Оказалось, что «черное золото» из России течет в Беларусь не только по трубам, но и по договорам. А их-то пока и нету.
Как сообщила газет «Ведомости» со ссылкой на пресс-секретаря концерна "Белнефтехим" Марину Костюченко, переговоры между белорусскими НПЗ и российскими поставщиками затянулись. Стороны никак не сойдутся в цене.
В конце прошлого года Беларусь ратифицировала соглашения, формирующие правовую базу Единого экономического пространства. Взамен Минск рассчитывает получать беспошлинную российскую нефть, но при этом должны перечислять РФ все пошлины от экспорта нефтепродуктов из российского сырья. По расчетам Москвы, Беларусь выиграет от этого около 4 млрд. долларов в год.
Однако в связи с тем, что переговоры о поставках российской нефти в Беларусь до сих пор не завершены, с 1 января фактически белорусские НПЗ не получают российское сырье. С белорусской стороны в переговорах участвуют представители концерна «Белнефтехим», Мозырского и Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов.
В концерне также утверждают, что запасов нефти на белорусских НПЗ хватит до конца января 2011 года.
По словам Дмитрия Пескова, пресс-секретаря российского премьера, "поставки нефти в Беларусь осуществляет не государство, а коммерческие организации; правительство России, естественно, не может влиять на коммерческие переговоры". Но если переговоры зайдут в тупик, "это, безусловно, станет темой для двусторонних переговоров".
По информации "Ведомостей", 11 января спотовая цена российской нефти Urals составляла около 696 долларов за тонну в порту Роттердам. Цена, "очищенная" от экспортной пошлины и "небелорусской" части транспортных расходов, — около 360 долларов, отмечает аналитик "Банка Москвы" Денис Борисов. С 1 февраля Беларусь поднимет на 12,5% тариф на транспорт нефти по своей территории — "в связи с изменением экономических условий". Чтобы компенсировать рост расходов, российские компании якобы решили повысить цену нефти для Беларуси на 45 долларов за тонну.
В первом квартале крупнейшие поставки в Беларусь были запланированы у "Лукойла" (1 млн. т), "Сургутнефтегаза" (1 млн. т) и "Роснефти" (0,9 млн. т).