ПРОЦЕСС ПОШЕЛ. 21.by

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

02.02.2012 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Любой серьезный проект, чтобы быть успешно реализованным, предполагает, как известно, в качестве первого шага создание основательной организационной базы. Ибо никакие декларации и заявления, не будучи подкрепленными соответствующими механизмами их воплощения в жизнь, реального эффекта не дадут. И чем скорее такие механизмы будут созданы и начнут функционировать, тем больше шансов на то, что время не будет упущено и проект начнет давать отдачу не в некой туманной перспективе, а в ближайшем будущем.
Сказанное в полной мере относится к реализации важнейшей интеграционной инициативы последнего времени на постсоветском пространстве — началу функционирования Единого экономического пространства и формированию на его основе Евразийского экономического союза. Всего два с половиной месяца назад президенты Беларуси, Казахстана и России подписали в Москве Декларацию о евразийской экономической интеграции, а уже на прошедшей неделе началась практическая работа по созданию своего рода наднационального правительства, главной задачей которого как раз и будет управление интеграционными процессами. 25 января состоялось заседание Совета Евразийской экономической комиссии, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с началом деятельности 1 февраля Коллегии ЕЭК — первого наднационального рабочего органа в ее составе.
Понятно, что коллегии предстоит решать огромное количество непростых проблем. Это и обеспечение инновационного развития трех стран, и проведение скоординированной энергетической и транспортной политики, и формирование единого аграрного рынка, и организация взаимодействия в валютной сфере, и решение очень чувствительных миграционных вопросов, и т.д. и т.п. Неслучайно поэтому сотрудники коллегии будут работать на профессиональной основе, а ее заседания проводиться еженедельно, если это будет необходимо для дела. В последнем, к слову, сомневаться не приходится: ведь к 2017 году в ведение коллегии планируется передать около 175 национальных полномочий. Учитывая объем и сложность предстоящей работы, определено, что на первом этапе в составе коллегии будет 23 департамента с общей численностью сотрудников до 600 человек. Причем этот штат должен быть сформирован уже к 1 июля нынешнего года.
Словом, как любил повторять первый и последний президент СССР, процесс пошел. Впрочем, он вообще любил поговорить. А вот для того, чтобы процесс действительно пошел, и пошел эффективно, важно учитывать один нюанс, причем существеннейший. Я имею в виду следующее. Ни для кого не секрет, что даже в рамках наиболее продвинутого интеграционного объединения на постсоветском пространстве — Союза Беларуси и России — решение многих насущных вопросов, мягко говоря, буксует. Не одна и не две союзные программы, реализация которых обещала принести серьезный экономический эффект, так и остались на бумаге. А если и перешли в стадию осуществления, то с большим опозданием, что, естественно, не могло не сказаться отрицательно на конечном результате.
Причина такой ситуации общеизвестна: прежде чем попасть на утверждение в союзное правительство, проекты программ проходят бесчисленные обоснования, уточнения, согласования в кабинетах чиновников различного ранга. А поскольку каждый из них не прочь продемонстрировать свою значимость и компетентность, процесс зачастую не идет, а стоит.
Поэтому лично у меня вызывает известное опасение тот факт, что уже на первом этапе штат коллегии ЕЭК составит аж 600 человек. А что будет на следующих этапах? Причем не исключается создание и других наднациональных органов. Не получится ли при этом, что процесс принятия решений, необходимых для полноценного функционирования ЕЭП и создания уже к концу следующего года ЕЭС, будет затягиваться в ходе разного рода обсуждений и совещаний в кабинетах новоиспеченных чиновников? И ведь далеко не факт, что они в результате придут к единому мнению. Неслучайно же предусмотрена возможность вынесения чувствительных вопросов на более высокий уровень, вплоть до Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств, где решения будут приниматься консенсусом. Который, к слову, тоже не всегда легко достижим.
Кстати, наглядно это видно, особенно в последнее время, на примере Евросоюза. Уж как пытаются сегодня лидеры стран ЕС прийти к согласию по острым вопросам самого существования еврозоны, а все никак не получается. И не в последнюю очередь потому, что в свое время еврочиновники, увлекшись политико-экономическими играми, попросту заболтали накапливавшиеся проблемы, а Европейская экономическая комиссия не предложила никакого механизма их превентивного решения. В результате время было упущено. А теперь только и остается, что гадать, выйдет или нет из еврозоны Греция, высчитывать вероятность дефолта в Португалии, смотреть, выпутаются ли из сложнейшего экономического положения Испания и Италия…
Разумеется, в нашем случае ситуация совершенно иная. Однако, полагаю, гипотетическую опасность забюрокрачивания процесса принятия решений в наднациональном рабочем органе Евразийской экономической комиссии следует серьезно учитывать, выстраивая работу коллегии. Эффективность, эффективность и еще раз эффективность — вот что должно стать парадигмой ее деятельности. В противном случае трудно рассчитывать на то, что создаваемый Евразийский экономический союз будет привлекательным для других стран. А главное, что в его рамках будет обеспечено максимально быстрое достижение стратегической цели экономической интеграции — рост благосостояния и качества жизни людей.

Владимир Напреев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Любой серьезный проект, чтобы быть успешно реализованным, предполагает, как известно, в качестве первого шага создание основательной организационной базы. Ибо...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика