Ближневосточное зеркало. 21.by

Ближневосточное зеркало

26.04.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сирия и Бахрейн как олицетворение двойных стандартов мирового сообщества.

Совет безопасности ООН последовательно принял две резолюции по Сирии. Обе приняты единогласно.

В соответствии с первой из них в Сирию направлялось 30 международных наблюдателей. Однако генсек ООН Пан Ги Мун практически сразу предложил увеличить это количество в 10 раз – предложение также было принято Совбезом. Наблюдатели направляются в Сирию сроком на 90 дней. В их числе будет четыре российских офицера.

Текст второй резолюции стал «синтезом» российского и европейского проектов. Помимо отправки наблюдателей она предусматривает полное прекращение огня, а также выполнение условий плана мирного урегулирования, предложенного спецпосланником ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннаном. В тексте документа содержится требование к сирийским властям обеспечить наблюдателям свободу передвижения по стране, а также осуществить техническую и транспортную поддержку миссии. Помимо этого, проект резолюции призывает обе стороны сирийского конфликта гарантировать безопасность наблюдателей.

Две резолюции можно считать безусловной победой российской дипломатии. Она добилась от ООН сбалансированного подхода к сирийской проблеме. До этого коалиция западных стран и арабских монархий демонстрировала подход крайне односторонний: вся вина за сирийское кровопролитие возлагалась исключительно на режим Асада, а любые действия оппозиции, включая откровенный терроризм, полностью оправдывались. На этом фоне Москва выглядела «защитником кровавого тирана», хотя российские представители неоднократно заявляли, что отнюдь не защищают Асада. Москва защищала и будет защищать определенные принципы международных отношений. Во-первых, это отказ от силового вмешательства во внутренние дела государств. Во-вторых, это решение внутригосударственных конфликтов мирным переговорным путем. Россия поддерживала и поддерживает требование к сирийским правительственным войскам о прекращении огня. Только в отличие от Запада и арабских монархий она требует того же и от боевиков оппозиции. Теперь можно считать, что этот подход официально признан мировым сообществом. Резолюции Совбеза требуют прекращения огня от обеих сторон, а не только от правительственных сил.

Разумеется, резолюции и присутствие в Сирии наблюдателей отнюдь не гарантируют прекращение конфликта в этой стране, фактически уже переросшего в гражданскую войну. Позиции сторон остаются непримиримыми. Кроме собственно боевых действий они ведут друг против друга информационную войну, обвиняя противников во всех возможных преступлениях. Наблюдатели ООН должны попытаться хотя бы отчасти представить объективную картину происходящего. Впрочем, если для воюющих сторон эта картина окажется неудобной, сложно предположить, что они «покаются в грехах». Скорее, они постараются тем или иным способом избавиться от наблюдателей. Тем не менее их отправка в Сирию стала первым реальным шагом к разрешению конфликта в этой стране за все 13 месяцев, что он продолжается.

Между тем резко обострилась обстановка в другой ближневосточной стране – Бахрейне. Здесь начались массовые народные антиправительственные выступления, приуроченные к проведению в стране автогонок «Формула-1». Благодаря этому выступающие надеются привлечь внимание к протестам со стороны мирового сообщества.

Ситуация в Бахрейне, по сути, является зеркальным отражением сирийской. В Сирии сунниты, составляющие почти 80% населения, выступают против многолетней власти алавитов (направление в исламе, близкое к шиизму), составляющих немногим более 10% населения. В Бахрейне шииты, коих здесь до 75%, выступают против безраздельной власти суннитов. И вот здесь ярко проявляется двойной стандарт в подходах Запада и арабских монархий к ближневосточным событиям. С одной стороны, они полностью поддерживают выступления сирийцев против Асада, объявляя сирийского президента диктатором, утратившим легитимность. С другой стороны, в ходе предыдущей волны выступлений оппозиции в Бахрейне (в начале 2011 г.) они были жестоко подавлены местными силами безопасности при поддержке ВС и Национальной гвардии Саудовской Аравии и ОАЭ при полном непротивлении Запада. Сейчас история повторяется. Запад отнюдь не выступает на защиту угнетенных жителей Бахрейна. Премьер-министр Великобритании Кэмерон, правда, призвал власти королевства обеспечить гражданам право на мирный протест, но тут же поспешил заметить, что «Бахрейн – это не Сирия». К сожалению, никто не спросил британского премьера, в чем же сущностные отличия? Ведь в Бахрейне так же, как и в Сирии, имеет место жесткая диктатура, только в форме монархии, а не республики. Сирийский режим, безусловно, очень далек от демократических стандартов, но режим Бахрейна к ним ничуть не ближе.

По мнению большинства западных и арабских лидеров, бахрейнские протесты инспирируются Тегераном. Возможно, это так (по крайней мере, отчасти). Но ничуть не менее справедливо было бы сказать, что сирийские протесты, как минимум, отчасти инспирируются Анкарой, Эр-Риядом и Дохой, а, возможно, также Парижем и Лондоном.

Увы, столь откровенный двойной стандарт очень сильно мешает урегулированию конфликтов, наоборот, лишь усугубляет их.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сирия и Бахрейн как олицетворение двойных стандартов мирового сообщества.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика