Цены в Беларуси рванули. Студентам задним числом выставили крутой тариф за учебу. Гречка, картошка зашкаливают. Теперь вот сахар подорожал второй раз с начала года, довольно кусаче выросла коммуналка и т.д. — любая домохозяйка эмоционально огласит вам весь список. Причем каскад новых ценовых сюрпризов обрушился на электорат именно в те дни, когда переизбранный (и набравший по официальной версии почти 80% голосов) глава государства улетел на отдых в Сочи.
Простой народ все воспринимает просто: вот, голосовали «как надо» — и на тебе, получили, епсель-мопсель, благодарность!
Такой виртуоз популизма, как Александр Лукашенко, наверняка чувствует всю щекотливость момента. Так ждет ли белорусов ремейк классического уже, хрестоматийного сюжета «Открутка цен»?
Первая «подстава»
Выражение «открутить цены» стало крылатым, хотя не каждый помнит, откуда ноги растут.
Такой приказ новоиспеченный тогда президент отдал в ноябре 1994 года. Причем именно по возвращении из Сочи — с лечения. Тогда, к слову, пресс-служба первого лица исправно информировала о его хворях и вся страна знала: обострился радикулит.
В отсутствие же главы государства правительство действительно круто поняло ценник на весь продовольственный ряд.
Официальный лидер не скрывал гнева, оказавшись по возвращении перед телекамерами. Можно понять: только избрали, поверив обещаниям вернуть народу все награбленное коррумпированной верхушкой, — и вдруг такая подстава, такой удар по имиджу белорусского Робин Гуда!
Вот как рассказал об этом спустя годы журналисту Александру Томковичу тогдашний премьер Михаил Чигирь: «Первый серьезный конфликт между мной и Лукашенко возник осенью 1994 года, когда правительство, чтобы остановить экономический хаос и спасти производителей, подняло цены. Лукашенко узнал об этом в Сочи и приказал мне к 10.00 следующего дня все вернуть назад. Экстренно вернулся в Минск, со мной встречаться не стал, поехал прямо на телевидение».
Дальше — круче: «На следующий день за пять минут до истечения срока в мой кабинет вошел Кучинский (Виктор Кучинский тогда был помощником президента по особым поручениям. — А.К.) и сказал, что в его распоряжении специальный отряд. У меня проходило совещание, все начали спрашивать, что это значит, но я говорил, что ответы на все вопросы знает только сам Кучинский».
Опуская детали, Чигирь резюмирует, что «в итоге компромисс был найден. Я пришел к президенту и сказал — все валите на меня. Новые цены остались, за исключением хлеба, молока и т.п. Это позволило на довольно долгий срок остановить падение курса белорусского рубля, во что почти никто не верил».
Добавим: через короткое время подорожали и хлеб, и молоко. А потом тысячи раз дорожало все. Но добрый народ особо не роптал. А ж предвыборными доппайками восторгался как манной небесной — и радостно пилил на досрочное голосование.
Яйцеголовые эксперты бубнили, конечно, в своих углах, что одной рукой государство даст, а другой — заберет, но кто ж их слушает?
Эксперты: это только цветочки
Вот и сейчас независимые экономисты безо всякого восторга резюмируют: что и требовалось доказать! Они дружно предсказывали виток инфляции после выборов.
При этом финансовый аналитик Сергей Чалый (некогда входивший, к слову, в предвыборную команду Лукашенко) сомневается, что ныне по возвращении из Сочи глава государства рискнет повторить свой ранний подвиг Геракла, отрубающего головы ценовой гидре.
Во-первых, нынешний Лукашенко, по мнению эксперта, — «это уже не тот Лукашенко образца 1994 года, мысливший популистскими категориями».
Во-вторых, деваться некуда. «Это только цветочки, ягодки впереди», — отметил Сергей Чалый в интервью для Naviny.by.
По словам аналитика, пришел час расплаты за предвыборную накачку экономики пустыми деньгами. Речь идет о волюнтаристском повышении средней зарплаты до 500 долларов и безудержном кредитовании в рамках госпрограмм.
Теперь правительство не гонит лошадей, а напротив, скорее пытается притормозить неизбежный процесс устранения вопиющих финансово-экономических перекосов, созданных «предвыборной раздачей слонов», считает эксперт.
Короче, этакое отсекание хвоста в несколько приемов. Типа: производители сахара хотели бы сразу, скажем, на 20% поднять ценник, а им говорят — не будем пугать народ, давайте с оттяжкой два раза по десять!
Не будь административного тормоза, только за первый квартал наступившего года цены могли бы рвануть процентов на тридцать, предполагает Сергей Чалый. Инфляцию по итогам 2011 года он предсказывать не берется.
Системная же закавыка в том, что экономика не реформирована. Причем лучшее для ее перестройки время — середина прошлого десятилетия, годы нефтяного офшора — упущено. А теперь «белорусская модель» на подсосе и внешний долг нависает дамокловым мечом.
Россия не спасет
Минский политический обозреватель Роман Яковлевский в интервью для Naviny.by предположил, что у нового премьера Михаила Мясниковича есть все шансы не попасть под раздачу за нынешний взлет цен. Вину за это «могут повесить на «Газпром», ведь цены на газ растут, а от них пляшут и все другие», замечает собеседник.
А как же обещанные Путиным дотации, пряники в рамках ЕЭП? Роман Яковлевский скептичен: «Пряники могут быть, но не такие вкусные, как кто-то надеется. Их дадут только за конкретную белорусскую собственность».
Обозреватель «отнюдь не уверен, что путинский ЕЭП в этом году заработает так, как обещают». Тем более что Минск способен на «очередные сюрпризы».
Собеседник напоминает, что неумолимо достраивается «Нордстрим», «а это — конец “Белстриму”», иначе говоря — резкое ослабление транзитных козырей белорусского руководства.
Если добавить, что и с Западом ныне Минск на ножах, положение вырисовывается аховое. Тут уж не до жиру, не до пиаровской открутки цен. Тут не свалить бы экономику в штопор.
Придется договариваться и с проклятыми буржуинами
Денис Мельянцов, аналитик Белорусского института стратегических исследований, также не слишком верит в возможность спектакля, когда глава государства вновь открутит цены, «списав все на плохих бояр и отсутствие первого лица».
По его словам, «обеспечивать социальный контракт в полном объеме уже вряд ли получится, слишком значительны негативные тенденции в экономике».
Как спасать положение? «Нужно будет продавать и еще раз продавать собственность, — убежден эксперт. — Причем не только на восток, но и на запад, добиваясь если не паритета, то некоего баланса в иностранном владении собственностью в Беларуси».
Для этого важны хорошие отношения с Западом, важен имидж надежного партнера, подчеркивает Денис Мельянцов.
Кредиты международных финансовых структур, по его словам, также пришлись бы сейчас очень даже ко двору. Для этого, опять же, нужна нормализация отношений с ЕС. «И проекты «Восточного партнерства» остаются на горизонте: их пока не утвердили, но от них и не отказались», — напоминает собеседник Naviny.by.
Итак, суровые экономические реалии, похоже, могут сделать Минск более уступчивым и в политической сфере. Тут мы выходим и на проблему политзаключенных. Но это уже отдельный сюжет.
Поперек батьки в пекло уже не лезут
Из рассказа же бывшего премьера Чигиря можно сделать два вывода.
Во-первых, открутка цен и тогда была имитационной, затронув ненадолго всего лишь ряд повседневных продуктов. То есть имел место сугубо пиаровский ход.
Во-вторых, тогда, в самом начале правления Лукашенко, цены подняли и впрямь «без спроса». Иначе говоря, в новоиспеченной правящей элите имелись еще и самостоятельные, не запуганные люди, готовые подставлять голову ради интересов дела.
Увы, потом они дорого заплатили за эти свои деловые и моральные качества. Особенно если кто-то пытался стать еще и политической фигурой. Тот же Михаил Чигирь отмотал срок, посадили и его сына.
Сейчас, после многолетней эпопеи показательных посадок, номенклатура четко знает, что соваться поперек батьки — себе дороже.
И потому невозможно себе представить, что нынешний виток цен и тарифов правительство благословило на свой страх и риск, без отмашки первой персоны государства.
А значит, римейк «Открутить цены!» если и состоится (что маловероятно), то окажется уже на 100% наигранным.
Но соблазн, во всяком случае, есть. Ведь изрядная часть нашего доброго народа до сих пор любит примитивную политическую батлейку. И искренне радуется, когда министров делают крайними, публично секут перед телекамерами: ишь, расплодили, сволочи, инфляцию!