Станет ли подсолнечник «белорусской семечкой». 21.by

Станет ли подсолнечник «белорусской семечкой»

10.11.2012 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

НЕ РАЗ наш потребитель перед полкой с бутылками подсолнечного масла задавался вопросом: почему отечественный «алей» стоит столько же, сколько импортное масло, а то и дороже? Мы привыкли к правилу: если сделано в Беларуси, значит, должно быть дешевле по определению. Действительно, в стране действует программа по импортозамещению, призванная защитить кошельки белорусов от более дорогих импортных товаров. Белорусские предприятия в последние годы потеснили на прилавках многих иностранных производителей некоторых видов продуктов питания: теперь, помимо польских овощей и фруктов глубокой заморозки, есть отечественные, а венгерская и болгарская консервированная кукуруза соседствует с белорусской. Но, наладив производство, далеко не всегда удается выпустить конкурентоспособную, более дешевую продукцию. Почему? В вопросе с подсолнечным маслом ответ, казалось бы, очевидный: почти нет собственного сырья. Белорусские аграрии еще только осваивают его производство. А пока приходится закупать семечку у соседей — в основном в Украине.

Однако для производства ряда других товаров, не только продовольственных, сырье и комплектующие Беларусь порой закупает за рубежом, но, тем не менее, конечная продукция оказывается дешевле импортной. Возьмем, к примеру, виноделие. У нас нет своего винограда для работы в этой отрасли, опять-таки из-за неподходящих климатических условий. Однако белорусские вина в ценовом диапазоне гораздо дешевле импортных. Разумеется, здесь совершенно иная технология производства (проблему с сырьем решили за счет яблок и слив — получили плодово-ягодные вина), да и качество отличается. И все же принцип импортозамещения в виноделии работает: у покупателя есть возможность выбирать в зависимости от наличия денег в кошельке. Так почему же не складывается аналогичная ситуация с подсолнечным маслом?

Как известно, белорусские предприятия, специализирующиеся на производстве подсолнечного масла, закупают нерафинированное сырье (то есть уже отжатую семечку), которое в дальнейшем рафинируют, дезодорируют и бутилируют. До недавнего времени основные белорусские маслопроизводящие предприятия не могли похвастаться современными линиями по рафинации и дезодорации. Лишь в последние годы концерн Белгоспищепром постепенно проводит модернизацию производства. Уже несколько лет на новой линии рафинации и дезодорации работает Минский маргариновый завод. Сейчас идет монтаж аналогичного оборудования на Гомельском жировом комбинате, а в ближайшие год-два такая линия появится и на Бобруйском заводе растительных масел.

Разумеется, затраты на модернизацию сказываются и на себестоимости продукции. Но на Бобруйском заводе растительных масел пока стоит старая линия, а продукция в магазине не дешевле товара российских и украинских конкурентов. К тому же, по словам специалистов, процесс рафинации и дезодорации достаточно трудоемкий, но не настолько дорогостоящий, чтобы приравнять в цене украинское и белорусское подсолнечное масло. Следовательно, основную часть в себестоимости рафинированного подсолнечного масла составляет сырье.

По каким ценам предприятия Белгоспищепрома закупают нерафинированное масло и подсолнечник, в концерне рассказать отказались, равно как и предоставить калькуляцию себестоимости конечного продукта, сославшись на коммерческую тайну. Однако Белстат дает цифры, которые позволяют представить определенную картину. Так, в нынешнем году в Беларуси бутылка подсолнечного масла стоит в среднем 14—17 тысяч рублей (в расчет берется как импортное, так и отечественное), или 1,95 доллара за бутылку. В украинских магазинах его отпускают примерно по 1,68 доллара за бутылку, в России — по 2,33 доллара за бутылку. В то же время в Беларусь Россия и Украина экспортируют рафинированное бутилированное масло примерно по 1,2—1,3 доллара за бутылку. То есть нам соседи продают свою продукцию дешевле, чем собственным потребителям. За что такая щедрость?

