Реальный сектор. А теперь конкретно
19.07.2011 11:32
—
Новости Экономики
|
Реальный сектор. А теперь конкретно Формат рубрики, рассчитанной на массового читателя, не позволяет связно и с достаточными обоснованиями в одной статье изложить столь объемные вопросы, как предложения по промышленной политике. К тому же разные статьи (которые на самом деле взаимосвязаны) прочитало разное количество людей. Далеко не все они взяли на себя труд просмотреть статьи предыдущие. Потому считаю необходимым, прежде чем двигаться дальше, кратко изложить свое видение основных направлений промышленной политики, которая соответствует сегодняшним потребностям страны. Государственная промышленная политика – это комплекс мер государства по формированию и поддержанию устойчивого развития и конкурентоспособности промышленности как важнейшего сектора национальной экономики. Наряду с финансовой, социальной и аграрной, входит в состав экономической политики государства. В состав промышленной политики входят: • Разработка оптимальной, для данного этапа развития техники и технологий, мировой и местной конъюнктуры на рынках, структуры промышленности в территориальном и отраслевом разрезах. • Структурная модернизация производства. • Источники финансирования модернизации. • Банковская поддержка модернизации. • Кооперация и интеграция. • Инвестиционная и инновационная политика. • Экспорт и импортозамещение. • Промышленная инфраструктура. • Кадровая политика. • Социальная защищенность населения. 1. Промышленность Беларуси сегодня Прошло 19 лет со времени распада СССР. Независимость Беларусь встретила, располагая развитым многоотраслевым промышленным потенциалом, качественно превосходившем потенциал соседей, высоким, по советским меркам, уровнем развития сельского хозяйства, неплохой инфраструктурой. Но устаревшая уже в советские времена структура промышленности, тесные интеграционные связи наших предприятий с попавшими в трудное положение предприятиями наших соседей, кардинально изменившаяся структура спроса на рынках требовали принятия мер по реорганизации народного хозяйства. Однако процесс адаптации нашей промышленности к сложившимся реалиям по-прежнему далек от завершения. Структура наших предприятий в целом остается советской. "Ампутированные" при распаде СССР, и без того недостаточные, московские министерские подразделения, ответственные за маркетинг, сбыт, научно-техническое сопровождение производства не заменены даже эквивалентными подразделениями. Основные фонды стремительно стареют и изнашиваются. Причем моральный износ оборудования опережает физический. Амортизация недозакладывается и не осваивается. На предприятиях растет балласт основных фондов, которые уже никогда не будут использоваться. Растет дефицит инженерных кадров. Выпускник вуза – еще не инженер. Предприятия, 20 лет работавшие в режиме выживания, не имели возможности обучать молодежь. Теперь уже зачастую и обучать некому. Технологии конструирования, основанные на новых программных продуктах, мало распространены, анализ технологий конкурентов не ведется. Имеет место и отток инженерных кадров в Россию и на Запад. Система анализа, учета и планирования на предприятиях абсурдна и неэффективна. В государственном секторе реальное внешнее управление со стороны собственника-государства отсутствует, поскольку не имеет ни целей, ни средств для их реализации. Созданные на предприятиях системы сбыта и подразделения маркетинга не обеспечивают потребности экспортно ориентированной экономики республики. Собственных филиалов за рубежом, способных контролировать свои местные рынки, почти нет. Инноваций почти нет. Технологии не разрабатываются, а импортируются, вследствие чего растет технологическая зависимость от Запада. Недофинансирование не позволяет большинству предприятий быстро осваивать новую продукцию. Средств для модернизации нашей промышленности у нас нет. Ни финансовых ресурсов, ни инструментов. Многие предприятия закредитованы, подавляющее большинство имеют недостаточную, даже для данного уровня производства, капитализацию. Доходность предприятий недостаточна даже для начисления амортизации. Избыточным, для данного уровня промышленного производства, капиталом, которым располагает страна, является наличие достаточно качественного человеческого капитала и незагруженных или недостаточно загруженных, хотя и сильно устаревших, производственных мощностей. 