Согласно ранее утвержденному правительством заданию, в течение 2009 года Беларусь должна была выйти на 1600 тыс. тонн производства биодизеля. Фактически же по итогам года удалось наладить выпуск всего 450 тыс. тонн.
Согласно цифрам, концерну «Белнефтехим», который является заказчиком Государственной программы по обеспечению производства дизельного биотоплива в Беларуси на 2007-2010 годы, удалось выполнить поставленное правительством задание чуть более чем на 28%. И это провал - по другому и не назовешь. Причем, и на 2010 год задание правительства концерну удастся выполнить менее чем на 50%. В связи с этим правительство внесло коррективы в государственную программу производства в Беларуси дизельного биотоплива, существенно снизив ранее доведенные показатели, чтобы они соответствовали реальному положению дел. Причин сложившейся ситуации несколько. Сначала сельские хозяйства не выполнили доведенных до них показателей по поставке на промышленную переработку рапса, из которого планировалось произвести биотопливо. Так, если в 2008 году на промпереработку должно было быть поставлено 370 тыс. тонн семян рапса, то реально было поставлено всего немногим более 78 тыс. тонн, то есть в четыре раза меньше. Соответственно, в начале 2009 года не из чего было производить биотопливо. В 2009 году на промпереработку должно было быть поставлено уже 500 тыс. тонн рапса, и реально поступило всего 151,3 тыс. тонн. Впрочем, пенять только на сельхозпроизводителей было бы не совсем правильно. Даже если бы они поставили все запланированные объемы рапса, его все равно не смогли бы переработать - мощностей таких пока нет. Согласно программе, на организацию промышленного производства биотоплива в 2009 году из бюджета должно было быть направлено 37,5 млрд рублей, а реально на эти нужды было потрачено менее 5 млрд рублей - разница более чем в семь раз. Соответственно и результат такой же. Следует также отметить, что и реализация биотоплива на белорусских заправках пошла не совсем так, как планировалось. Его в обязательном порядке берут только те же сельхозпредприятия - потому что дешевле. А вот все остальные обходят стороной, особенно частники. Да и операторы АЗС, когда их спрашивают о биодизеле, настоятельно не рекомендуют его заливать, чтобы потом не возникло проблем с двигателем. Качество, говорят, у белорусского биодизеля еще не то.
Согласно ранее утвержденному правительством заданию, в течение 2009 года Беларусь должна была выйти на 1600 тыс. тонн производства биодизеля. Фактически же по итогам года удалось наладить выпуск всего 450 тыс. тонн.