2009-й: год сбывшихся мечт. 21.by

2009-й: год сбывшихся мечт

18.01.2010 18:01 — Новости Hi-Tech |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

2009-й: год сбывшихся мечт Прошедший 2009-й год, несмотря на кризисы и ряд отдельных неприятных ИКТ-тенденций, можно назвать безусловно позитивным. После новогодней встряски, связанной с девальвацией, рынок достаточно быстро оправился и по итогам года выглядел гораздо бодрее других, менее технологичных и современных рынков.
 
Провайдеры повышали скорости, интернет дешевел, программистов опять стало не хватать… Давайте с вами вспомним основные тенденции прошедшего года и прикинем, чего ждать от 2010-го.

Три G

в 2009 году в Беларуси появилась первая 3G-сеть сотовой связи у life:), а два крупнейших игрока – МТС и velcom – получили за день до Нового года право на развертывание еще двух сетей. Многолетняя эпопея (первые тесты 3G у нас прошли еще в 2006 году) закончилась – даже удивительно.

Cтрого говоря, правильнее было бы называть сеть life:) первой 3G-сетью GSM-оператора (UMTS) – сеть с поддержкой технологии EV-DO, формально относящейся именно к стандартам третьего поколения, уже несколько лет эксплуатируется компанией «БелСел» (DIALLOG). Более того, в мае 2009-го оператор velcom начал продавать 3G-доступ на основе белселовской сети. Проблема с DIALLOG в том, что оператор остается нишевым, а технология EV-DO, мягко говоря, не сильно популярной. Оттого дорогое и недостаточно распространенное оборудование, а также ряд других подобных проблем. То ли дело популярнейшая в мире UMTS с надстройками HSPA!

life:), получивший благодаря щедрости материнской компании (80% акций ЗАО «БеСТ» ушли за 500+100 млн долларов) заметную фору – минимум в полгода-год – на запуск 3G, успешно выполнил свою миссию. Компания построила 3G-сеть и вложила серьезные средства в то, чтобы белорусы осознали реальность мобильного интернета на скорости в несколько Мбит/с, видеозвонков и других 3G-прелестей. Дальше будет только веселее: МТС и velcom развернут сети в первом квартале (как ожидает министр) или в первом полугодии (как считает автор-скептик) и тем самым дадут старт новой конкурентной гонке.

А это значит, что пользователей ждет рост качества и скорости мобильного интернета на фоне серьезного падения цен.

Налетай, подешевело

Вообще, в прошлом году интернет-доступ уже заметно упал в цене, 256-килобитный анлим от byfly стал дешевле втрое. Рост потребления трафика вызвал увеличение внешнего канала – его в 2009-м расширяли несколько раз, с 5,2 Гбит/с до 22 Гбит/с. При этом белорусов локальный контент (и даже бесплатный) пока интересует значительно меньше, чем российские торрент-трекеры.

Более 90% трафика уходит «в мир», поэтому Минсвязи считает приоритетным развитие национального контента. Правда, как именно его планируется развивать, пока до конца не ясно.

Несмотря на постоянные стенания пользователей («А в Москве!..», «А в Польше!..», «А в Южной Корее!»), провайдеры стабильно снижали цены (или повышали скорости без изменения цены), за счет чего росла абонентская база – на конец года к широкополосным радостям сетевой жизни приобщилось более полумиллиона белорусов. Из них минимум десятая часть – по мобильным каналам.

Единственное, чего в 2009 году пользователи не дождались, – это демонополизации на рынке доступа к
международным интернет-каналам. Но, судя по акционированию «Белтелекома» и ряду других косвенных признаков, демонополизация произойдет скорее рано, чем поздно.

Импортозамещение

Еще один любопытный тренд года – импортозамещение. В меньших масштабах с ним сталкивались и раньше, но наступивший кризис придал делу куда как более серьезный размах.

Импортозамещение чаще всего сводится к выпуску продуктов, идентичных (за исключением маркировки, инструкции и других неключевых аспектов) зарубежным образцам. Например, ADSL-модемы «Промсвязь» замещают (в основном для пользователей «Белтелекома») продукцию ZTE, а мониторы «Интеграл» на госпредприятиях – продукты Philips и Acer. Впрочем, это далеко не единственные примеры. И они совершенно закономерны: рынок ответил предложением на искусственно созданный спрос на «высокотехнологичные товары белорусского производства».

Это явление (как, впрочем, и любое другое) можно рассматривать двояко. С одной стороны, белорусские
пользователи получают патриотичную возможность познакомиться с отечественными же торговыми марками, а владельцы этих торговых марок имеют возможность занять своих сотрудников на производстве (пусть даже «сборочном»). В идеале у нас есть реальная возможность получить и перенять чужой опыт, чужие технологии. С другой стороны, зачастую эта отличная идея нередко сводится даже не к механическому копированию зарубежных изделий, а к банальной перемаркировке продуктов, пусть даже с некоторыми приятными для потребителя бонусами (локализованной инструкцией и драйверами). Выходит, что пользователи получают продукцию не от прямого поставщика, а от местного «локализатора». Лишнее звено в цепи поставки, разумеется, не делает товар дешевле. При этом валюты на «производство» импортозамещающих продуктов расходуется, по сути, сопоставимое количество. Сопоставимое с прямыми закупками за рубежом.

Импортозамещение имеет смысл, когда выделяются силы и средства на создание продуктов надлежащего качества местными специалистами. А совершенствование «сборочного производства» в его нынешнем белорусском понимании (ну не можем мы соревноваться в цене с Китаем!) и «перемаркировочных инициатив» имеет в перспективе весьма сомнительный экономический эффект.

Экспортоориентированность

Кроме «импортозамещения» в 2009 году было модно говорить об «экспортоориентированности» производств. То есть о готовности и/или возможности успешно продавать свою продукцию за рубеж. Часто готовность бежала впереди возможности по причине, связанной с интернетом: у компании банально не было представительства в Сети (или было, но такое, что лучше б не было).

В середине года президент поручил экспортерам и отраслевым ведомствам «самым тщательным образом» заняться созданием «лица экспортера в интернете». В студии веб-разработки рекой полились заказы. Не всегда денежные, но полились. Сайты стали улучшаться и обновляться.

Но кроме «лица» экспортера не менее важны другие его «части тела». Встречают по сайту-одежке, а провожают по оперативности реагирования на запросы через интернет, хорошей сбытовой сети, качеству и цене товаров, в конце концов!

Государство в лице президента и многих высокопоставленных чиновников, похоже, начинает осознавать сю важность высоких технологий в деле борьбы с отрицательным внешнеторговым сальдо. Главное, чтобы разумные эманации «сверху» не затухали «на местах».

Парк, парк, парк!

Белорусский Парк высоких технологий (ПВТ) наконец-то достроил административно-офисное здание на ул. Купревича и готовится к дальнейшему расширению: в планах – начать строительство нового офисного здания, а также развернуть филиал в Гродно. Ранее заявлялось, что в этом году ПВТ должен быть уже «построен полностью».

Удастся ли это реализовать с кризисом на дворе – вопрос. Если же оторваться от девелоперских вопросов (в смысле строительства инфраструктуры) и перейти к вопросам девелоперским (в смысле разработки программного обеспечения – основной доходной статьи большинства резидентов Парка), то можно увидеть, что в 2009 году все было хорошо. Объем производства ПО в ПВТ в 2009 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 50% и достиг 390 млрд рублей. Резиденты Парка, коих уже 80, обеспечивают стабильный и увеличивающийся приток валюты в страну.

В абсолютных величинах цифры, конечно, еще не столь внушительны, но динамика, безусловно, радует. Кроме разработки современного продукта, льготный режим ПВТ и деятельность компаний-резидентов препятствуют «утечке мозгов», а также способствуют развитию местного ИКТ-сектора.

Регулирование

Год был богат на указы, законы и законопроекты, всячески регулировавшие (и регулирующие) сферу информационно-коммуникационных технологий. Опять же трудно однозначно сказать, в какую сторону эти регуляторные действия «качнули» отрасль.

Интернет-торговлю, наконец, полностью «амнистировали» и приравняли к «торговле по образцам» – отлично! Правда, по-прежнему ее в Беларуси трудно назвать полностью цивилизованной – плохо.

Приняты законы об информации и информатизации, об электронном документе и цифровой подписи – здорово! Правда, эти документы пока не особенно работают – плохо. Сняли неприятное ограничение на строительство провайдерами Ethernet-сетей в Минске – великолепно! Правда, операторы до сих пор не смогли получить разрешений на их строительство – плохо…

Инициатив было еще больше: хотели, например, сделать хостинг лицензируемым. Или ограничить развитие сотовой связи новым проектом санитарных норм. Или сблизить Беларусь с Китаем в плане госконтроля над интернетом – благо пока все эти спорные решения не приняты.

Но по-прежнему висит дамокловым мечом над дешевыми (и крадеными, кстати) мобильниками проект указа о регулировании оборота мобильных телефонов в стране…

Хотелось бы, чтобы государство более взвешенно подходило к регулированию самого кризисоустойчивого (пока!) сектора экономики – ведь потенциальных инвесторов и бизнесменов легко отпугнуть одним неловким решением, а на восстановление хорошего имиджа могут уйти годы и даже десятилетия.

Чего ждать?

В 2010-м интернет-доступ (мобильный и фиксированный) будет стремительно дешеветь, а скорости – расти. Между тем от усиления присутствия в Сети государства, похоже, никуда не деться. Главное, чтобы это присутствие было мудрым и взвешенным.

Сеть продолжит проникать в наши жизни и, надеемся, делать их лучше.

Две тысячи девятый был интересным и во многом позитивным для ИКТ-сферы в Беларуси годом.

Хочется верить (как бы это ни было наивно), что 2010-й будет еще лучше. Будем оптимистами! С наступившим!

Николай ЩЕТЬКО

 
 
Теги: знакомства, Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Прошедший 2009-й год, несмотря на кризисы и ряд отдельных неприятных ИКТ-тенденций, можно назвать безусловно позитивным. После новогодней встряски, связанной с девальвацией, рынок достаточно быстро оправился и по итогам года выглядел гораздо бодрее других, менее технологичных и современных рынков.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Hi-Tech)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика