Всегда опережать время, идти на полшага вперед. 21.by

Всегда опережать время, идти на полшага вперед

06.12.2013 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

БЕЛОРУССКАЯ (во время СССР Западная) МИС организована в 1948 году. Одной из важнейших ее задач было испытание болотных тракторов классов 3, 5 и 6, машин для внесения органических удобрений, возделывания, уборки и послеуборочной доработки картофеля, а также для доработки зерна в зонах повышенного увлажнения. Здесь проходили также испытания техника и оборудование для осушения торфяников. Уже на следующий год своей деятельности было испытано 14 образцов машин, через тридцать лет — 147, в позапрошлом — более трехсот. Нынче такое тестирование прошли и пройдут 325 единиц техники, а за последние пять лет этот показатель составит 2216 единиц машин и оборудования. В свое время здесь работали Республиканская выставка новой сельскохозяйственной техники и постоянно действующие курсы по повышению квалификации специалистов АПК, через которые прошли более 13 тысяч специалистов. Первым директором МИС был академик М. Е. Мацепуро. Потом станцией руководили М. П. Новицкий, С. А. Якерсон, А. В. Короткевич, И. М. Асябрик и В. М. Бурдыко. В настоящее время коллектив возглавляет С. К. Карпович. Аналогичной работой, но уже с учетом современных требований и на более высоком техническом уровне, с использованием современного оборудования машиноиспытатели занимаются и теперь. Значительно расширилась номенклатура машин и оборудования, улучшилось их качество, усложнились узлы и механизмы. Естественно, возросли требования к технике. Как с ней работают специалисты, чем живет в эти дни коллектив станции, которой исполняется 65 лет, рассказывает директор Белорусской МИС Станислав КАРПОВИЧ.

– ЗА ВРЕМЯ своего существования станция не раз претерпевала изменения, корректировались некоторые направления ее деятельности, но не менялось основное предназначение — проведение государственных испытаний сельхозтехники на соответствие ее отечественным и международным стандартам, требованиям безопасности окружающей среды, жизни и здоровья тех, кто на ней будет работать. Наша задача — не допустить поставок на отечественный рынок несовершенных, конструктивно недоработанных машин и оборудования, — рассказывает Станислав Константинович. — Теперь вся производимая в республике техника проходит испытания в ГУ «Белоруская МИС». Она внесла значительный вклад в создание, отработку конструкций и постановку на конвейер тракторов «МТЗ-82», «Т-150» и «ДТ-75», комбайнов СК-5 «Нива» и «Дон-1500», машин для внесения удобрений РЖТ-16, ПРТ-10, ПРТ-16, МВУ-30 и многих других, ставших основой машинно-тракторного парка советского времени.

В 90-е годы прошлого и начале нынешнего века МИС проводила испытания  техники  ОАО  «Бобруйскагромаш», Минского тракторного завода, ПО «Гомсельмаш», ОАО «Брестский электромеханический завод», ОАО «Мекосан», ОАО «Лидсельмаш», ОАО «Лидагропроммаш» и других отечественных производителей. Через нас прошли и все машины и оборудование таких зарубежных фирм, как «Клаас», «Джон Дир», «Лемкен», «Кроне», «Квернеланд», которые работают на полях и фермах республики.

Однако не только количественный рост машиноиспытаний характерен для общей деятельности станции. Существенно изменилась и качественная характеристика испытаний сельхозтехники. Основным их критерием является увеличение количества оценочных показателей. Если в начальный период деятельности МИС важнейшими оценочными показателями были технологические, то в последнее время наряду с агротехнической оценкой проводятся энергетическая, эксплутационно-экономическая, оценка надежности, безопасности и эргономического труда, ремонтопригодности и другие, которые позволяют установить конструктивные и эксплуатационные достоинства и недостатки машин.

В НАСТОЯЩЕЕ время испытательный центр и орган по сертификации ГУ «Белорусская МИС» аккредитованы в реестре испытательных центров и органов по сертификации. Орган по сертификации выдает сертификаты трем странам — Беларуси, России и Казахстану. Кроме того, чтобы подтверждать соответствие производимой у нас сельхозтехники требованиям стран Евросоюза при поставке ее на экспорт, заключены договоры о взаимном сотрудничестве с Польским институтом технологических и естественных наук и Латвийским центром сертификации и тестирования, которые являются органами по сертификации в рамках Евросоюза. Теперь совместно с ними станция имеет право проводить испытательные работы на подтверждение соответствия сельхозтехники и тракторов, производимых в Беларуси, требованиям директив ЕС. Достигнута также договоренность об установлении сотрудничества с Чешской государственной испытательной станцией сельскохозяйственных, лесных и продовольственных машин. А у нас уже сертифицируют технику более 50 зарубежных производителей, которые представляют образцы своих машин на испытания.

Механизм испытания сельхозтехники довольно сложный. Он включает первичную техническую экспертизу машин, представленных на испытания. С анализа документации, изучения техники, ее назначения и начинается наша работа. Раньше все это делалось визуально. Теперь станция имеет современнейшее оборудование, которое позволяет первичную техническую экспертизу проводить с помощью электронных систем, включая определение состава металла, его качественные характеристики, а также других материалов, которые использовались для изготовления машины. Сделать это можно, например, с помощью лазерного спектрометра. Использование современнейшего оборудования позволило сократить трудозатраты на данном этапе испытаний. Затем машина проходит тест по показателям назначения и безопасности. И если последние из них определяются с помощью электронных систем, то назначения — только в полевых условиях во время эксплуатации машин и оборудования. Это может быть стерня, пашня, пастбище или другие сельскохозяйственные угодья, на которых потом будут задействованы соответствующие машины.

Когда они выполнят необходимый объем работ, полученные результаты испытатели оформляют протоколом. Трактор, например, проходит испытания 4 года, его наработка должна составить не менее четырех тысяч часов. За это время необходимо дать оценку агрегатированию его с прицепным оборудованием, то есть примерно поработать с 50 его видами. Необходимо проверить, как они сочетаются в различных условиях работы. Тем более что для каждой сельхозмашины тоже имеются свои требования и нормативы выработки. Потом полученные результаты сводятся к единому знаменателю и передаются комиссии для соответствующего заключения.

У НАС 175 человек. Все они подготовлены к этой специфической работе. Около 80 процентов коллектива имеют высшее образование. Дело в том, что стать настоящим испытателем непросто. Им может быть только прекрасно подготовленный специалист. После учебы в вузе нам приходится еще учить выпускников лет пять. И не всех удается переучить. Испытатель должен обладать очень глубокими теоретическими и практическими знаниями, уметь работать с документами и машинами, знать тенденции развития техники. Для этого еще во время учебы совместно с БГАТу, другими высшими учебными заведениями готовим для себя будущих специалистов по дополнительным программам, если, конечно, они изъявили желание у нас работать. Таким образом, они более углубленно изучают сертификацию продукции, технологию испытаний сельхозмашин и оборудования. А когда выпускники приходят к нам на работу, то закрепляем их за ветеранами-испытателями.

К испытаниям техники и оборудования у нас имеют отношение практически все отделы и лаборатории. Каждый знает, что от него требуется и как результаты его работы потом скажутся на техническом состоянии самой машины или ее узлов. Поэтому на станции нет главных и второстепенных подразделений. В таком случае мне не хотелось бы поименно отмечать вклад специалистов или называть их заслуги. Полагаю, это будет неправильно. Скажу только, что МИС работает слаженно, как часовой механизм, за что всем большое спасибо.

Каждое рабочее место обеспечено электронными устройствами. Мы не ограничиваем доступ в Интернет, так как испытатель должен знать, чем живут производители техники других стран, какие требования там предъявляются к машинам, над чем работают конструкторы. Мы поддерживаем тесные связи с коллегами из России, Украины, Варшавского исследовательского института и Латвийского исследовательского центра.

В нашей стране пользуемся как европейскими, так и отечественными нормами, которые по некоторым позициям даже жестче, чем в Европе. Это касается охраны здоровья человека, окружающей среды. Обязательным условием является, например, наличие кабины.

ГОРДОСТЬ станции не только наши люди, но и музей, библиотека, в которой собрано более 25 тысяч нормативно-правовых документов. Это огромнейший клад, сформированный за время существования станции. По ним можем дать полную характеристику всем комбайнам, тракторам, косилкам, сажалкам картофеля, культиваторам, другим видам техники, которые проходили через МИС, чем часто пользуются представители государственных органов управления, потребители и, конечно, разработчики сельхозтехники. Они обязаны знать технические характеристики зарубежных аналогов, машин и оборудования. Но что очень важно? С помощью Госстандарта республики, Минсельхозпрода и с участием наших сотрудников вся эта литература находится на электронных носителях, что позволяет оперативно и качественно проводить испытания, повышать производительность труда и одновременно углублять специалистам свои знания.

Испытатели всегда должны опережать время и идти на полшага вперед, чтобы давать объективную оценку детищам конструкторов и производителей сельхозмашин. Так поступать обязывает наше предназначение. Поэтому соглашение с европейскими органами сертификации — это лишь часть подобной стратегии. Второй, не менее важной, является переоснащение технической базы. За последние четыре-пять лет мы значительно обновили средства измерения и информационно-технические системы. Ежегодно на это выделялось более четырех миллиардов рублей. Такая работа будет продолжаться и дальше.

У нас внедрена система дистанционного управления машинами. За тысячу километров и более наши специалисты могут отслеживать работу техники и прицепного оборудования по многим позициям — удельному расходу топлива, глубине обработки почвы, другим параметрам. Что это дает? Сократились транспортные расходы, сроки проведения испытаний, увеличилась выработка техники. Да и у специалистов появилась необходимость повышения интеллектуального уровня развития.

Машины для внесения средств защиты растений, минеральных удобрений одновременно несут и повышенную опасность для здоровья человека, природы. Для повышения технического и технологического уровня испытаний пришлось приобрести современнейшую систему, которая позволяет диагностировать все виды таких машин. И если раньше под каждым опрыскивателем стояло по нескольку человек с мензурками, ждали, пока они наполнятся до определенного уровня, чтобы определить равномерность внесения препаратов, то теперь мы оградили специалистов от такой работы. Это позволило с большей точностью и равномерностью вносить препараты, что потом благоприятно скажется на урожайности сельскохозяйственных культур и их качестве.

Совместно с ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» установили новый стенд для определения угла поперечной устойчивости машин. На близлежащих машиноиспытательных станциях, в том числе и Западной Европы, таких установок нет. Чтобы реализовать заветную мечту, понадобилось не одно десятилетие. Это, можно сказать, наша гордость. Оборудование уже прошло аттестацию. Вскоре на нем начнем проводить испытания большегрузных автомашин и тракторов с прицепами, автобусов, другой аналогичной техники. Имеется и старый такой стенд, но он небольшой вместимости и грузоподъемности.

Через МИС проходят все сельхозмашины и оборудование, которые выпускаются в республике. Их стоимость, может быть, сегодня даже не главное. В первую очередь они должны качественно выполнять свое предназначение, быть надежными и обеспечивать безопасность тех, кто на них трудится.

Мы работаем более чем со 140 отечественными предприятиями и предприятиями стран ближнего и дальнего зарубежья. Это позволяет чувствовать себя уверенно, знать, чем живут производители сельхозтехники. Тем более что Белорусская МИС сертифицирует технику не только поступающую из стран Европейского союза, но и из Азии, Америки.

НАМ только 65. Возраст для МИС небольшой. Это, можно сказать, лишь начало большого пути. Продолжение ее истории будет писаться в лабораториях, на испытательных полигонах и полях республики, разработками конструкторов, производителями сельхозмашин и теми, кто на них работает. Все это найдет свое отражение в материалах нашего музея.

Записал Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото автора


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
БЕЛОРУССКАЯ (во время СССР Западная) МИС организована в 1948 году. Одной из важнейших ее задач было испытание болотных тракторов классов 3, 5 и 6, машин для внесения...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика