Фондовые торги в Японии закрылись ростом индекса Nikkei
03.08.2010 10:48
—
Новости Экономики
|
СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ, КНИГИ ВОКРУГ…
Чего человек хочет от жизни, к чему стремится — узнать об этом можно, посмотрев на то, что он читает. Вот молодой парень держит в руках брошюрку по финансовому праву из серии «Скорая помощь студенту». Все ясно, будущий юрист. В метро женщина лет 35-ти захлопнула книгу и встала со своего места, пробираясь к выходу. На обложке красуется «Я стройнее тебя!»... Говорят, люди в последнее время стали гораздо меньше читать: и взрослые, и дети. Это общемировая тенденция, затронувшая и нашу страну. И для ее возникновения есть объективные причины. Изменился и круг чтения. Но не будем сейчас о глобальном. Наш корреспондент решила просто походить по книжным магазинам и выставкам и понаблюдать за покупателями, а также выслушать мнение нескольких профессионалов книжной торговли из тех, кого смело можно назвать экспертами в данной области. …15-я Минская международная книжная ярмарка «Книги Беларуси-2008» в выставочном центре «Белэкспо». Народу много. Случайно слышу, как представительница «Белсоюзпечати» жалуется коллеге: «Все газеты пооставались. Только «Антенну» распродали… И зачем столько газет было давать?..» У стенда издательства АСТ спрашивают Дарью Донцову, активно листают Жванецкого. «Наверное, люди стали больше зарабатывать. Книги на «точке» пошли живее…» — делится своими наблюдениями с приятелем какой-то частник. Молодежь толпится у стендов с учебной и справочной литературой, которые, кстати, в немалой степени представлены белорусскими издательствами… Побродив возле издательских стендов на ярмарке, народ плавно перетекает в два других павильона «Белэкспо», где расположена одна из самых популярных книжных выставок Минска. Чего тут только нет! Но это лишь на первый взгляд. Потолкавшись у прилавков с полчаса, понимаешь, что из тех авторов, каких лично тебе хотелось бы приобрести, и того нет, и этого… «Не завозили», — лаконично объясняют продавцы. Жаль. Фантастики полно. Как и всяческой литературы по оздоровлению. Вот в двух шагах от меня какая-то женщина листает «Путь к здоровью. Записки голодающего» знаменитого Малахова. Рядом бабушка, надев очки, старательно изучает «Целительные свойства перекиси водорода». Мужчины больше тяготеют к мистическому постижению мира. В руках у одного я замечаю «Каббалу для начинающих». Учебное пособие (!), том 1 (!). Какой-то молодой человек с длинными волосами заинтересовался «Анатомией эфирного тела». Но есть среди представителей сильного пола и те, кто уверенно, обеими ногами стоят на земле. Невысокий крепыш спрашивает продавца, сколько стоит «Путь самца». Еще один тянется, чтобы достать «Газовое и пневматическое оружие»… В соседнем ряду посетители останавливаются у сексуально-скандальных обложек молодых российских авторов преимущественно женского пола. «Между ног», «Интим предлагать», «Секс с первого взгляда», «Кислотно-сволочной баланс». Заинтригованы? Нет? И правильно — обычное женское чтиво начала XXI века. Чтобы убедиться в этом, достаточно быстро пролистать парочку экземпляров. Несколько десятилетий назад в моде были дамские романы с трепетными поцелуями и романтическим описанием лунного света, отражающегося в глазах возлюбленного. Я где-то читала, что американка Барбара Картленд, основавшая «розовую серию», заработала на ней миллионное состояние. Но после «Секса в большом городе» писать в подобном романтически-целомудренном стиле стало уже просто неприлично. Продвинутые девушки сегодня читают «Секс-клубную жизнь». Или откровенные дневники типа блогов из «Живого журнала» всевозможных светских тусовщиц. На выставке есть, конечно, и серьезная литература, причем действительно хорошего качества. Но «узок круг ее авторов», перефразируя классика, скажет вам любой книгочей. Полтора-два десятка наиболее раскрученных имен, больше не привозят. И почти нет белорусской литературы. Не спрашивают? Или на книжную выставку и в книжный магазин ходит разная публика? Ведь директора книжных магазинов утверждают обратное. Вот что говорит Ольга Глуховская, директор Центрального книжного магазина в Минске: — «У нашего магазина есть своя специфика: из художественной литературы у нас больше продается классика, чем современная литература. Из современных писателей продаются в основном лишь раскрученные имена. А вот что касается различных детективчиков, особенно российских, написанных женщинами, они востребованы намного хуже. Очень хорошо продается белорусская литература: путеводители, фотоальбомы, различные подарочные издания, классическая и современная художественная литература. В большом объеме их приобретают организации. Значительную нишу занимает учебно-методическая литература. Особенно возрастает ее реализация — практически в 3-4 раза — в августе-сентябре. Востребованы и детские книги. Хотя качественные детские издания сейчас достаточно дороги, и, судя по поведению покупателей, цена все-таки имеет для них большое значение. Замечено, что продажи детской литературы возрастают в мае-июне (родители закупаются книгами для внеклассного