Кто займет растущую нишу?. 21.by

Кто займет растущую нишу?

20.11.2009 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ускорение темпов жилищного строительства не гарантирует того, что этим трендом смогут воспользоваться все белорусские производители стройматериалов. Причина — в ряде экономических факторов и, прежде всего, в слабой доступности финансовых ресурсов, что сдерживает оперативную модернизацию производств и наращивание объемов выпуска.

Например, если отечественные сборные железобетонные и бетонные конструкции господствуют на внутреннем рынке и рост объемов жилищного строительства автоматически стимулирует их производство, то по ряду отделочных и герметизирующих материалов прямой зависимости не наблюдается. В последнем случае на нашем рынке сильны позиции импортных товаров, поэтому растущая ниша становится объектом острой конкуренции между белорусскими и иностранными производителями.

Показательна здесь ситуация с герметиками, применяемыми в крупнопанельном и каркасном домостроении, а также при капитальном ремонте зданий. Ежегодно объем их потребления в республике прирастает на 20-25%. Однако до сих пор отечественные производители смогли занять не более четверти этого рынка.

«Сегодня мы сталкиваемся с проблемой привлечения заемных средств», — отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» директор производственного УП «Вланик-Строй» Владимир Власов. Предприятие может нарастить объемы выпуска герметиков минимум в два раза, для чего необходимо привлечь 30 тыс. USD на пополнение оборотных средств и закупку сырья. Но даже такая относительно небольшая сумма оказалась недоступной: банк попросил залоговое обеспечение по кредиту, которое предприятие предоставить не может. Своих же средств не хватает, т.к. в этом году обострилась проблема неплатежей за отгруженную продукцию, в результате чего за январь- сентябрь т.г. просроченная дебиторская задолженность увеличилась на четверть.

Между тем именно сейчас, по мнению директора, хорошее время для передела рынка в пользу отечественных производителей, поскольку основные потребители — заводы крупнопанельного домостроения и система ЖКХ проявляют патриотические настроения, все чаще руководствуясь девизом «купляйце беларускае».

Еще одним фактором укрепления наших позиций на внутреннем рынке может стать закрытие на фоне нынешнего кризиса некоторых зарубежных производств, считает директор СП «Юнибудколор» Юлия Закревская. После того как свою работу прекратил один из российских заводов, законтрактованные на 2009 г. объемы смогло обеспечить это белорусское предприятие.

Тем не менее говорить о том, что импорт сдал свои позиции, было бы преждевременно. Директор ООО «БелТенакс Добеле» Дмитрий Лахтанов, представляющий интересы крупной латвийской компании-производителя Tenax, убежден в более высокой конкурентоспособности европейских герметиков. По его мнению, белорусские производители пока не в состоянии выйти на должный уровень качества, поскольку это требует значительных капиталовложений в оборудование, а емкость внутреннего рынка недостаточна, чтобы, понеся такие затраты, можно было рентабельно работать. Между тем 5-процентная ввозная пошлина не дает особого преимущества белорусским герметикам перед импортными. Скорее всего, такой уровень растаможки сохранится и после вступления в силу с 1 января 2010 г. единого таможенного тарифа России, Беларуси и Казахстана, а значит, экспансия европейских герметиков на рынок трех государств продолжится.

Наши производители оспаривают утверждение о бесспорном превосходстве импорта. Конечно, западные предприятия, в т.ч. в странах Балтии, имея доступ к дешевым заемным ресурсам, смогли модернизироваться раньше белорусских. Тем не менее у нас в последние годы также вкладывались немалые средства в обновление основных фондов. К тому же и в Беларуси, и за рубежом пользуются сырьем одних и тех же производителей, что позволяет выпускать продукцию аналогичного уровня.

Кроме того, новые перспективы открывает создание полноценной зоны свободной торговли в рамках Таможенного союза. По мнению Ю.Закревской, это упростит доступ к качественному сырью, оборудованию и оснастке, которые можно будет закупать у крупных российских импортеров, не проводя у нас повторную растаможку. Одновременно легче станет поставлять свою продукцию на российский и казахстанский рынки, а там совсем другие обороты и возможности.

Алесь ПОЛЕССКИЙ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ускорение темпов жилищного строительства не гарантирует того, что этим трендом смогут воспользоваться все белорусские производители стройматериалов. Причина - в ряде экономических факторов и, прежде всего, в слабой доступности финансовых ресурсов, что сдерживает
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика