В союз войдут не все товары
27.05.2010 09:03
—
Новости Экономики
| Газета.Ru
Источник материала: Газета.Ru Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана сможет заработать с 1 июля, но с изъятиями по многим ключевым товарным позициям, пояснил в среду глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов. Но, скорее всего, союз вообще не состоится, так как Россия больше не готова делать широкие жесты в адрес своих сателлитов. Отдельные таможенные посты для некоторых товаров могут остаться на границе России с Белоруссией и Казахстаном и после 1 июля, несмотря на то что к этой дате должен будет вступить в силу единый Таможенный кодекс трех стран. Об этом в среду в ходе общения с журналистами в рамках «Делового клуба на Тверской» заявил глава ФТС Андрей Бельянинов.
Например, с Белоруссией не удалось договориться по импортным пошлинам на б/у автомобили.
«Если по автомобилям мы не договоримся, то таможенная граница может временно остаться», — сказал глава ФТС. При этом Бельянинов сообщил, что ему не очень хотелось бы, чтобы «пришлось оставлять отдельные посты только для одного вида товаров, но это может произойти».
По его словам, в Белоруссию «уже завезены несколько десятков тысяч автомобилей и все ждут 1 июля, чтобы ввести их в Россию беспошлинно».
Напомним, еще в прошлом году Россия и Белоруссия унифицировали импортные пошлины для дилеров на б/у авто. Россия, подняв пошлины, решила защитить тем самым отечественных атвопроизводителей. Но из-за роста пошлин в Белоруссии упал спрос на иномарки — более чем на треть. При этом льготная растаможка иномарок для физлиц на территории Белоруссии пока остается. Разница в пошлинах между Белоруссией и Россией в зависимости от марки может быть десятикратной. Не удивительно, что белорусские перегонщики пополнили запасы из Европы и ждут не дождутся 1 июля.
Другой «особо чувствительный вопрос» для белорусской стороны — экспортные пошлины на сырую нефть. Минск требует беспошлинных поставок, Москва против,
поскольку Белоруссия после переработки отправляет российскую нефть на экспорт.
Есть у Минска и претензия по газу. Еще два года назад Москва и Минск договорились о постепенном (к 2011 году) переходе на общеевропейскую формулу исчисления цены на газ. Однако «наши белорусские друзья» попросили сохранить для них цены на уровне 2008 года. В прошлом году Россия на это согласилась. Но и в этом году Минск в самовольном порядке платит за газ по позапрошлогодним ценам. Долг Белоруссии за газ уже сейчас составляет $137 млн.
Так что газ, нефть и иномарки вполне могут пробить брешь в наметившемся Таможенном союзе со стороны Белоруссии. Что и подтвердил в среду председатель Государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский. Сначала он заявил, что Минск никогда не станет «могильщиком» союза, но «остались принципиальные ключевые проблемы, которые не удалось согласовать». Например, пошлины на ввоз автомобилей для физлиц в Белоруссию с 1 июля останутся прежними.
«У нас схожие позиции с Казахстаном, но Россия настроена на то, чтобы ввести таможенные пошлины, которые существуют в отношении юрлиц. Думаю, что эта проблема не решится с 1 июля»,
— сказал белорусский чиновник. Если не удастся прийти к договорённости, эта позиция будет оформлена как изъятие из режима единой таможенной территории, уточнил он. Второе неизбежное изъятие из единого Таможенного кодекса — пошлины на нефть и нефтепродукты, так как российская сторона не меняет свою позицию в данном вопросе, отметил Шпилевский.
У Казахстана свои контраргументы против вступления в единый союз. Они касаются норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами.
«Мы предложили Казахстану поднять норму на одного человека с 35 кг до 50 кг и 0,6 евро за каждый килограмм свыше этой нормы. Без ограничений по количеству пересечения границы в течение месяца», — сообщил глава РТС России.
Казахстан это предложение не устраивает, и он настаивает на изъятии 409 позиций товаров, на которые не будут распространятся правила администрирования пошлин внутри Таможенного союза.
Формально Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал действовать с 1 января 2010 года. Однако де-факто говорить о полноценном союзе и единой таможенной территории трех стран можно будет лишь после вступления в силу общего Таможенного кодекса — с 1 июля. Полноценно функционировать Таможенный союз пока не сможет, признал премьер Владимир Путин 21 мая, после встречи с главами правительств Белоруссии и Казахстана в Санкт-Петербурге. Помимо кодекса членам тройственного союза необходимо принять еще почти два десятка документов. Затем предстоит унифицировать техническое регулирование и к 1 января 2012 года запустить в действие единые технические регламенты, единые принципы санитарного, ветеринарного и других видов контроля.
Следующий раунд переговоров по решению проблем функционирования Таможенного союза, вероятно, состоится в пятницу, 28 мая, в Санкт-Петербурге на уровне глав правительств трех государств, предположил Бельянинов.
Эксперты скептически оценивают перспективы создания Таможенного союза. «Таможенный союз создавался по политическим соображениям, российские власти попытались доказать, что способны противостоять центробежным силам на постсоветском пространстве, способны контролировать хотя бы часть территории бывшего Советского Союза, но толком не подготовили эту акцию.
В итоге вместо политических дивидендов, скорее всего, у России будут сплошные убытки и имиджевые потери»,
— говорит директор департамента стратегического анализа, партнер компании ФБК Игорь Николаев. Хотя власти при этом постараются сохранить лицо, растянув во времени развал Таможенного союза.
Минск точно не пойдет на уступки, в первую очередь по размеру пошлин на нефть и нефтепродукты, согласен президент Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов. «Слишком велика цена вопроса для Белоруссии, это сотни миллионов долларов», — говорит Симонов.
С другой стороны, Россия сейчас не готова делать широкие жесты в адрес своих соседей по СНГ, в России дефицит бюджета при огромных социальных обязательствах.
«Белоруссия и Казахстан рассматривают Россию как страну, которая всегда готова идти на уступки. Но сейчас кризис. Не думаю, что Путин готов ради политической целесообразности пожертвовать экономическими интересами. Думаю, он может поменять свою позицию относительно целесообразности Таможенного союза», — говорит эксперт.
Заявляя о приверженности Таможенному союзу, стороны уже исчерпали намеченные «резервы для отступления», полагает руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин. «Я бы не стал говорить о провале идеи создания единого союза. Скорее, это крах ожиданий идеального и всеохватывающего союза. Впрочем, если вспомнить, как долго шли к современному состоянию и ВТО, и ЕС, крах ожидаемый», — говорит Калинин.
Конечно, стороны поспешили, указав в качестве даты вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза 1 июля 2010 года. Принятый в ноябре прошлого года Таможенный кодекс достаточно объемный и серьезный с точки зрения финансовых последствий документ, поэтому было бы странно рассчитывать, что сторонам потребуется такой короткий промежуток времени для согласования всех вопросов. «Если Таможенный союз заработает «с изъятиями», это нельзя рассматривать как провал самой идеи единого таможенного пространства, просто сторонам необходимо больше времени, чтобы согласовать позиции по спорным вопросам», — говорит руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана сможет заработать с 1 июля, но с изъятиями по многим ключевым товарным позициям
|
|