Россия затеяла новый молочный спор с Беларусью. Пока не ясно, каким будет его итог. Специалисты между тем не исключают, что проигравшей может оказаться российская сторона.
Участники состоявшегося на днях Всероссийского совещания представителей предприятий молочной отрасли выступили с предложением запретить ввоз белорусской продукции на российский рынок с 4 июня до 1 декабря. В частности, россияне настаивает на временной приостановке поставок белорусского сухого молока и сливочного масла.
Стоит напомнить, что в феврале текущего года Национальный союз производителей молока «Союзмолоко» уже выступал со схожим предложением скорректировать белорусский экспорт молочки в Россию. Причины были те же, что и сейчас — необходимость стабилизировать цены на указанную продукцию на российском рынке и прекратить демпинг со стороны белорусских поставщиков.
Казалось, что стороны сняли все вопросы еще в начале марта. Минсельхозпрод Беларуси тогда пообещал, что Беларусь, во-первых, не будет снижать до конца года базовые цены на поставляемые на российский рынок молочные продукты, а, во-вторых, сведет к минимуму поставки в Россию сухого молока со второго квартала текущего года.
«Но, к сожалению, на сегодня поставки сухого молока из Беларуси не приостановлены и не снижены в объеме. И если в прошлые годы Беларусь выполняла свои обязательства по сокращению поставок сухого молока, то в этом году она их не выполняет», — описал ситуацию глава «Союзмолока» Андрей Даниленко.
Причины стремления российской стороны ограничить поставки белорусского сухого молока лежат на поверхности. По словам Даниленко, на сегодня сухое молоко из Беларуси составляет львиную долю российского рынка, более того — его поставки превышает объемы российского производства.
«Россия ежегодно получает из Беларуси около 60 тысяч тонн сухого молока, вместе с тем российские компании в год производят только 45-50 тысяч тонн», — констатировал Даниленко.
Ситуация для российских производителей осложняется еще и тем, что, по словам Андрея Даниленко, белорусские поставщики сухого молока реализуют свою продукцию на российском рынке по демпинговым ценам.
Более того, сейчас наблюдается падение цен на молоко на мировых рынках, и это также толкает белорусских поставщиков еще больше снижать цены. «Идет гонка на снижение цен, которая, по сути, разрушает наш внутренний рынок», — поясняет глава «Союзмолока».
А происходит, по его словам, буквально следующее. Российские заводы в виду более привлекательной цены отдают предпочтение белорусскому сухому молоку, при этом сухое, а также цельное молоко российского производства остается фактически невостребованным. «Союзмолоко» опасается, что это, если ситуация не изменится, может нанести колоссальный урон молочной отрасли России.
Однако белорусские специалисты считают, что все не так однозначно, как это пытается представить российская сторона. По их мнению, влияние белорусского сухого молока на российский рынок не настолько велико, чтобы его обвалить. Тем более цифры говорят о снижении этого влияния.
Так, по оценкам экспертов, в 2011 году доля Беларуси в общем объеме импорта в Россию сухого обезжиренного молока составляла 63%, молочной сыворотки — 60,5%, сухого цельного молока — 72%, масла сливочного — 43%. Но уже за два месяца текущего года доля Беларуси в общем объеме импорта в Россию масла упала до 17%, сухого молока — суммарно до 22%.
Претензии России в ценовом демпинге эксперты и вовсе считают надуманными. По их оценкам, средняя цена тонны сухого обезжиренного молока из Беларуси выше, чем из третьих стран, на 23%, сухого цельного молока — на 25%, масла — на 10%.
По словам бывшего помощник министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Казимира Романовского, разница в ценах на белорусскую и российскую молочную продукцию имеет объективные причины, никак не связанные с целенаправленным демпингом. Просто в России закупочные цены на молоко выше, чем в Беларуси.
Заведующая сектором экономических исследований Института мясомолочной промышленности Мария Климова также отрицает факт демпинга со стороны Беларуси.
«Демпинг — это реализация товаров себе в убыток по цене ниже себестоимости. Но Беларусь не поставляет свою молочную продукцию на российский рынок ниже себестоимости. У нас высокая рентабельность реализации продукции за пределами Беларуси», — подчеркнула Климова.
Более того, ценовой вопрос, по ее словам, находится на контроле у Минсельхозпрода, и белорусские предприятия выполняют все требования, касающиеся поставок молочной продукции в Россию.
Чем закончится очередной молочный спор Беларуси и России, пока сложно прогнозировать. По мнению Казимира Романовского, приостановка поставок сухого молока и масла может оказаться достаточно чувствительной для белорусского сельского хозяйства.
Впрочем, представители Минсельхозпрода Беларуси уже заявили, что предложение «Союзмолока» приостановить поставки сухого молока и масла не вписываются в законодательство Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Ничего, кроме конкуренции в ситуации с поставками белорусской молочной продукции на российский рынок не видит и государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.
«Механизм регулирования этих вопросов создан. Высказанное желание российских производителей — это пока лишь желание, не обязательно, что оно будет как-то узаконено. Идет конкурентный процесс. В нем участвуют хозяйствующие субъекты. Ничего в этом страшного нет. Есть соглашения между министерствами сельского хозяйства, они работают. Всегда будут какие-то трения, это неизбежно», — подчеркнул Рапота.
При этом, по словам госсекретаря, «опасаться каких-то драматических событий на этом поле не стоит».
Однако, убежден Андрей Даниленко, в сезон большого молока белорусским и российским производителям не надо одновременно толкаться на одном рынке и мешать друг другу. «Каждый должен быть на рынке, когда в этом есть потребность и целесообразность», — считает глава «Союзмолока».
По его мнению, чтобы раз и навсегда урегулировать вопрос по поставкам молока и молочной продукции, Беларуси и России следует обратиться к опыту ЕС, где введено квотирование объемов производства, товарооборота.
«Нам необходимо использовать опыт ЕС, сесть за стол переговоров, определиться по поводу предельного объема молока и молочной продукции, который Россия может потреблять, графика потребления, а также договориться о жестком выполнении этого графика», — подчеркнул глава «Союзмолока».