ограничений в отношении реализации товаров и отмены решений по наделению организаций полномочиями, которые могут привести к ограничению конкуренции. Отметим, что обязательность своевременного исполнения предписаний антимонопольного органа была закреплена еще Законом от 10.12.1992 г. "О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции". В связи с этим особый интерес представляет регулирование через призму антимонопольного законодательства деятельности государственных органов при принятии ими решений либо совершении действий (бездействия), которые могут нарушить конкуренцию. Примечательно, что данный вопрос уже не первый год является предметом регулирования антимонопольного законодательства на территории соседних государств. Новой в антимонопольном законодательстве является норма, позволяющая антимонопольным органам заключать соглашения с субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках. Такие соглашения призваны определять обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность субъектов, и устанавливать возможные пределы ценовых изменений. Тем самым субъекты освобождаются от обязанности применения регулируемых цен. Однако эта, казалось бы, прогрессивная норма допускает возможность разного подхода к субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, так как общие для монополистов принципы госрегулирования цены заменяются на индивидуальные, закрепленные в соглашении между ним и антимонопольным органом. Такое положение вещей, на наш взгляд, может допустить неравный подход к таким субъектам хозяйствования и привести к недобросовестной конкуренции. Указом закреплено также право антимонопольного органа без уплаты госпошлины обращаться в суд за признанием недействительными соглашений, заключенных в нарушение антимонопольного законодательства и приводящих к ограничению конкуренции. В том числе это относится к соглашениям, заключенным между государственными органами и иными лицами. Кроме того, в указе появилось существенное уточнение, касающееся толкования статьи 12 закона. Так, согласования с антимонопольным органом сделок по приобретению субъектами, их группами, иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его руководящего органа, теперь касаются лишь ситуаций, прямо предусмотренных указом. Такие согласования теперь потребуются только при "приобретении прав на 20 и более процентов акций (долей) в уставном фонде юридического лица", если балансовая стоимость активов лица на последнюю отчетную дату превышает 100 тыс. базовых величин или объем выручки от реализации по итогам предшествующего финансового года превышает 200 тыс. базовых величин. Данная норма примечательна тем, что она фактически вывела из-под антимонопольного регулирования сделки по смене косвенного контроля над деятельностью белорусских субъектов. Ранее нормы закона были сформулированы таким образом, что существовала необходимость получения согласия антимонопольного органа при приобретении за пределами Беларуси зарубежных компаний, являющихся мажоритарными учредителями белорусских субъектов. Тем не менее реальный механизм исполнения запрета белорусского антимонопольного органа на совершение таких сделок отсутствовал. Кроме того, законодателю еще предстоит принять правовые акты в развитие указа, а также привести в соответствие с ним действующее законодательство. В заключение отметим, что указ не в полной мере разрешает проблемы практического применения антимонопольного законодательства. Например, до сих пор отсутствует однозначное толкование полномочий антимонопольного органа в составлении административных протоколов по ст. 11.24 КоАП "Нарушение антимонопольного законодательства". В связи с этим данная норма не применяется на практике. К тому же сложилась ситуация, когда национальный оператор связи, предоставляющий исключительные услуги провайдерам по пропуску международного трафика при оказании ими интернет-услуг, самостоятельно конкурирует с ними в предоставлении аналогичных услуг конечным потребителям. Нечетко определены и фактически рассредоточены между несколькими государственными органами полномочия антимонопольного органа. Между тем вся мировая практика идет по пути отнесения к компетенции антимонопольного органа целого круга вопросов: конкуренции, рекламы, защиты прав потребителей, регулирования тендеров (закупок). Однако, несмотря на существующие проблемы правоприменительной практики, принятие Указа № 499 дает надежду на то, что вопросы антимонопольного регулирования попали в поле зрения президента, что подтолкнет к дальнейшему развитию и совершенствованию законодательства о развитии конкуренции в Беларуси. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Значимым событием в развитии антимонопольного законодательства в Беларуси стало подписание Указа президента РБ от 14.10.2009 года № 499 "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции".
|
|