15 февраля в Минске состоялось открытое заседание комиссии общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) проекта белорусской АЭС.
Среди участников заседания были такие ученые, как профессор, член-корреспондент НАНБ, председатель социально-экологического общественного объединения «Центр поддержки чернобыльских инициатив» Иван Никитченко, профессор, член-корреспондент РАН, руководитель Программы по ядерной и радиационной безопасности Международного социально-экологического союза Алексей Яблоков, профессор, доктор технических наук, активист движения «Ученые за безъядерную Беларусь» Георгий Лепин и другие.
Наиболее значимыми вопросами, которые обсуждали эксперты, были: с какими трудностями сталкивается общественная экологическая экспертиза, как реагируют государственные структуры на появление ОЭЭ, предоставляют ли они материалы для нее и какое эта экспертиза будет иметь значение.
«Белорусская АЭС нужна, прежде всего, российским атомщикам, которые получают от государства огромные дотации. Станция будет строиться на заемные деньги — 4-5 млрд. долларов Россия обещает дать Беларуси для осуществления этого проекта. Эти огромные деньги и пойдут атомщикам.
Какие-то деньги попадут и в Беларусь: как они будут использоваться, проконтролировать очень трудно. АЭС строится долго — 7-8 лет, что за это время произойдет, никому не известно. Я очень легко представляю ситуацию, когда через 3-4 года окажется, что деньги, отпущенные Беларуси на строительство атомной станции, будут потрачены совсем на другие цели. Или часть их может оказаться в кармане у каких-то белорусских товарищей, а часть — у российских атомщиков.
Конечно, российское правительство заинтересовано в том, чтобы потеснее привязать к себе Беларусь — и строительство АЭС послужит этому. Во-первых, Беларусь будет привязана топливом: оно может быть только российским. Во-вторых, любая станция производит огромное количество радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива — после выдержки на станции от 1 до 3 лет оно должно отправляться на длительное хранение и переработку. Куда? В Россию. Таким образом Россия и Беларусь окажутся настолько связанными, что эти связи могут стать опасными.
Вот, например, что произошло в Армении. Эта страна не смогла расплатиться за российское топливо и вынуждена была передать атомную станцию в пользование России. Опасность такого поворота событий не исключена и для Беларуси».
15 февраля в Минске состоялось открытое заседание комиссии общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) проекта белорусской АЭС.Среди участников заседания были...