Экономический ликбез TUT. Приватизация. Чего не хотят инвесторы. 21.by

Экономический ликбез TUT. Приватизация. Чего не хотят инвесторы

27.11.2009 15:01 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

фотоВ Беларуси в 2008 году была объявлена грандиозная программа по акционированию и приватизации государственных предприятий. Однако если в прошлом году произошло несколько сделок, то в этом ни одной мало-мальской сделки так и не произошло. Кто-то может списать произошедшее на кризис, мол, активы упали в цене, продавать стало невыгодно, а по докризисной стоимости никто не хочет покупать. Однако на Белорусском инвестиционно-экономическом форуме глава отдела слияний и поглощений "Эрнст энд Янг" в СНГ Игорь Болдырев высказал ряд причин, которые отпугивают инвесторов от участия в приватизации. Параллели он приводил исходя из опыта проведения приватизации в других странах.

Впрочем, для начала он назвал основные факторы, которые придают положительные импульсы приватизации объекта. Это значительная доля рынка, сильные позиции в производстве определенного вида продукции либо наличие развитой сети продаж, ориентация предприятия на рынок со стабильным спросом либо с потенциалом роста, выгодное географическое положение, сильная управленческая команда.

Однако есть ряд факторов, которые тормозят процесс приватизации.

Сохранение контрольной доли у государства

В обзоре инвестиционной политики Беларуси Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД также отмечается, что в политике Беларуси по привлечению прямых иностранных инвестиций сохраняется подход "управления и контроля". Органы власти видят свою роль в том, чтобы управлять частными инвестициями.

По словам И. Болдырева, приватизация неконтрольной доли не дает существенных прав как в операционной деятельности, так и в стратегическом планировании, тем самым снижается потенциальная весомость объекта инвестирования. В "Эрнст энд Янг" советуют достигать защиты государственных интересов при приватизации предприятия за счет регуляторной деятельности в отрасли, которые будут приниматься и соблюдаться всеми игроками данного сегмента.

По словам экспертов, подобная модель (правда, не лишенная недостатков) действует в некоторых секторах, где сейчас наиболее активны иностранные инвесторы - это, к примеру, банковская и пивная отрасли. Есть Нацбанк и "Белгоспищепром", которые с одной стороны, держат ситуацию под контролем, но, с другой, определяют правила и прислушиваются к мнению владельцев компаний.

В результате же проведенной приватизационной сделки влияние государства на этот объект должно оставаться минимальным. В частности, назначение и снятие руководства приватизируемого предприятия не должно происходить по решение государства. Вместе с тем государству не следует наделять приватизированное предприятие особым привилегированным статусом, которого не имеют другие частные компании-конкуренты.

Жесткие условия инвестирования

Доведение плановых показателей на стадии инвестирования воспринимается потенциальными владельцами в штыки. Потому что часто получается, что сроки и величина инвестиций, определенные государством, могут быть некорректны и неуместны. "В силу большего опыта инвестор сам решает, какие ресурсы нужны для достижения этого уровня, и сколько времени на это понадобится", - отмечает И.Болдырев.

Впрочем, в "Эрнст энд Янг" полагают, что более предпочтительным вариантом может считаться условие о достижении новыми собственниками определенного уровня эффективности деятельности приватизируемого предприятия. А уже потом можно говорить о сроках реализации проекта и объеме инвестиций.

Неправильная оценка предприятия

Этот фактор всегда был камнем преткновения. Он особенно  усилился в связи со спорами о стоимости "БПС-Банка". Игорь Болдырев говорит, что при оценке нередко не учитывается объем необходимых инвестиций и необходимость коррекции бизнес-модели предприятия. "Инвестор не будет участвовать в приватизационной сделке, так как она ему экономически не состоятельна", - отмечает эксперт.

По словам управляющего по вопросам предоставления консалтинговых услуг в сфере финансирования KPMG в Беларуси Александра Загорского, стоимость компании может восприниматься по-разному в зависимости от планов и от перспектив покупателя и продавца. "Продавец оценивает объект с точки зрения вложения ресурсов, исходя из стратегии и целей, покупатель учитывает еще свои перспективы. Однако инвестор не согласится покупать объект по цене, определенной с учетом перспектив работы компании. Инвестор не готов переплачивать за перспективы. Он тоже хочет что-то заработать", - пояснил А. Загорский. Вместе с тем размер цены - это не только экономический аспект. "Операционная цена зависит от готовности сторон покупать/продавать компанию и от навыков ведения переговоров", - полагает эксперт. По его словам, зачастую у инвесторов возникает много вопросов по непрофильным активам, когда "социальные объекты (детские сады, больницы) пытаются включить в общую стоимость активов".

