На село пришел инвестор. 21.by

На село пришел инвестор

17.11.2009 01:00 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

С помощью государства своим сельхозпредприятиям он придал второе дыхание

В одной из песен есть такие слова: «Кто нас порой выводит в люди, кто нас выводит в мастера». Они посвящены нашим школьным учителям.
Но в какой то степени эти строчки, можно сказать, имеют отношение и к инвесторам, которые под свое крыло взяли сельхозпредприятия. Понятно, что не лучшие. Иначе заключать такой брачный союз не имело бы смысла. Но тот, кто взял на себя дополнительную нагрузку, получил ряд льгот, обновил производство и вывел свои сельхозпредприятия не то что в люди, а кое-кто даже сделал их школой передового опыта.
Процесс этот продолжается. Поэтому нелишне еще раз напомнить об основных мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, привлечению в отрасль инвестиций и полученных результатов. А они уже совсем не сравнимы с теми, что были несколько лет назад.
Одним из важнейших документов, положивших начало реализации основных принципов современной политики в аграрной сфере, стал Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 года № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство».

ДАННЫЙ документ установил ряд льгот для сельскохозяйственных организаций, имевших задолженность по состоянию на 1 января 2004 года. В частности:
до 1 января 2009 года откладывалось погашение задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты (кроме таможенных платежей и платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты), включая государственные целевые бюджетные фонды, числящейся (задолженности) по данным налоговых органов, а также задолженности по уплате примененных ими экономических санкций и начисленных пеней за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве;
до 1 января 2009 года откладывалось погашение задолженности за потребленные газ, электрическую и тепловую энергию.
При этом для добросовестных плательщиков текущих платежей предусматривалась возможность списания части задолженности по платежам в бюджет. По окончании отсрочек суммы отсроченных обязательств должны быть погашены в течение пяти лет ежемесячно равными долями.
Кроме мер, направленных на финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий, Указ № 138 предусматривал стимулирование и инвестиционной деятельности в отрасли.
Так, для организаций, которые в течение 2004--2005 годов приобретали права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, устанавливались дополнительные преференции:
откладывалось на пять лет исполнение обязательств убыточных сельскохозяйственных организаций по возврату в государственный резерв временно полученных из него в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь и Совета Министров дизельного топлива и автомобильного бензина;
была сделана отсрочка на три года исполнения обязательств убыточных сельскохозяйственных организаций:
по возврату кредитов банков, а также по договорам финансового лизинга;
по приобретенным товарам, выполненным работам и оказанным услугам;
рассрочка на 6 месяцев погашения задолженности убыточных сельскохозяйственных организаций по уплате таможенных платежей ежемесячно равными долями;
по платежам убыточных сельскохозяйственных организаций в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
рассрочка на два года погашения задолженности по обязательным платежам ежемесячно равными долями;
отсрочка на два года погашения задолженности по экономическим санкциям и пеням.
Предусматривался также механизм списания отсроченных обязательств.
Кроме того, организациям-инвесторам предоставлялось право в течение трех лет ежегодно приобретать сельскохозяйственную технику, оборудование и запасные части к ним на сумму, эквивалентную 150000 евро, с уменьшением общего размера платежей в бюджет, подлежащих внесению в течение календарного года, на суммы налога с пользователей автомобильных дорог, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Чтобы создать условия по реализации Указа № 138, 14 июня 2004 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций». Его название говорит само за себя. Этим документом установлены обязательные условия приобретения предприятий убыточных сельскохозяйственных организаций:
погашение задолженности убыточной сельскохозяйственной организации в порядке и сроки, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство»;
сохранение рабочих мест на период предоставления отсрочки исполнения обязательств убыточной сельскохозяйственной организации;
обеспечение деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
Данным Указом установлена беспрецедентная мера -- цена имущественного комплекса определена в размере 20 процентов от стоимости чистых активов убыточной сельскохозяйственной организации на первое число первого месяца квартала, в котором осуществляется продажа. При стоимости чистых активов этой организации, равной нулю или имеющей отрицательную величину, цена продажи составляет одну базовую величину, установленную в республике на первое число первого месяца квартала, в котором производится продажа.
Решения о продаже имущественных комплексов принимаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия, областными, районными (городскими) исполнительными комитетами на основании заключений комиссий по продаже предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций. На основании принятых документов за 2004--2005 годы было реорганизовано 506 сельскохозяйственных организаций. Это составило 40,3 процента общего количества убыточных хозяйств по состоянию на 1 января 2004 г. 85 убыточных сельскохозяйственных организаций проданы как имущественные комплексы иным юридическим лицам.
Инвесторами выступили организации всех форм собственности.
Правда, за прошедший период ряд организаций пришлось реорганизовать еще раз.
В соответствии с Мероприятиями по выполнению Государственной программы возрождения и развития села на 2005--2010 годы Минсельхозпродом совместно с облисполкомами проводится мониторинг деятельности реорганизованных убыточных сельскохозяйственных организаций. Итоги их работы рассматриваются на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, коллегиях Минсельхозпрода, вырабатываются меры по повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции.
На 1 октября 2009 года в развитие реорганизованных сельскохозяйственных организаций (по данным облисполкомов) инвестировано 7284,6 млрд. руб., в том числе в Брестской области -- 445 млрд. руб., Витебской -- 1244,6, Гомельской -- 863, Гродненской -- 1207,5, Минской -- 2471,6 и Могилевской области -- 1052,9 млрд. рублей.
Удельный вес собственных средств организаций-инвесторов составляет 43,6 процента и колеблется в пределах от 60,4 процента в Брестской области до 23,2 -- в Гродненской. В расчете на одну реорганизованную убыточную сельскохозяйственную организацию в среднем по республике инвестировано 17,1 млрд. рублей, в том числе в Брестской области -- 10,8 млрд. рублей, Витебской -- 11,8, Гомельской -- 14,8, Гродненской -- 38,9, Минской -- 19,7, Могилевской области -- 15,3 млрд. рублей (таблицы 3, 4).
Наша справка. К наиболее крупным инвесторам относятся СП ЗАО «Славнефть-Старт» (70,5 млрд. рублей), РУП «Минский тракторный завод» (55,3 млрд. рублей), ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» (29,3 млрд. рублей), РУП «Гомсельмаш» (27,5 млрд. рублей), ИП «Штоц Агро-сервис» (33,8 млрд. рублей), РУП «Минэнерго» (22,5 млрд. рублей).
Принятые меры по финансовому оздоровлению реорганизованных убыточных сельскохозяйственных организаций оказали существенное влияние на результаты их работы. Так, производство валовой продукции сельского хозяйства за 9 месяцев текущего года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 203,4 процента.
В целом по сельскохозяйственным организациям республики за январь--август этого года сумма чистой прибыли составила 239,5 млрд. рублей, что на 4,5 процента больше, чем за соответствующий период минувшего года.
Минсельхозпрод совместно с другими органами государственного управления предпринимает меры по обеспечению равных условий хозяйствования для всех производителей продукции сельского хозяйства. Инвесторам, приобретшим права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, оказывается государственная поддержка в той же мере, что и традиционным производителям. С целью нормативного закрепления данного положения принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2005 г. № 294 «О некоторых вопросах деятельности юридических лиц, имеющих филиалы или иные обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2002 г. № 1563».
Устанавливалось, что организации-инвесторы имеют право на равных условиях с хозяйствами приобретать для производства продукции сельскохозяйственную технику отечественного производства, получать кредиты на закупку тракторов, сельхозмашин и оборудования, в том числе передаваемых на условиях долгосрочной аренды (лизинга), приобретать (получать) минеральные удобрения, нефтепродукты для проведения весенних полевых и уборочных работ, а также получать иные преференции, предоставляемые сельскохозяйственным организациям в соответствии с решениями правительства.
За время действия Указа Президента от 19 марта 2004 г. № 138 инвесторы приобрели немало сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей, что позволило значительно повысить технический уровень сельхозпредприятий.
Однако не все организации-инвесторы смогли в полной мере воспользоваться предоставленной льготой, так как не имели достаточной выручки или являлись плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. К тому же 1 января 2009 года истек срок действия отсрочки уплаты задолженности сельскохозяйственных организаций по платежам за энергоносители и в бюджет. Таким образом, ежемесячно организация-инвестор должна нести дополнительные расходы по уплате сумм отсроченной задолженности. Увеличение ежемесячных обязательных платежей при общем недостатке оборотных средств затруднит проведение дальнейшей модернизации производства.
Чтобы продлить действие данной льготы, 13 мая 2008 г. принят Указ Президента Республики Беларусь от № 258 «О некоторых мерах по повышению эффективности сельскохозяйственного производства». Организациям, которые в установленном законодательством порядке с 1 января 2004 г. до 1 января 2006 г. приобрели убыточные сельскохозяйственные организации в результате реорганизации, безвозмездной передачи, предоставлено право ежегодно в течение трех лет, начиная с минувшего  года, приобретать сельскохозяйственную технику, оборудование и запасные части к ним, а также здания и сооружения сельскохозяйственного назначения, выполнять работы по строительству и реконструкции зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения с уменьшением на сумму фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением:
размера сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
подлежащего уплате в бюджет в течение календарного года единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, но не более чем на 50 процентов сумм этого налога, рассчитанного по установленной ставке.
Таким образом, льгота предоставлена и организациям-плательщикам единого налога, и уплачивающим налоги по общей системе.
Реализация положений настоящего Указа позволяет организации-инвестору только непосредственно на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства направить в течение года в среднем около 100 млн. рублей.
ВО ВСЕХ регионах республики постоянно ведется совершенствование организационно-экономической структуры агропромышленного комплекса. Одним из направлений такой работы является создание многоотраслевых или узкоспециализированных кооперативно-интеграционных структур.
Кооперация и интеграция основываются на высоком уровне специализации, в результате чего усиливается взаимозависимость каждого звена в технологической цепи ”производство -- переработка -- сбыт“. Объединение усилий всех участников данной цепи для концентрации средств на приоритетных направлениях позволяет эффективно использовать ресурсы, что положительным образом сказывается на конкурентоспособности конечной продукции.
Минсельхозпродом совместно с облисполкомами разработаны и утверждены облисполкомами перспективные схемы кооперативно-интеграционных структур с замкнутым циклом производства готового продукта и его реализацией посредством собственной товаропроводящей сети, определена экономическая эффективность их создания.
Процесс формирования кооперативно-интеграционных структур в республике можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап -- интеграция путем передачи убыточных, нестабильно работающих сельскохозяйственных организаций иным организациям с целью их финансового оздоровления.
Наша справка. За 2004--2005 годы организациям-инвесторам было передано 506 убыточных сельскохозяйственных организаций, в том числе 85 предприятий продано как имущественные комплексы. За 2006--2008 годы реформировано 350 сельскохозяйственных организаций. Работа в этом направлении продолжается и  по сей день.
Второй этап -- создание кооперативно-интеграционных структур по отраслям агропромышленного комплекса с согласованным развитием всех технологических звеньев производства конечного продукта и его реализации через товаропроводящие сети, включение в них предприятий смежных отраслей, развитие собственных подразделений для выстраивания единой технологической цепи ”производство -- переработка -- сбыт готовой продукции“.
В настоящее время в республике функционирует ряд крупных кооперативно-интеграционных структур с законченным циклом ”производство -- переработка -- сбыт готовой продукции“, которые условно можно разделить на следующие группы в зависимости от отраслевой принадлежности организации-интегратора:
1-я группа -- организации-интеграторы перерабатывающей промышленности (мясной, молочной, зерноперерабатывающей, сахарной, плодоовощной и др. отраслей), которым переданы сельскохозяйственные организации (ОАО ”Гроднохлебопродукт“, РУП ”Минск-Кристалл“, ОАО ”Криница“, ОАО ”Савушкин продукт“);
2-я группа -- сельскохозяйственные организации-интеграторы (ОАО ”Агрокомбинат ”Дзержинский“, СПК ”Агрокомбинат ”Снов“, ОАО ”Беловежский“, ОАО ”Василишки“);
3-я группа -- организации-интеграторы иных отраслей, а также финансовые и частные организации (ЗАО ”Витэкс“, ООО ”Трайпл“, ООО ”Торговый Дом ”Ждановичи“).
Как правило, такие крупные кооперативно-интеграционные формирования функционируют в рамках одного юридического лица.
ПО МНЕНИЮ НАН Беларуси, процесс интеграции в сельскохозяйственной отрасли находится на стадии межхозяйственной кооперации. Организации объединяются, в основном, с целью полного снабжения животноводческого комплекса или перерабатывающего производства исходным сырьем для увеличения объемов производства. Лишь отдельные кооперативно-интеграционные структуры, такие, как ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», ОАО «Гроднохлебопродукт», достигли более совершенного уровня развития -- интеграции на региональном уровне.
В республике успешно функционируют 68 кооперативно-интеграционных структур, в состав которых вошли 179 участников. На основании предложений облисполкомов, до конца нынешнего года намечено создать и обеспечить дальнейшее развитие 38 кооперативно-интеграционной структур.
На 15 октября 2009 года к 26 организациям-интеграторам уже присоединено 38 организаций-участников. Предусматривается, что большая часть кооперативно-интеграционных структур до конца  года будет сформирована на базе организаций, подведомственных Департаменту по хлебопродуктам и РО «Белптицепром».
Формирование действующих в настоящее время кооперативно-интеграционных структур происходило в течение длительного периода.

Наша справка. Начиная с 2004 года происходило формирование интеграционной структуры на базе ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», в состав которой вошли птицефабрика, четыре колхоза, ОАО «Негорельский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Молочник», мясоперерабатывающий цех, рыбхоз, торговая сеть. В настоящее время общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет около 14,2 тыс. га, в том числе пашня -- 10,3 тыс. га. Такое формирование, объединившее производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию, было создано впервые в республике. В кооперативно-интеграционной структуре содержится 8700 голов КРС, в том числе 3533 коровы, полтора миллиона голов птицы. За год произведено около 30 тыс. тонн мяса скота и птицы, молока -- 18,6 тыс. тонн; яиц -- 14,7 млн. штук. Обеспеченность фуражным зерном составляет 71 процент от потребности. Рентабельность по конечному результату -- 30,7 процента.

Создание кооперативно-интеграционных структур оказывает положительное влияние на производственно-экономические показатели. На этой основе намечается существенное улучшение экономики.
Наша справка. В результате присоединения РУСПП «Совхоз «Круглянский» к РУСПП «Агрокомбинат «Приднепровский» годовой экономический эффект прогнозируется в размере 202,5 млн. рублей за счет уменьшения на 13 процентов себестоимости зерна, используемого на кормовые цели.
Присоединение СПК «Искра» и ОАО «Совхоз-комбинат «Светлый» к ОАО «Могилевхлебопродукт» позволит увеличить по итогам 2009 года обеспеченность собственным фуражным зерном на 24 процента, ожидается дополнительная прибыль в размере 520 млн. рублей.

При завершении в этом году запланированных работ по созданию кооперативно-интеграционных структур они, занимая 6,8 процента сельхозугодий и 7,3 процента пашни, произведут 21,8 процента валовой продукции сельского хозяйства. В кооперативно-интеграционных структурах будет сосредоточено производство 35,8 процента мяса скота и птицы, в том числе свиней -- 53,3, птицы -- 67,5, КРС -- 8,6 процента, производства яиц -- 64,1 процента. При этом показатели эффективности производственно-экономической деятельности в таких структурах выше среднереспубликанского уровня.
Правда, негативное влияние на развитие интеграционных процессов в АПК оказывает сложное финансовое положение как сельскохозяйственных организаций, так и перерабатывающих, что снижает их привлекательность для организаций-интеграторов.
Учитывая поставленную перед агропромышленным комплексом задачу по обеспечению конкурентоспособного производства и на его основе устойчивого развития, дальнейшая деятельность кооперативно-интеграционных структур имеет большое значение и процесс формирования таких объединений будет продолжаться.
По оценке НАН Беларуси, оптимальным размером землепользования сельскохозяйственной организации является наличие земель сельскохозяйственного назначения от 7 до 10 тысяч га. В этом плане работа на местах продолжается и дальше. За период 2006--2009 годов присоединено около 350 сельскохозяйственных организаций.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО привлечения инвестиций организаций-инвесторов (включая перерабатывающие, торговые, сбытовые, финансово-кредитные и иные организации), стимулирующих развитие материально-технической базы приобретенных и приобретаемых с 1 января 2006 года по 1 января 2010 года сельскохозяйственных организаций, 24 июня 2008 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 350 «О привлечении инвестиций в сельскохозяйственное производство».
Этот документ предусматривает предоставление мер государственной поддержки юридическим лицам-инвесторам, приобретшим права и обязанности сельскохозяйственных организаций с 1 января 2006 года, т. е. после окончания периода предоставления льгот Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138, до окончания срока реализации Государственной программы возрождения и развития села. В частности:
-- на два года предоставляется отсрочка погашения задолженности сельскохозяйственных организаций, права и обязанности которых приобретены юридическими лицами в результате реорганизации, покупки, безвозмездной передачи предприятия как имущественного комплекса, по экономическим санкциям, административным взысканиям в виде штрафа за нарушение сроков и порядка уплаты платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
-- предусмотрена рассрочка погашения задолженности сельскохозяйственных организаций по обязательным платежам в Фонд с периодом уплаты в течение двух лет ежемесячно равными долями с последующим списанием ее на определенных условиях;
-- на пять лет отсрочивается погашение задолженности сельскохозяйственных организаций по уплате налогов, сборов (за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, включая государственные целевые бюджетные фонды, числящейся по данным учета налоговых органов.
По окончании отсрочки предоставляется рассрочка погашения задолженности с периодом ее погашения в течение пяти лет ежемесячно равными долями;
-- на десять лет откладывается погашение задолженности по уплате примененных налоговыми органами экономических санкций, штрафов и начисленных пеней за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве.
При отсутствии задолженности юридических лиц по уплате текущих платежей в течение семи лет и шести месяцев предусматривается списание указанной задолженности.
-- предоставляется право в течение трех лет приобретать сельскохозяйственную технику, оборудование и запасные части к ним, а также здания и сооружения специализированные сельскохозяйственного назначения, выполнять работы по строительству и реконструкции зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения с уменьшением:
размера сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки на сумму фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением;
единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, подлежащего уплате в бюджет в течение календарного года, на сумму фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением (для юридических лиц, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, а также являющимися плательщиками единого налога по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции).
ПРАКТИКА применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 года № 138 показала, что ряд организаций-инвесторов в силу объективных причин не может непосредственно присоединить сельскохозяйственную организацию, как, например, банки, которые в силу требования статьи 14 Банковского кодекса Республики Беларусь, не имеют права осуществлять иную деятельность, кроме банковской. В таком случае, как правило, учреждается юридическое лицо, которое присоединяет (приобретает) сельскохозяйственную организацию, но не располагает ресурсами для инвестиционной деятельности.
Для стимулирования инвестиционной активности в таких обстоятельствах сохранены льготы по налогу на прибыль, установленные подпунктом ”в“ пункта 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь ”О налогах на доходы и прибыль“.
Все эти меры создают равные условия для организаций-инвесторов, принявших в управление сельскохозяйственные организации в период 2004--2005 годов и для организаций, реорганизованных в 2006--2010 годах.
Спецвыпуск подготовили 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С помощью государства своим сельхозпредприятиям он придал второе дыхание
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика