Ключевые сектора белорусской экономики остаются под государственным влиянием. Для них характерен недостаток конкуренции, чрезмерное регулирование, неэффективность инвестиций. Анализ, проведенный экспертами Исследовательского центра ИПМ, показывает, что правительство пока не приступило к системному реформированию энергетической, транспортной и телекоммуникационной отрасли.
Структурные реформы являются одним из условий привлечения в страну финансовых ресурсов. Речь идет как о прямых инвестициях, так и займах со стороны международных финансовых институтов. Однако белорусские власти не торопятся с проведением структурных реформ. Соответственно и роста инвестиций мы не видим — наоборот, чистый приток иностранных инвестиций, по последним данным Нацбанка, в первом квартале сократился на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В своем анализе экономисты Исследовательского центра ИПМ отмечают, что для ключевых секторов белорусской экономики характерно перекрестное субсидирование — когда за счет более доходных видов деятельности финансируются убыточные сферы.
В энергетическое сфере это выражается в том, что тарифы для промышленных предприятий существенно выше, чем для населения. В телекоммуникационной сфере аналитики видят перекрестное субсидирование в завышении стоимости тарифов на внешние каналы связи и занижении тарифов на фиксированную связь внутри страны.
Аналогичная ситуация на транспорте: тарифы на проезд внутри страны занижаются, а стоимость проезда в поездах международного следования неоправданно высока.
По мнению экспертов Исследовательского центра ИПМ, существующее перекрестное субсидирование, следствием чего являются диспропорции в тарифной политике, существенно снижает инвестиционную привлекательность секторов белорусской экономики.
В то же время сама экономика в инвестициях нуждается. По расчетам экспертов, электроэнергетический сектор Беларуси характеризуется растущим спросом на электроэнергию на фоне низкой эффективности и сравнительно высокой стоимости ее выработки. В ближайшие 5-10 лет отрасли потребуются многомиллиардные инвестиции для реформирования (модернизации), но государство будет не в состоянии их выделить.
Аналогичная ситуация в газовой сфере.
«С одной стороны, важность газа для белорусской экономики несомненно требует наличия как можно более низких и стабильных цен. С другой стороны, высокая потребность в инвестициях в инфраструктуру и оборудование должна быть, хотя бы частично, профинансирована частными инвесторами, поскольку бюджетные деньги ограничены и необходимы в социальной сфере», — говорится в мониторинге белорусской инфраструктуры, который подготовил Исследовательский центр ИПМ.
Инвестиционную привлекательность транспортного сектора снижают сегодня неравные условия, которые созданы для государственных и частных предприятий.
«Наиболее противоречивой проблемой остается статус оператора пассажирских перевозок, которые выступают посредником между заказчиком (местными властями) и перевозчиками. Зачастую операторами выступают государственные перевозчики, что ставит их в более выгодное положение по сравнению с частными», — констатируют эксперты.
С учетом того, что структурные реформы белорусскую инфраструктуру в последние годы практически не затронули, индексы реформ в секторах белорусской экономики оцениваются на невысоком уровне.
Так, индекс реформ в железнодорожном транспорте (в силу монополии государственной Белорусской железной дороги на грузовые и пассажирские перевозки) составляет 1,4. В белорусской электроэнергетике и газовой сфере индекс реформ оценивается чуть выше.
Наиболее продвинутая с точки зрения реформирования — телекоммуникационная отрасль Беларуси.
«Здесь шел в последние годы процесс приватизации, продолжают привлекаться иностранные инвестиции в развитие телекоммуникационных услуг. На фоне других отраслей белорусской экономики телекоммуникационный сектор выглядит одним из наиболее реформированных», — подчеркнула в интервью «Белорусским новостям» экономист Исследовательского центра ИПМ Анастасия Гламбоцкая.
Существенно сдерживает реформирование телекоммуникационной сферы монопольное право «Белтелекома» на внешний канал связи, а также перекрестное субсидирование.
По словам Анастасии Гламбоцкой, процесс ухода от перекрестного субсидирования в отрасли уже начался, но будет, по-видимому, идти постепенно.
«В телекоммуникационном секторе уход от перекрестного субсидирования уже начался. Тарифы на разговоры внутри страны постепенно повышаются. В то же время тарифы на международные разговоры остаются на прежнем уровне либо снижаются», — констатирует Анастасия Гламбоцкая.
Катализировать процесс структурных реформ в Беларуси может в некоторой степени либерализация, а также новые внешнеэкономические условия.
«Снижение энергетических преференций со стороны России может косвенным образом катализировать процесс структурных реформ в Беларуси. До последнего времени сектора белорусской экономики были лишены структурных реформ. Возможно, что либерализация, курс на которую взят в Беларуси, и приведет к ожидаемым реформам», — считает Анастасия Гламбоцкая.