Приватизация эффективного объекта вместе с проблемным

В Беларуси с ее социально ориентированной экономикой продажа госпредприятий будет сопряжена именно с этим аcпектом. С другой стороны, приватизация проблемного предприятия как условие приобретения эффективного актива может привести к снижению стоимости "лакомого кусочка", если бы оно приватизировалось в отдельности. К примеру, для продажи крупных государственных банков предлагают создать Финансовое агентство развития, в которое перейдут проблемные активы госбанков - это, как правило, кредиты, выданные на реализацию долгосрочных госпрограмм.
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли 'Форекс Клуб'
Партнер рубрики -
Международная Академия
Биржевой Торговли
"Форекс Клуб"

Значительные социальные обязательства

Требования о сохранении численности персонала приватизируемой компании, как правило, негативно воспринимаются потенциальными инвесторами, так как это напрямую влияет на эффективную деятельность предприятия и ставит его в неравные условия с частной компанией-конкурентом, которая самостоятельно определяет, сколько людей для работы ей нужно.

С другой стороны, отмечает заместитель директора Национального инвестиционного агентства Георгий Гриц, неправильно все проблемы вешать на плечи государства. В компании "Эрнст энд Янг" предлагают альтернативный вариант решения данного вопроса. "Инвестор должен понести расходы на выплату выходных пособий и переподготовку увольняемых сотрудников, - утверждает И. Болдырев и тут же добавляет: - Однако значительный объем расходов может вызвать встречное предложение инвесторов - снизить стоимость актива на величину этих социальных затрат".

Нетранспорентность объекта инвестирования

Ограничения в получении информации ставят под сомнение эффективную деятельность предприятия и тем самым повышают риски для потенциальных инвесторов. "Отсутствие на приватизируемом предприятии эффективно функционирующей системы учета и отчетности как для управленческих целей, так и для внешнего пользования являются факторами повышенного риска инвестирования и ведут к понижению стоимости предприятия", - отмечает И. Болдырев.

Стоит отметить, что система международных стандартов финансовой отчетности (пресловутое МСФО) на белорусских предприятиях приживается с большим трудом. На экономическом форуме белорусский премьер Сергей Сидорский заявил, что на 2010 год стоит задача максимально сблизить белорусский бухгалтерский учет с принципами международных стандартов финансовой отчетности. Министр финансов Андрей Харковец 6 февраля на заседании коллегии Минфина также заявлял, что работу по переходу на МСФО надо перевести "из вялотекущей в интенсивную". Однако уже в октябре замминистра финансов Иван Шунько дал понять, что приоритетной в Беларуси останется отчетность по национальным стандартам, а МСФО будет использоваться лишь в случае необходимости при интересе потенциальных инвесторов к конкретному предприятию. Он отметил, что сегодня параллельно с национальными стандартами отчетности МСФО используют около 100 белорусских предприятий, которые перешли на эти стандарты по заявительному принципу. Однако этот список никак не коррелирует с утвержденным правительством списком объектов, подлежащих приватизации и продаже в ближайшие годы. А. Загорский подчеркивает, что "национальная финансовая отчетность часто не отражает реальное положение и финансовые результаты компании (и часто является недостаточной для всестороннего анализа). Кроме того, имеется существенная неопределенность в трактовке законодательства Беларуси".

Прочее

Представитель Международной финансовой корпорации (МФК) в Беларуси Крэйг Белл соглашается с последним утверждением. Действительно, инвесторы находят ситуацию в Беларуси сложной, непрозрачной и непоследовательной. По словам К. Белла, для инвесторов меньше всего важны различные преференции и льготы. "Обычно инвесторы, которые приходят из-за субсидий и льгот, первыми уходят, когда эти субсидии отменяются", - отметил К. Белл.

В обзоре ЮНКТАД также отмечается, что чрезмерное регулирование деловой активности, слабый режим конкуренции и постоянный довлеющий контроль над заработной платой и ценами все еще мешают развитию частного сектора. Более того, реформы часто встречают сопротивление со стороны госорганов, и их эффективность "отбрасывается назад" вследствие недостаточной координации между центральными и региональными властями. Либо вследствие "узких мест" в местном законодательстве. Это касается, прежде всего, выдачи разрешений, лицензирования, собственности на землю и налогообложения.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Беларуси в 2008 году была объявлена грандиозная программ по акционированию и приватизации государственных предприятий. Однако если в прошлом году произошло несколько сделок, то в этом ни одной мало-мальской сделки так и не произошло
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика