Очередной карт-бланш для отечественного льноводства
В стране планируется создать Белорусскую льняную компанию. Об этом корреспонденту «БН» сообщили в Национальной академии наук Беларуси.
Создание этой структуры, по замыслу авторов, должно положить конец неопределенности в управлении льноводческой отраслью. В свое время ее «привязали» к РО «Белагросервис», где было создано соответствующее управление. В его подчинении до последнего времени находились отделы льна Брестской, Гродненской и Минской областей, а также холдинг «Могилевобллен» и открытые акционерные общества «Гомельлен» и «Витебсклен». Это разношерстное сообщество работало из рук вон плохо.
Несмотря на существенную государственную поддержку подкомплекса (в 2007-м году -- 41,5 млрд. руб., в 2008-м -- 137 млрд. руб., в 2009-м планировалось выделить 370,5 млрд. руб.), его положение продолжает оставаться тяжелым. В прошлом году убытки от реализации продукции льнозаводов составили 21,5 млрд. рублей, а уровень рентабельности реализованной продукции -- минус 22,5 процента. Разрубить гордиев узел в отечественном льноводстве и призвана предлагаемая компания. В эту корпоративно-интегрированную структуру должны войти льносеющие хозяйства, льнозаводы, РУПТП «Оршанский льнокомбинат», а также швейные и торговые предприятия. Пока, правда, не решено, в каком виде она будет создана. Предлагаются два варианта: производственно-финансовый холдинг в виде открытого акционерного общества (ОАО) и государственное производственное объединение (концерн). Первый вариант авторам идеи кажется наиболее предпочтительным. Компания, утверждают инициаторы ее создания, будет определять стратегию развития каждой сферы и каждого внутреннего звена подкомплекса, обеспечивать эффективное хозяйствование различных подразделений на принципах самоокупаемости. Прежде всего она может и должна оптимизировать сырьевую зону, то есть число льносеющих хозяйств-производителей льнотресты и льнозаводов-производителей льноволокна. Количество льнозаводов, в частности, предлагается сократить с имеющихся в настоящее время 49 до 22--25. Компании предстоит определить приоритеты каждого входящего в нее звена, установить порядок взаимодействия между предприятиями, найти формы их технической и технологической модернизации, решать вопросы закупки и поставки хозяйствам семян, удобрений, химических средств защиты, техники. По идее, она будет в состоянии сделать производство безотходным, организовать переработку всей побочной и сопряженной с производством продукции. К примеру, наладить выпуск льняного масла, считающегося ценнейшим продуктом питания и средством лечения от многих болезней, которое на белорусском потребительском рынке присутствует в основном лишь от иностранных производителей. Идея заманчивая. Тем не менее в Минсельхозпроде и правительстве к ней относятся с определенной долей сдержанности. Ведь и в прежние годы со стороны льняного лобби вносилось немало, как тогда казалось, рациональных предложений. А чем все закончилось? Проект создания компании проходит тщательную экспертизу на всех уровнях. Не отвергая саму идею, эксперты пытаются найти слабые места предлагаемой структуры. Согласитесь, лучше, если они обнаружатся сейчас, чем потом. Вполне возможно, что льноводческой отрасли государство выдаст очередной карт-бланш. Посмотрим, как распорядятся им в подкомплексе, считавшемся когда-то одним из наиболее доходных в стране. Олег ШВЕДОВ, «БН».