Белорусский бизнес в условиях острого дефицита валюты решил обратиться за помощью к населению. Чтобы удовлетворить валютный голод, субъекты хозяйствования готовы сегодня занимать валюту у физлиц. Однако Нацбанк наложил вето на такой механизм привлечения валюты.
Участники Консультативно-координационного совещания деловых сообществ, куда входят представители белорусских бизнес-ассоциаций, направляли в органы госуправления предложения «по выходу из экономического кризиса». Одно из предложений заключалось в том, чтобы на период валютного кризиса позволить предприятиям привлекать валюту у населения. Предложение бизнес-сообщества звучало так: «для пополнения оборотного капитала юридических лиц разрешить привлечение займов в валюте от граждан Республики Беларусь».
Однако Национальный банк выступил против внедрения такого механизма в нынешней ситуации. «Введение нормы, разрешающей заем в иностранной валюте между физическим лицом – резидентом и субъектом хозяйствования – резидентом, в нынешней ситуации будет стимулировать развитие теневого валютного рынка», — говорится в заключении центрального банка. Специалисты Нацбанка считают, что «через такие заемные операции будет обеспечиваться свободный переток иностранной валюты между сегментом валютного рынка, на котором для физических лиц – резидентов отсутствуют валютные ограничения, и сегментом, на котором для юридических лиц – резидентов установлены валютные ограничения».
Иными словами, в заемных операциях Нацбанк усмотрел возможность, которая позволит беспрепятственно проводить валютообменные операции между населением и предприятиями. Схема могла быть примерно такой: население одалживает предприятию валюту, а юрлица погашают валютный заем рублями. Естественно, по выгодному для населения курсу.
Нацбанк такие схемы одобрять не хочет. Оно и понятно: центральный банк сегодня требует, чтобы все участники валютного рынка проводили валютообменные операции, придерживаясь официального курса и не отклоняясь от него более чем на 2%.
Однако на теневых сегментах валютного рынка курс доллара сейчас превышает официальный на 50-70%. И совершенно понятно, что если предприятие захочет погашать валютный заем, взятый у населения, рублями, то рассчитываться ему придется по «черному» курсу, а не по официальному.
Главный аргумент бизнес-сообщества состоит в том, что в сложившейся ситуации, когда предприятиям сложно найти валюту по официальному курсу, нужно разрешить субъектам хозяйствования занимать деньги у населения хотя бы и по более высокому.
«В условиях кризиса нужно рассматривать экстраординарные решения, чтобы предприятия могли находить валюту. Мы сегодня, к примеру, констатируем, что существует псевдовалютная биржа в Минпроме. После того, как промпредприятия продают 30% валютной выручки, у них остается 70%, и этой выручкой распоряжается Министерство промышленности, которое перераспределяет ее кому надо. Разве это соответствует духу нормальной работы бизнеса? Нет. Заимствования у населения тоже не соответствуют. Но мы говорим об экстраординарной ситуации, и выходы из нее должны быть с помощью экстраординарных шагов», — заявил председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец в комментарии для интернет-газеты Naviny.by.
Руководитель бизнес-ассоциации признает, что заимствования юрлицами средств у населения могут иметь негативные последствия, на которые указывает Нацбанк. Однако, уверен он, «положительная составляющая этого предложения больше, чем отрицательная».
Позиция бизнес-сообщества объяснима. Если предприятиям разрешить привлекать валюту физлиц, то, во-первых, субъекты хозяйствования смогут пополнить свой оборотный капитал. А во-вторых, население, желающее конвертировать валюту в рубли по рыночному курсу, сможет это сделать легально. Сегодняшняя же ситуация на валютном рынке заставляет людей искать валютчиков и преступать закон, чтобы менять валюту по выгодному курсу.
«Народ сейчас меняет валюту, согласно неофициальной информации, по курсу 7800-7900 рублей за доллар. Разве это не является экстраординарной ситуацией?! Но это же есть на самом деле! Поэтому мы и предлагаем меры, которые позволили бы снизить напряженность в обществе, и при этом носили бы временный характер», — констатирует Александр Швец.
Поскольку Нацбанк все-таки не хочет разрешать валютные операции между предприятиями и населением, можно предположить, что ситуация на валютном рынке в ближайшее время не изменится. Люди по-прежнему будут вынуждены использовать нелегальные схемы, чтобы подороже сбывать валюту, а юрлица будут искать какие-то полулегальные возможности для ее приобретения.
Кстати, в последнее время в связи с ростом курса доллара на теневых сегментах валютного рынка доступ предприятий к валюте еще более осложнился, говорит глава бизнес-ассоциации.
«Рост курса доллара может быть вызван девальвационными ожиданиями. Однако, могут ли только девальвационные ожидания обеспечить скачок курса с 6200 до 8000 рублей за доллар? Возможно, дело еще и в эмиссионном кредитовании», — предполагает Швец.
По его словам, бизнесмены с настороженностью наблюдают за складывающейся ситуацией на внутреннем рынке: «Сильнейшие девальвационные ожидания связаны с недоверием к действиям правительства. Бизнес сейчас относится к действиям правительства из-за их непрозрачности и непонятности с глубокой настороженностью – не приведет ли это к еще худшим последствиям».