В таких, на первый взгляд, удивительно благоприятных условиях Беларуси бы выгоднее покупать готовую очищенную и разлитую в емкости продукцию, а не закупать нерафинированное сырье и налаживать собственное производство по его рафинации и дезодорации. Но нет: пойти по легкому пути, отказавшись от производства, — не выход в данной ситуации. Очевидно, что один из лидеров на рынке подсолнечного масла — Украина — только и ждет, чтобы северная соседка свернула производство, что позволит сделать ее полностью зависимой от украинского подсолнечного масла. Вряд ли, если бы с белорусских прилавков исчезло отечественное подсолнечное масло, цена на украинское осталась на прежнем уровне. Очевидно, что в такой ситуации цены резко поднимутся.

Руководители белорусских маслодельческих предприятий вслед за концерном комментировать сложившуюся ситуацию попросту отказываются. Очень жаль.

Впрочем, отдадим им должное: даже со стороны видно, что сложа руки они не сидят, стремительно наращивают объемы производства, чтобы если не более дешевой, то хотя бы равной ценой потеснить украинское и российское подсолнечное масло на родном прилавке. По данным Белстата, в далеком 1995 году в Беларуси производили всего 6,7 тысячи тонн растительного масла в год. В 2000-м немногим больше — 16,9 тысячи тонн. А в 2010-м — уже 160,8 тысячи тонн. В кризисном для Беларуси 2011 году объем производства растительных масел снизился до 141,8 тысячи тонн. За 9 месяцев 2012-го в стране произвели 90,6 тысячи тонн растительного масла, а закупили — 69,7 тысячи тонн по цене 1271 доллар за тонну. 67 тысяч тонн, то есть 96 процентов всего импортного растительного масла из всего закупленного за этот период, приходится на страны СНГ (Россию и Украину).

Планируется, что уже к 2015 году производство растительного масла и шрота в стране увеличится в 2,5 раза. Такой объем полностью удовлетворит возросшую потребность внутреннего рынка в этой продукции и сократит импорт подсолнечного и соевого шрота. Это предусмотрено Программой развития производства семян масличных культур, масложировой продукции и белкового корма в республике на 2012—2015 годы, уже официально опубликованной на Национальном правовом интернет-портале.

К этому времени в республике планируют выйти на производство 362,7 тысячи тонн растительного масла и 648,6 тысячи тонн шрота (255,6 процента к уровню прошедшего года). В настоящее время в Беларуси потребляется 230 тысяч тонн растительного масла в год, в том числе на пищевые цели — 174 тысячи тонн. Планируется, в частности, увеличить производство бутилированного растительного масла до 50 тысяч тонн (205 процентов к уровню прошлого года). Мощности по рафинации жиров и масел на пищевые цели к 2015 году будут доведены до 244,5 тысячи тонн в год, винтеризации — до 92,3 тыс. тонн, дезодорации — до 240,1 тыс. тонн, что позволит обеспечить внутренний рынок рафинированным дезодорированным жировым сырьем под полную потребность.

Стало быть, если есть план, значит, задача должна быть решена с невыгодными для страны ценами на украинское сырье. Уже сегодня кое-где видны некоторые подвижки в этом вопросе, причем самые неожиданные. В нынешнем году в совхозе «Коммунист» Ельского района впервые сделана попытка выращивания подсолнечника в промышленных масштабах. И урожай там оказался даже выше, чем у соседней Житомирской области, — 22 центнера с гектара. Насколько экономически выгодно выращивать «белорусскую семечку», покажет время. Но ведь в начале двухтысячных еще говорили, что и лук белорусскую природу не сильно жалует. Однако последние годы гомельские урожаи раз за разом бьют собственные рекорды. Да и  не менее теплолюбивый  виноград  в Беларуси давно не в диковинку. Вполне возможно, что и подсолнечник вскоре повернется лицом к белорусскому масляному производству.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

От «БН». О перспективах промышленного производства подсолнечника в Беларуси читайте в номере за вторник, 13 ноября

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
НЕ РАЗ наш потребитель перед полкой с бутылками подсолнечного масла задавался вопросом: почему отечественный «алей» стоит столько же, сколько импортное масло, а...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика