Жесткие показатели экономической и финансовой политики предусмотрены Планом совместных действий по структурному реформированию экономики, который утвержден постановлением правительства и Нацбанка № 895/15 от 10 октября.
Так, прирост требований банков к экономике в оставшийся период 2013 года не должен превышать 1 процент в месяц. Минфину, Нацбанку, Минэкономики и госбанкам поручено уже к 15 октября подготовить постановление для обеспечения кредитования экономики в белорусских рублях и иностранной валюте на валовой основе не более 30 трлн. рублей в месяц. На 2014 год этот показатель может быть чуть выше (общий объем валовой выдачи кредитов в белорусских рублях и иностранной валюте планируется в размере 406 трлн. рублей). На кредитование жилищного строительства с господдержкой предусмотрено направить 10 трлн. рублей, на сельское хозяйство с господдержкой — 6,9 трлн. рублей, дорожное хозяйство с господдержкой — 3,6 трлн. рублей, на прочие направления, включая пополнение оборотных средств, — 31,6 трлн. рублей.
Совместный план действий правительства и Нацбанка также предусматривает, что прирост депозитов правительства для кредитования госпрограмм на 2013 и 2014 годы составит 6 трлн. рублей в год.
В начале 2013 года белорусские власти, напомним, взяли на себя жесткое обязательство по темпам кредитования экономики перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС (АКФ). Этот показатель в рамках действующей кредитной программы с АКФ был переведен в разряд контрольных и установлен на уровне 1,5% в месяц. По мнению представителей фонда, ограничение темпов кредитования способствует сдерживанию инфляционных процессов. Тем не менее темпы кредитования белорусской экономики в 2013 году опережали предусмотренные кредитной программой. Невыполнение Беларусью этого контрольного показателя может осложнить выделение шестого транша кредита (440 млн. долларов). Белорусские власти планируют получить эту сумму в ноябре 2013-го.
К настоящему времени Минфин Беларуси выразил желание подготовить новую кредитную программу с АКФ ЕврАзЭС. В свою очередь Сергей Шаталов, зампредседателя правления Евразийского банка развития, управляющего средствами АКФ, в конце августа заявил, что говорить о новой кредитной программе с Беларусью преждевременно, «необходимо сначала проанализировать результаты ныне действующей стабилизационной программы, которая началась в 2011 году и пока не завершена». По информации БелаПАН, миссия АКФ, которая будет оценивать соблюдение Беларусью условий действующей кредитной программы, прибудет в Минск в третьей декаде октября.
Вероятно, под новую кредитную программу АКФ возьмет в белорусских властей и обязательства по приватизации. Совет Министров и Нацбанк предусмотрели и это, включив в План совместных действий на 2014 год проведение конкурсов по приватизации объектов государственной собственности стратегическими инвесторами на сумму до 4,5 млрд. долларов США. Министерство экономики совместно с Госкомимуществом поручено в ближайшие два с половиной месяца выработать секторальный подход к приватизации госимущества, а также систематизировать предложения по приватизации госпредприятий и подготовить соответствующий проект постановления правительства. В перечень приватизируемых предприятий должны быть включены в первую очередь устойчиво неплатежеспособные предприятия, малые предприятия с долей государства менее 25% и предприятия с долей государства менее 50%.
В ноябре 2013 года запланировано разработать проекта указа президента, который даст Госкомимуществу право на реализацию неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества по заявительному принципу на основании сформированного перечня по рыночной стоимости. Предполагается также, что Госкомимуществу будет предоставлено и право продажи неконкурентоспособных, устойчиво неплатежеспособных организаций как имущественных комплексов за одну базовую величину.
Контроль за выполнением мероприятий в части приватизации госсобственности возложен на вице-премьера Петра Прокоповича.
Впрочем, белорусское правительство и раньше разрабатывало перечни предприятий, подлежащих приватизации. Планировалось даже, что за счет продажи госсобственности страна будет получать ежегодно 2,5 млрд. долларов. Однако весной 2012 года Александр Лукашенко высказался категорически против таких перечней. «Я против этих списков предприятий. Я с точки зрения людей подхожу. Это породит ненужную вакханалию и волокиту», — заявил президент.
После этого процесс продажи акций госпредприятий был фактически заморожен.