Правительство провалило собственные планы по разгрузке складов. Премьер-министр получил от президента «полные права», чтобы спасти ситуацию, но веры в возможности Михаила Мясниковича мало.
На 1 января 2014 года объем складских запасов продукции в промышленности составлял 70,2% по отношению к месячному объему производства. Однако согласно правительственному заданию, утвержденному в июне минувшего года, складские запасы к началу 2014 года должны были снизиться до 60%. В организациях Минпрома складские запасы на 1 января и вовсе составили 138,2% (при плане в 95% к месячному объему промпроизводства).
На вчерашнем совещании Александр Лукашенко вновь потребовал от правительства исправления негативной ситуации в промышленности в течение первого квартала нынешнего года.
Обращаясь к премьер-министру, глава государства предупредил, что по итогам первого квартала текущего года придется отвечать за результат. «Я вам даю полные права для того, чтобы эту ситуацию изменить. Вплоть до кадров, — сказал глава государства. — Делайте все, что вы считаете нужным, чтобы мне потом не сказали, что у вас не хватало каких-то полномочий».
«Имейте в виду, прощения в этом деле не будет. Я говорю о выполнении прогнозных показателей на этот год. В основе лежат складские запасы», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Требование с таким же содержанием глава государства адресовал правительству еще 19 апреля прошлого года во время своего послания к белорусскому народу и Национальному собранию.
«Я своего требования к правительству быть одним большим Министерством торговли не отменял. И попрошу немедленно подключить местные органы власти и выдать конкретный результат по разгрузке складов!» — потребовал тогда глава государства.
По просьбе Naviny.by, белорусские оппозиционеры рассказали, как бы они решали эту проблему, окажись их партия или структура сегодня в правительстве.
ОГП: дать свободу предприятиям
Заместитель председателя Объединенной гражданской партии Лев Марголин отмечает: «Любой здравомыслящий экономист скажет одно: товар нужно продавать по тем ценам, по которым его можно продать. Если товар не пользуется спросом, его просто не нужно выпускать или нужно уменьшить его производство».
«У нас же до сих пор предприятиям доводятся объемные показатели: сколько то или иное предприятие должно выпустить продукции и желательно с ростом по отношению к предыдущему году. До тех пор, пока кто-то сверху будет определять, какой объем продукции предприятие должно выпустить, у нас будет проблема со складами», — убежден Марголин.
По его мнению, хорошего выхода из этого положения нет: «Нужно либо снижать цены и продавать себе в убыток, либо сокращать производство и ждать пока вопрос рассосется сам собой».
На вопрос Naviny.by, что бы вы делали сегодня на месте премьер-министра, Лев Марголин заявил: «Я бы, во-первых, провел приватизацию для того, чтобы предприятия сами решали, что им выгоднее — из центра это не определишь. А в данной ситуации я бы разрешил предприятиям продавать продукцию даже себе в убыток, чтобы высвободить оборотные средства. В противном случае увеличивается нагрузка на банковскую систему, формируются высокие ставки по процентам и так далее».
Партия БНФ: передать запасы фермерам
Заместитель председателя БНФ, экс-кандидат в президенты Григорий Костусев говорит, что поставил бы вопрос иначе: «Что нужно было делать белорусскому правительству, чтобы не получить загруженность складов?».
«А нужно было давно проводить необходимую модернизацию производства, чтобы наши предприятия выпускали конкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке», — считает Костусев.
«Если стать на место Мясниковича в сегодняшней ситуации, то эту продукцию сегодня продать очень сложно, но по каждому факту, по каждому заводу, я думаю, можно было бы найти варианты», — убежден политик.
«Если взять Минский тракторный завод, то я бы поступил таким образом: при реформировании сельского хозяйства и введения частной собственности на землю, начать формирование фермерских хозяйств. Есть много желающих, людей, которые готовы заниматься фермерством. При положительном отношении правительства к фермерству, эти процессы пошли бы очень интенсивно. И для фермеров на определенных условиях можно было бы выделять трактора, стоящие на складах МТЗ. А затем такую продукцию больше не выпускать», — заявил Костусев.
«Говори правду»: сокращать роль государства
Надо понимать причины, которые привели к загруженности складов, убежден Андрей Дмитриев, заместитель председатель «Говори правду».
«И одна из них — это то, что у нас производят, исходя не из потребностей рынка, а из планов по тому, какой нужен рост производства… Нужно переходить к рыночному принципу: мы производим столько, сколько можем продать», — считает политик.
Второй проблемой Дмитриев называет сложившуюся государственную систему менеджмента: «Мы видим, насколько она неповоротлива, а менеджмент не способен к новым решениям и уж тем более — к серьезным обновлениям».
По словам политика, это очень хорошо видно на примере модернизации деревообработки, где «большинство денег даже не разворовано, они просто неэффективно использованы».
«Люди неспособны принимать управленческие решения, нужно сокращать роль государственного сектора и отдавать больше белорусам, доверять своему бизнесу, а не искать счастья с арабами или китайцами», — убежден Дмитриев.
На вопрос, что же делать с теми запасами, которые уже на складах, ответ замглавы «Говори правду» прост: «Когда вы не можете продать что-то по цене, по которой вы хотели, вы снижаете цену и если надо, продаете себе в убыток, потому что надо разгрузить склад».
«Но разгрузка склада без изменения подхода приведет к тому, что вы продадите за бесценок и загрузите склад снова… Проблема Лукашенко в том, что он пытается купить болеутоляющее и не ищет причины болезни», — говорит Дмитриев.
По его мнению, нужно также отдать дилерскую сеть в частные руки. «Неважно, сколько бизнес на этом заработает — пускай он распространяет белорусские товары, а государство не лезет в это. Торговля — это не государственное дело, частник быстрее ориентируется, он способен к сложным решениям», — считает политик.
Еще одним способом решить проблему загруженности складов Дмитриев назвал девальвацию: «Но если мы делаем только девальвацию и больше ничего не меняется, то ее достижения очень быстро сводятся к нулю».
Прокопович: у нас нет ни одного конкурентоспособного машиностроительного предприятия
ЛДП: мы поможем Мясниковичу
Активнее всех за дело разгрузки складов взялась именно Либерально-демократическая партия Беларуси, убежден заместитель ее председателя Олег Гайдукевич: «Мы отличаемся от остальной оппозиции тем, что они сказали, что делать, а мы уже делаем».
«Мы сейчас пишем письмо премьер-министру с предложением предоставить нам списки предприятий, где надо разгрузить склады, и мы готовы помочь разгрузить склады, пользуясь теми связями, которые у нас есть с региональными структурами партий, в том числе, ЛДПР и «Единая Россия» на территории Российской Федерации», — отметил политик.
По его словам, ЛДП готова вплотную заняться этим вопросом: «Во всем мире так делается: есть официальные каналы работы (правительство, руководители предприятий), а есть политические партии, через которые иногда легче договорится. В той же Европе или России за лидером политической партии зачастую стоят крупные компании, которым можно что-то продать».
«И второе — надо менять кадровый состав. Не справляются старые кадры, которые воспитаны еще советской школой. Есть и хорошие кадры среди них — нельзя всех под одну гребенку равнять, но многие не справляются. Мы предлагаем, в том числе, задействовать наш кадровый потенциал», — заявил Олег Гайдукевич.
По его словам, ЛДП не будет «как наши некоторые политические лидеры, ждать пока станет хуже». «Мы уже видим, что ситуация нехорошая в экономике, и хотим помогать. И будем помогать», — сказал Гайдукевич.
***
Сложно удержаться, чтобы не отметить тот энтузиазм и рвение, с которым белорусские оппозиционеры оказались готовы давать советы правительству по больным экономическим вопросам. Возможно, межпартийные дискуссии и споры именно на такие темы были бы интересны электорату чуть больше, чем бесконечные дебаты о бойкотах, единых кандидатах, демократических конгрессах и праймериз? Кто знает…