Игра не по правилам. 21.by

Игра не по правилам

31.08.2013 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

За кого “воюют” некоторые представители российской элиты?

Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации

На фоне развития конфликта между главными акционерами ЗАО “Белорусская калийная компания” в российских СМИ опять замелькала военная риторика типа “белорусские власти взяли заложника”, “калийная война между Россией и Белоруссией”, “война за калий” и тому подобное. За кого же “воюет” определенная часть российской элиты?

Для понимания сложившейся ситуации познакомимся с “архитектором” нынешнего конфликта и главным акционером “Уралкалия” — Сулейманом Керимовым. Он первым стал целенаправленно применять в России “западную” бизнес-модель по скупке и дальнейшей перепродаже значимых активов. Керимову не нужна масса мелких инвестиционных портфелей, он предпочитает собрать большинство, а затем продать их “скопом” по более выгодной цене. Бизнес-стиль Керимова — это игра в карты и желательно за чужой счет.

Бывший владелец “Уралкалия” Дмитрий Рыболовлев пошел на продажу компании после того как у него испортились отношения с российскими властями. Весной 2010 года “Уралкалий” почти купила команда Владимира Потанина. Но его лихо обошел Сулейман Керимов. Он взял Рыболовлева напором: без всякого подписания бумаг согласился выдать последнему безвозвратный аванс в 150 миллионов долларов.

После вхождения в “Уралкалий” Керимов решил объединить его с еще одним знаковым игроком этого рынка — “Сильвинитом”. И тут ему помог его богатый опыт недружественных поглощений. В 2011 году искомая сделка состоялась, и Керимов стал крупнейшим акционером самого крупного в мире производителя минеральных удобрений. Слияние происходило в привычной дагестанскому сенатору манере, детали сделки еще предстоит изучить следователям. Федеральная антимонопольная служба России  каким-то непостижимым образом не стала препятствовать появлению фактически монополиста на рынке, а возражения миноритариев “Сильвинита” и попытки заблокировать сделку через суд были попросту проигнорированы.

Еще одним источником богатства Керимова стали акции “Сбербанка” и “Газпрома”. В 2004 году он начал брать кредиты в “Сбербанке” и покупать на них акции газовой монополии, затем под залог акций брать новые кредиты и вновь покупать акции “Газпрома”, а потом и самого “Сбербанка”. На начало 2006 года компании Керимова были должны крупнейшему банку страны 114 миллиардов рублей. Но перед кризисом 2008-го часть своих активов, включая акции “Газпрома” и “Сбербанка”, Керимов продал, что позволило ему погасить кредиты и оставить достаточно капитала для новых приобретений.

Нынешнее состояние сорокалетнего олигарха оценивается в 7,5 миллиарда долларов. Керимов — основной акционер крупнейшего в России производителя золота Polyus Gold, одного из крупнейших российских девелоперов ПИК и совладелец единственного в России производителя калийных удобрений “Уралкалий”. Кроме того, его компания Nafta Moskva имеет собственность в телекоммуникационной сфере и розничной торговле.

Однако с середины прошлого года у Керимова начались серьезные проблемы. Минувшей зимой ему не удалось завладеть приватизируемым Махачкалинским морским торговым портом, интереса к которому Керимов не скрывал. Также было отложено строительство между Махачкалой и Каспийском мини-города Анжи-Сити, в который предприниматель был готов вложить чуть ли не 50 миллиардов долларов. 

Примерно в это же время у Керимова испортились отношения с федеральными властями. Прочные позиции бизнесмена пошатнулись после того как его заподозрили в политической нелояльности. Появились свидетельства, что, будучи членом “Единой России”, он диверсифицировал свои политические инвестиции, финансируя оппозиционные политические партии через подконтрольные некоммерческие организации.

Однако, куда бы ни вложил свои миллиарды Сулейман Керимов, он сильно просчитался, и теперь у него возникли проблемы по обслуживанию взятых кредитов, гарантиями под которые были его акции, в том числе опосредованно и в БКК. К сожалению, своеобразным заложником политики Керимова стала не столько Белорусская калийная компания, сколько Республика Беларусь. Ведь на кону стоят не просто интересы конкретного субъекта хозяйствования, а формирование бюджета, особенно его доходной валютной составляющей.  Именно эта причина обусловила жесткие ответные меры на действия российского учредителя БКК. И если обычные граждане и в Беларуси, и в России поддерживают позицию белорусских властей, то некоторые олигархи, похоже, так и не поняли, что имеют дело с цивилизованным европейским государством, у которого есть своя правовая система.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За кого “воюют” некоторые представители российской элиты?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика