В чем ошибается МВФ
10.02.2010
—
Новости Экономики
|
Вне сомнения, в МВФ работают высокопрофессиональные экономисты, но и они делают ошибки, когда оценивают будущее в ситуации высокой неопределенности и высокой концентрации политической власти над экономикой.Какие допущения МВФ ставят под сомнения рекомендации его экспертов, анализирует «Завтра твоей страны».
Анализ ситуации в каждой стране мира предельно стандартизирован. Используются типичные макроэкономические шаблоны с небольшими поправками на суть политической и институциональной среды. Эксперты МВФ рассуждает в понятиях «оптимальность», «эффективность», «совокупный спрос и предложение». Они дают рекомендации на шаблонной эконометрической основе. В своей работе в Беларуси МВФ делает целый ряд допущений, которые портят общую картину анализа и ставят под сомнение рекомендации экспертов. 1. Совет Министров и Нацбанк управляют экономикой. Их решения обязательны для исполнения. Их обещания, в том числе, данные в письменном виде, исполняются. Однако: Иерархия власти в Беларуси построена так, что все важные решения принимаются на самой верхушке вертикали. От премьера Сергея Сидорского и председателя Нацбанка Петра Прокоповича могут потребовать выполнения заданий, которые будут перечеркивать согласованные с МВФ программы. Белорусская власть трудно предсказуема. У нее нет стратегии развития. Принцип ее работы – «нам бы день продержаться, да ночь простоять». 2. Принимаемые законы и иные акты исполняются и не имеют непреднамеренных последствий. Однако: Наблюдается нагромождение противоречивых, трудных для понимания и дорогих для исполнения законов. Они полны разного рода исключениями и льготами для особых категорий юридических лиц. Часто формальные законы приводят лишь к искажению отчетности, двойной бухгалтерии, внедрению новых схем импорта или продажи товаров. К сожалению, непреднамеренными последствиями низкого качества белорусского законодательства является тюремное заключение тысяч предпринимателей, бухгалтеров или финансистов. 3. Таможенный союз с Россией действует, Кремль и официальный Минск придерживаются подписанных договоров. Однако: Между Беларусью и Россией «мухи и котлеты» по-прежнему сильно перемешаны. Нацбанк/Совмин составляли прогноз развития, бюджет и основные параметры денежной политики, надеясь на беспошлинный импорт сырой нефти из России в 2010 году чуть ли не в объеме 30 млн. тонн. МВФ тоже делал прогнозы, исходя их сохранения нефтяной ренты для Беларуси. Фонд не настораживает тот факт, что власти Беларуси ведут двойную игру: одну – внутри страны – для электората, другую – для кредиторов. Например, ВВП для электората должен вырасти на 11-13%, а для МВФ можно согласиться и на 1,5-2%. Международные эксперты забывают, что для белорусских чиновников законом являются не подписанные с МВФ кредитные договора, а закон о бюджете, указ, утверждающий прогнозные показатели, Основные направления денежно-кредитной политики. 4. Белорусские власти лучше директоров предприятий и частного бизнеса знают, как распорядиться 45% ВВП, которые они продолжают перераспределять через консолидированный бюджет. Однако: белорусские министры – это не шведы или датчане. Белорусская плановая экономика -- это не британский или финский рынок. Вот почему ставка на стимулирование внутреннего спроса и поддержка государственных инвестиций за счет бюджетных расходов являются грубой ошибкой. Чиновники, особенно в ситуации кризиса и ломки старой производственной структуры, по определению не могут знать, куда вкладывать деньги. У них нет инструмента определения, какие проекты перспективны, инновационны, а какие нет, какие прибыльные, а какие хронически будут требовать бюджетной поддержки. 5. Кризис закончился. Беларусь вышла из рецессии. Мир тоже уже преодолел наихудшие времена. Беларусь может рассчитывать восстановление спроса на свои товары и даже на его увеличение. Однако: Аргументы по поводу того, что товары устарелые и что на энергопродукции, металлах и калийных удобрениях далеко не уедешь, остаются без должного внимания МВФ. Представьте, какого высокого мнения должен быть по поводу своей политики и умения управлять экономикой Александр Лукашенко. Он за год получил 5,5 млрд. долларов внешних кредитов, заставил Нацбанк/Минфин профинансировать инвестиционные проекты госпредприятий, жилищные кредиты населению и бизнес нефтепереработчиков, сохранил полную занятость – и уже вышел из рецессии. Никакой массовой приватизации, минимальное снижение налогов, едва заметная либерализация, поддержка государственных монополистов – вот антикризисный рецепт от белорусского правительства. МВФ его поддержал. Правда, не под соусом сохранения плановой авторитарной экономики, а для проведения рыночных реформ. На самом деле, ликвидация структурных искажений (производят не то, не в таком количестве, не по таким ценам и не имеют собственных средств для поддержки этого порочного производственного круга) требует гораздо больше времени и усилий. Острейший социальный и экономический кризис после распада СССР является тому убедительным доказательством. МВФ не ставит обязательным условием получения кредита безусловное проведение институциональных реформ и создания полноценных рыночных институтов. Нынешнему составу белорусского правительства только это и надо. Министры знают, что отдавать долги, разгребать увеличивающиеся структурные завалы, обновлять экономику и приводить в порядок бюджетную и банковскую сферы будут не они. Прогноз: Все это для рядового белоруса – плохие новости. Цены будут расти. Новые рубли будут печататься. Зарплаты с учетом инфляции и в долларовом эквиваленте будут падать. Предприятия будут терять заказы и свой конкурентоспособный потенциал. Увеличится отток молодежи из страны. Беларусь стоит на пороге номенклатурного перераспределения госсобственности. Мы очень быстро движемся в долговую ловушку. И все это под одобрительный шелест кредитных долларов МВФ и других международных доноров, которые распоряжаются не частными, а государственными ресурсами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вне сомнения, в МВФ работают высокопрофессиональные экономисты, но и они делают ошибки, когда оценивают будущее в ситуации высокой неопределенности и высокой концентрации политической власти над экономикой.
|
|