чтения) и в преддверии праздников. А вот дамские романы в нашем магазине практически не востребованы. Мы находимся между вокзалом и ГУМом, и весь поток приезжих, особенно в выходные, устремляется к нам. Но не за женскими романами. Вообще, на реализацию любой книги очень влияет реклама. И особенно большой толчок продажам дает экранизация. Как только проходит фильм на большом экране или по ТВ, продажи соответствующих литературных произведений возрастают в десятки и сотни раз». …А теперь из личных наблюдений. На днях я провела в этом магазине около двух часов, выбирая себе книги и заодно наблюдая за поведением других покупателей. Возле полок с дамским чтивом я не заметила не то что столпотворения, вообще ни одного человека! Возможно, к ним все-таки подходят, но при мне этого не было. Зато народ активно толпился у полок со справочной и учебной литературой, не обходил стороной классическую литературу и интересовался краеведческими изданиями. Магазин для интеллектуальной элиты Отправляюсь в «Академкнигу». Этот магазин выделяется среди других прежде всего ассортиментом литературы. Самый большой зал в нем заполнен научной литературой: монографиями, справочниками, словарями, деловыми и технологическими изданиями. И покупатель здесь особый. Это интеллектуальная элита: ученые, вузовские преподаватели, руководители предприятий, студенты. Сюда приезжают со всей республики, т.к. нередко нужные им книги можно найти только здесь. Магазин имеет академический статус, входит в состав Национальной академии наук. — Легко ли соответствовать столь высокому статусу? — спрашиваю директора магазина Софью Жибулевскую. — Нелегко. И я очень рада, что у нас, например, ежегодно происходит такое мероприятие, как международная книжная выставка. В этом году благодаря выставке мы думаем установить деловые контакты с издательскими центрами белорусских вузов. Там издается литература, которая может быть интересна не только сотрудникам этих вузов, но и их коллегам из других учебных заведений. Идеи многих преподавателей смогут найти продвижение через наш магазин. — А книги Донцовой в вашем магазине есть? — Да. У нас есть и художественная литература, которая находится в малом зале. Это то, что называется «для души». Мы планировали сделать там галерею, даже организовали несколько выставок. Но так как мало места, пришлось от этой идеи отказаться. К подбору художественных книг относимся очень избирательно. На книжном рынке сейчас очень много художественной литературы, причем не всегда это качественные издания и качественные тексты. Мы не допускаем, чтобы такие книги были у нас. Берем в основном классику или книги, отмеченные литературными премиями. — Карманные издания у вас можно купить? — Конечно. Я вот даже сегодня ехала в метро и видела, что дамы читают книги формата «покет». В нем издаются и хорошие вещи, классическая и современная литература. Это дешевые издания, их удобно читать в дороге, и они очень хорошо раскупаются. — В вашем магазине хорошо представлена белорусская литература. — К сожалению, белорусские издательства не могут издавать художественные книги большими тиражами, потому что республика не очень большая и рынок, соответственно, тоже. А чем меньше тираж, тем дороже себестоимость. Но наши издательства и так молодцы. Они издают учебную литературу, краеведческую, хорошие альбомы, энциклопедии. Все это очень востребовано покупателями. — На выставках книги дешевле… — В магазине выше торговые наценки, чтобы окупить расходы по содержанию здания, налоги и т.д. Но на выставке не каждую книгу можно найти. В магазине ассортимент обычно больше. К тому же можно получить квалифицированную справку у продавца. У нас в торговом зале стоит компьютер, можно посмотреть нужную информацию по базе данных. Если покупатель спрашивает какую-то книгу, наш продавец-консультант должен ответить: была ли у нас данная книга, или она есть или, может быть, еще будет в продаже. Для этого, ко всему прочему, надо располагать информацией, имеющейся в издательских портфелях… Жаль, что книга теряет свои позиции и свои площади. Во время перестройки в Минске был потерян великолепный магазин научно-технической книги на пл. Я.Коласа, книжный магазин «Дружба», книжный магазин на вокзале. Тогда происходил захват помещений, они продавались налево и направо. Недавно куда-то «ушел» магазин «Ноты», и это вызывает у многих справедливое возмущение. Книге надо помогать. Чаще проводить книжные выставки, различные мероприятия. Хорошо, что книжные магазины республики сегодня освобождены от арендной платы за помещение, но чтобы книги стали доступнее, следовало бы все же уменьшить налоги. В Европе, Германии НДС 7%, в России 10%, у нас —18%. Без книги мы одичаем. Я сегодня на пятиминутке поздравляла свою сотрудницу, по национальности польку. И зачитала Кодекс чести шляхты. Нам, сегодняшним, до него далеко. Сегодня компьютер, Интернет «наступают» на книги. Но многое можно изменить. Все, наверное, знают ксендза Бульку, который из пьяной деревни сделал трезвую. Наша нация и наш народ всегда держались и держатся на людях. Такие вот энтузиасты нужны и в книжном деле. Светлана БУСЬКО |
|