2. Основные задачи промышленной политики Основные задачи промышленной политики: • создание достаточного количества конкурентоспособных рабочих мест; • формирование экспортного потенциала; • создание современной промышленной инфраструктуры; • разработка и организация производства новых изделий, включая инновации и импортозамещение. Для любого правительства обеспечение достаточного количества рабочих мест является абсолютным приоритетом. Причем проблема не только в количестве, но и в качестве рабочих мест. Белорусский опыт сохранения рабочих мест любой ценой и без учета их конкурентоспособности показывает, что это ведет к системному кризису. Европейский опыт массового ввоза неквалифицированной рабочей силы требует предварительно обеспечить средний высокий уровень жизни и дефицит рабочей силы, чтобы сформировать привлекательность страны для иммигрантов. Для Беларуси, учитывая относительно высокий образовательный уровень населения, дефицит низкоквалифицированной рабочей силы в стране возможен в перспективе. Пока реальность – необходимость сокращения лишней численности и интенсивная работа по созданию для них рабочих мест. Проблема сегодняшнего дня – создание не менее миллиона рабочих мест в промышленности при одновременном сокращении такой же лишней численности в госаппарате, промышленности и сельском хозяйстве. Для маленькой Беларуси, в условиях открытой экономики, наличие экспортного потенциала не только необходимое условие конкурентоспособности производств, но и вообще условие выживания страны: и социальная сфера, и государственное управление являются крупными потребителями импорта. Обеспечить их потребности без достаточного экспорта невозможно. В понятие промышленной инфраструктуры включены не только доступность энергообеспечения и транспортных услуг, современного банковского обслуживания, системы утилизации промышленных отходов, но и создание сети высокотехнологичных небольших производств по выпуску продукции общего применения. 3. Структура промышленности На данном этапе развития мировых технологий целью является получить у нас следующую структуру обрабатывающей промышленности: - в крупных городах • головные конторы крупных и средних предприятий в составе управлений, КБ с опытным производством, сборочных линий; • специализированные инжиниринговые фирмы по разработке конструкций, технологий и инженерной привязке производств, • новые производства (иностранные, частные, инновационные и т.д.) • торговые фирмы, обеспечивающие продвижение продукции белорусских предприятий на внешние рынки; - в небольших городах • предприятия и цеха, производящие узлы и изделия промышленной комплектации, технически несложные изделия; • инструментальные производства; • фирмы, обеспечивающие снабжение и по техническому обслуживанию сложного оборудования; - в малых поселках • небольшие предприятия, поставляющие в регион детали и узлы под заказ. 4. Структурная модернизация производства Средством структурной модернизации производства должны стать отраслевые инжиниринговые фирмы (ОИФ), привлекающие по субподряду мировые специализированные инжиниринговые и консалтинговые фирмы, частный белорусский и иностранный капитал. Капитал ОИФ должен формироваться частью – за счет выручки от приватизации, частью – за счет неиспользуемых основных фондов. Функции собственника на ОИФ должен осуществлять Фонд госимущества. Основной задачей ОИФ является модернизация структуры промышленности в отрасли. Частью – за счет модернизации действующих предприятий, частью – за счет создания новых, работающих в тесной кооперации с действующими. Целью модернизации действующего предприятия является обеспечение его самодостаточности. Как в части капитализации, так и в части технического уровня и качества выпускаемой им продукции. Предприятия, прошедшие модернизацию, должны занимать устойчивые позиции на рынке и выпускать конкурентоспособную продукцию. Дивиденды на капитал этих предприятий направляются в бюджет. Предприятия, подлежащие коренной модернизации, должны быть выведены из подчинения министерств, концернов и переданы ОИФ в полное хозяйственное ведение на конкретный срок с правом их реорганизации, продажи любой части их имущества, привлечения дополнительного капитала. Срок определяется бизнес-планом, утвержденным правительством по представлению Фонда госимущества. После окончания срока работы ОИФ, функции собственника на предприятии (или на капитал, сформированный в результате реорганизации предприятия) осуществляет Фонд госимущества. Предприятия, подлежащие частичной модернизации, работают с ОИФ на договорных основах. 5. Финансирование модернизации Основным источником финансирования модернизации должно стать частно-государственное партнерство. Основными направлениями частно-государственного партнерства должны стать: • Передача в длинный (на 8-10 лет) лизинг неиспользуемого оборудования и площадей белорусским фирмам и ИП. • Безотзывная оферта на поставку комплектации для действующих и модернизируемых предприятий для белорусских производителей. • Создание, в рамках планируемой структуры, частных предприятий с белорусским и иностранным капиталом под гарантированный ОИФ стартовый объем сбыта. • Создание СП на базе модернизируемых предприятий и части неиспользуемых основных фондов. • Создание СП в виде сервисно-сбытовых фирм и филиалов белорусских предприятий за пределами Беларуси. • Создание, с участием белорусского капитала, специализированных инжиниринговых фирм по разработке конструкций, технологий и инженерной привязке производств с одновременным формированием стартового объема заказов для них. Привлекаемый в республику иностранный капитал в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ), если они не вписываются в программу модернизации отраслей, рассматривается как вспомогательное средство, способствующее рассасыванию безработицы и увеличению платежеспособного спроса. 6. Банковская поддержка модернизации В условиях слабости белорусской банковской системы требуется организовать доступ к кредитным линиям зарубежных банков. Возможно, через многоступенчатую систему залогов и гарантий. Отдельному белорусскому предприятию это не по силам, модернизацию чаще всего придется проводить в условиях некредитоспособности модернизируемого предприятия. Особенно трудно начать. По мере накопления числа модернизированных предприятий, госпакеты акций в них смогут служить все более весомым залогом для кредитов под модернизацию следующих. Учитывая необходимость делать при модернизации и рисковые инвестиции, включая инновации и внедрение новых технологий, необходимо создание нескольких венчурных фондов. Хотя бы один-два – как СП с профильными западными. Необходимо готовить проекты, которые могут их привлечь. Работу по финансированию развития сервисно-сбытовой сети целесообразно частично финансировать через международные финансовые фонды. 7. Кооперация и интеграция Решающим условием для успешности модернизации белорусской промышленности является перевод крупных и средних предприятий частично на сетевую структуру организации производства. Это позволит, во-первых, снизить себестоимость основной продукции, во-вторых, создать внутренний спрос на высокотехнологичную продукцию (который сейчас практически отсутствует), и в-третьих, повысит гибкость производств, которой им явно недостает. Небольшие высокотехнологичные предприятия, составляющие основу промышленной инфраструктуры, не могут сразу выходить на экспорт. Для становления им необходимы стартовые гарантированные заказы, которые могут дать только наши крупные и средние предприятия. Другие формы кооперации, включая интеграцию наших предприятий в зарубежные производственные цепочки, определяются экономической целесообразностью в каждом отдельном случае. Продолжение – в следующей статье. Я понимаю, что изложенные подходы противоречат как действующей политике, так и даже просто менталитету наших руководителей. Однако банкротство действующей экономической политики настолько очевидно, что поиск каких-то вариантов ее модернизации все равно неизбежен. Суета с поиском внешних кредитов может помочь только выиграть время, но проблем нашей экономики не решает. Обычная для наших руководителей манера объявлять реформы и их не проводить уже всем нашим потенциальным инвесторам хорошо известна и без гарантий денег не дадут. Не сумеют нынешние руководители выработать приемлемую и для нашего населения, и для внешних инвесторов экономическую политику – придет время для других руководителей. Время деклараций и демагогии уже закончилось, нужна конкретика. Партнер рубрики: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Партнёр рубрики Формат рубрики, рассчитанной на массового читателя, не позволяет связно и с достаточными обоснованиями в одной статье изложить столь объемные...
|
|