Как переманить инвестора у Казахстана и России. 21.by

Как переманить инвестора у Казахстана и России

14.03.2011 09:12 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как переманить инвестора у Казахстана и России


Фото: ia-centr.ru
Фото: ia-centr.ru
Почему белорусские предприятия проигрывают российским и казахским, каким должен быть налоговый режим, если власти хотят, чтобы отечественные товары были конкурентоспособными в формирующемся Едином экономическом пространстве, а инвестиции шли в Беларусь, и где при уменьшении налоговой нагрузки на производителей взять деньги на пенсионеров, выясняет "Завтра твоей страны".

Когда "лежачим" подают

Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико считает, что при интеграции в Единое экономическое пространство практически 30% хозяйственных субъектов Беларуси, будут "неконкурентоспособны, исходя из уровня тех затрат, которые они несут".

-- Созданию инновационной конкурентной экономики препятствует отраслевой лоббизм с целью получения преимуществ на стадии производства, -- констатирует глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. -- Его формы: получение льготного долгосрочного финансирования, масштабная поддержка за счет бюджета отраслей и групп госпредприятий, льготное долгосрочное кредитование предприятий, включенных в госпрограммы развития, льготные цены на сырье и энергоносители.

"Лежащим" предприятиям такой извращенный вариант конкуренции только на руку.

-- Но при этом огромная часть ресурсов страны уходит на продление агонии устаревших, реально обанкротившихся предприятий, а значит, на противодействие инновациям, современным методам организации производства, технологиям маркетинга. Это искажает конкуренцию и серьезно усиливает внешние вызовы для Беларуси в рамках Таможенного союза, -- говорит Виктор Маргелов.

По его подсчетам, уменьшение в два раза размера явлений "льготной" конкуренции на стадии производства, способно понизить ставки по кредитам в стране в полтора раза, а также позволит Беларуси уйти с позорного первого места в Европе по уровню инфляции.

Вывод экспертов: сейчас страна, как никогда, нуждается в отдельной программе развития конкуренции. В ее основе – усовершенствование системы проведения тендеров, переход от административного к рыночному способу распределения сырьевых ресурсов в стране, перекладывание части производственных функций с государственных предприятий на малый и средний бизнес.

На снижение налогов может заработать само государство

С появлением единого рынка товаров, капитала и труда белорусские предприятия оказываются в невыгодном положении по сравнению с союзниками во многом из-за сложности отечественной налоговой системы. В ежегодном рейтинге Международной финансовой корпорации и Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) в разделе "Налогообложение" страна занимает последнюю, 183-ю позицию. Россия на 105-м месте, а Казахстан – на 39-м.

Ничто не отпугивает инвестора так сильно, как правовая неопределенность, большое количество налогов и сборов, высокая частота предоставления налоговой отчетности, сложная система налогового и социального законодательства, торможение с внедрением электронной формы отчетности.

Количество налоговых платежей хоть и снизилось в последнее время в Беларуси со 107 до 82, все равно остается самым высоким среди стран Таможенного союза. В России по этому показателю всего 11 позиций, а в Казахстане -- 9.

На заполнение налоговых деклараций и уплату налогов у среднестатистической белорусской организации, согласно последнему отчету Всемирного банка, уходит 798 часов, в то время как в Казахстане 271 час, а в России 320 часов.

И налоговая нагрузка в Беларуси значительно выше, чем у союзников -- общая ставка налогового изъятия в Казахстане составляет 29,6% от прибыли, в России 46,5%, а в Беларуси -- 80,4%.

Как вопиющий пример условий, которые заведомо ставят белорусских производителей в проигрышную позицию, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин приводит увеличение в 2010 году налога на добавленную стоимость на 2%.

-- В России он остался прежним – 18%. В Казахстане с 1 января нынешнего года стал 12%. У нас – 20%. И как белорусским предприятиям в таких условиях конкурировать в рамках Единого экономического пространства? – задается вопросом лидер столичных предпринимателей.

Владимир Карягин призывает чиновников разобраться также с тем, что в большинстве случаев налогом на добавленную стоимость в Беларуси облагается действие, при котором не возникает никакой добавленной стоимости – предприниматель должен заплатить 20% практически с любой операции.

Между тем, сегодня Беларусь не может позволить себе проигрывать союзникам в инвестиционной привлекательности.

-- Если налоговая нагрузка не будет снижена, в перспективе инвестиции пойдут в Казахстан. Там будет развиваться производство, товары будут продаваться на белорусском рынке, а наша продукция будет неконкурентоспособна по цене, -- резюмирует председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.

Как один из способов решения вопроса он предлагает сокращать налоговую нагрузку путем увеличения неналоговых поступлений в бюджете.

-- Государство – крупнейший собственник, а доходы от использования этой собственности минимальные, -- заявил Александр Калинин на XII Ассамблее деловых кругов в начале марта. -- У нас многие государственные предприятия даже имеют бюджетные дотации. Здесь серьезно надо пересмотреть подходы. Например, по формированию Фонда соцзащиты населения, высокие отчисления в который серьезно снижают конкурентоспособность белорусской продукции, увеличивая ее стоимость.

Сейчас работающие белорусы формируют фонд, из которого платится пенсия нетрудоспособному населению. Это путь тупиковый, поскольку с каждым годом количество работающих сокращается, а пенсионеров -- увеличивается.

-- Доходная часть этого фонда должна формироваться за счет доходов от государственной собственности, потому что пенсионеры создавали эту госсобственность. И они вправе получать, в том числе, и часть дохода от этой собственности, -- предложил Александр Калинин.

Приманка для инвестора

По замыслу Министерства экономики, присутствие страны в Таможенном союзе открывает большие возможности для привлечения европейских бизнесменов в совместные предприятия на территории Беларуси. Что позитивно скажется на инвестиционном имидже страны и объемах привлекаемого в экономику зарубежного капитала?

Как отмечают эксперты, составляющих несколько: стабильность политической ситуации, наличие хорошей инфраструктуры и ресурсной базы, доступ к рынкам сбыта. Однако в последнее время на инвестиционное поведение транснациональных компаний стал заметно влиять налоговый фактор.

-- При прочих равных условиях международные инвесторы не в последнюю очередь обращают внимание и на этот критерий инвестиционной привлекательности страны, -- таково мнение Алексея Лашука, который в рамках стипендиальной программы Белорусского института стратегических исследований (BISS) проанализировал законодательства Беларуси и некоторых стран Евросоюза. -- Многие страны реформирует свою налоговую систему, в том числе путем принятия мер во избежание двойного налогообложения – это одна из составляющих, которая интересует потенциальных инвесторов.

С экономической точки зрения налоговая система обладает двумя инструментами для повышения привлекательности государства среди зарубежных инвесторов: понижение налоговой ставки и освобождение некоторых видов доходов от налогообложения. Меры во избежание двойного налогообложения являются вариантом уменьшения налогового бремени.

-- С одной стороны, это связано с издержками для государства: неполучение налогов с определенных видов дохода или имущества, а также расходы на их администрирование. С другой -- отсутствие или недостаточная эффективность таких мер выступают препятствиями для улучшения инвестиционного имиджа страны и роста иностранных инвестиций. Ведь экономически невыгодно вкладывать ресурсы в ожидании значительных потерь при репатриации доходов, -- считает Алексей Лашук.

По мнению экспертов, для увеличения инвестиционной привлекательности государства необходимо расширять сеть международных налоговых соглашений Беларуси, заключать новые соглашения вместо действующих соглашений бывшего СССР, наряду с усовершенствованием метода зачета вводить альтернативные методы избежания двойного налогообложения, а также использовать ряд современных механизмов – таких как перенос убытков, правила тонкой капитализации, трансфертное ценообразование.

Какой из методов наиболее полезен для Беларуси? С точки зрения Алексея Лашука, важен комплексный подход.

-- Все эти методы в той или иной форме должны присутствовать, потому что они являются международным стандартом. Инвестор вправе знать, что будет с его деньгами на этапе перевода прибыли назад. Прозрачность – ключевое слово, -- убежден исследователь. 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему белорусские предприятия проигрывают российским и казахским, каким должен быть налоговый режим, если власти хотят, чтобы отечественные товары были...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика