За последние 10 лет ситуация на рынке труда развернулась ровно на 180 градусов! Если в 2001 году в Минске на одну вакансию было двое безработных, то нынче на каждого соискателя — 8,5 предложения. Уже сегодня тех, кто выходит на пенсию, существенно больше, чем молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Кадровый голод обостряется. А с ним и конкуренция за специалистов. Правда, речь об охоте скорее не за «белыми воротничками» — светлыми головами, а за умелыми руками. 75 процентов вакансий — для рабочих.
Перевернутая пирамида
Производство сегодня сильно отличается от реалий 30–летней давности. Большинство процессов автоматизировано, в цехах — новейшее оборудование, станки с программным управлением. Постоянно требуются рабочие со специальными техническими знаниями. Зарплаты предлагают отнюдь не среднестатистические, что и заставляет всерьез задуматься специалистов с высшим (а то и двумя!) образованием: не переквалифицироваться ли в сварщика или монтажника сантехоборудования?
Но вот выпускники школ по–прежнему обходят рабочие специальности стороной. Об этом красноречиво свидетельствуют итоги вступительных кампаний. Перекос в сторону высшего образования начал формироваться еще в середине 1990–х, с появлением частных вузов и платного обучения. С тех пор план приема в вузы рос каждый год, а в профлицеи и колледжи, наоборот, уменьшался. В 2001 году приняли в профтехучилища 61 тысячу выпускников школ, а нынче не набрали и 35 тысяч. Причем каждый шестой выпускник ПТУ, по статистике, сразу же штурмует высшую ступеньку... Образовательная пирамида перевернулась. В ее основании оказалось высшее образование, причем в большей степени гуманитарное. Правда, не все доходят до заветного диплома: каждый год отчисляется от 15 до 17 тысяч человек. Одним не по силам гранит науки, другим — цена не по карману. Так или иначе, время потеряно. «Возможно, прием на уровень профтехобразования нужно вести круглогодично и выпускать специалистов в течение года, — предлагает заслуженный учитель Беларуси, один из разработчиков Кодекса об образовании Владимир Зданович. — Вряд ли стоит полагаться лишь на учителей в профориентации школьников: они не смогут переломить мнения родителей, что быть безработным юристом куда престижнее, нежели востребованным механиком или поваром».
В программе инновационного развития поставлена задача — иметь 40 процентов инновационно активных предприятий. А как решить ее без кадров? По программе промышленного развития в ближайшие три года планируется создать 200 тысяч новых рабочих мест. Активно обсуждается создание Белорусско–Китайского индустриального парка, где тоже потребуются люди. И нанимателям уже сегодня предлагают готовиться к прогнозируемому через 3 — 5 лет кадровому провалу, создавая себе стратегический запас. А если в борьбу за работников включатся и иностранные компании? Не секрет, что и сейчас отток кадров — объективная реальность. Причем львиную долю трудовых мигрантов составляют как раз представители рабочих специальностей. Основное направление — Россия.
Кадры для инициативных
По оценкам экспертов, есть два пути для принципиального решения вопроса. Либо целевая подготовка школьников, либо обучение и переобучение безработных «под заказ» нанимателей (скажем, на водителей троллейбусов, трамваев, операторов связи, строителей) при содействии службы занятости. Однако оба варианта на практике реализуются с трудом.
В вузах сотрудничество с работодателями отчасти налажено. Например, IT–компании отбирают и ведут студентов с начала обучения к вполне определенному месту работы. Да и на МАЗ в этом году приняли 150 выпускников, подготовкой которых завод занимался последние полтора года: каждый из молодых специалистов точно знал, на какую должность придет, где будет трудиться и за какие деньги. Есть примеры, когда работодатели даже стипендии доплачивают учащимся профколледжей! Но в большинстве своем наниматели заинтересованность проявляют лишь незадолго до распределения. Сегодня даже единый банк вакансий не отражает реальной ситуации на рынке труда, так как в службу занятости сообщают, оказывается, далеко не обо всех вакантных местах. Нынче это одно из самых распространенных нарушений трудового законодательства! Что уж говорить о долгосрочном прогнозе...
В итоге затрачиваются время и средства на профподготовку (а это дорогое удовольствие, потому что обучать надо на современном оборудовании), а когда выпускник приходит, работодатели разводят руками: мол, кого ж вы нам направили, мы еще должны переучивать. При значительной разнице в финансировании профессионального и среднего специального образования 80 процентов выпускников ссузов (например, по Могилевской области) идут... на рабочие специальности. Спрашивается: зачем было столько учить? Сроки обучения, в принципе, по многим специальностям неоправданно завышены. По мнению самих же работодателей, в частности, не нужно полгода учить будущего контролера–кассира, ведь ему на помощь пришло электронное обслуживание...
Увы, пока между рынком труда и сферой образования усиливается диссонанс. Предложение, обсуждавшееся на заседании Совмина, — третью смену на заводе отдать учащимся профлицеев, которые потом придут и будут работать на автоматических линиях, — не нашло поддержки у промышленников: мол, слишком большая ответственность. В то же время ресурсные центры не решат всецело проблему качества подготовки. Если предприятие заинтересовано в закупке современной техники, то для системы образования — это роскошь. Завис вопрос и с созданием открытой системы присвоения квалификаций, при которой работодатели формулировали бы свои требования к выпускнику. По мнению ректора РИПО Аркадия Шкляра, это должна быть независимая аттестация, как ЦТ. Тогда как сегодня выпускной экзамен принимает комиссия учебного заведения, и фактически только в теории, а не на практике выпускнику присваивается рабочая квалификация.
Согласья нет
Да, дефицит рабочих кадров имеется в большинстве стран. Но, например, в Германии более половины детей проходят через профобразование. И немецкая система дуального образования во многом является образцом. Смысл в том, что учащиеся осваивают избранную профессию сразу в двух местах — один–два дня в неделю в училище, остальное время — на предприятии. Потом экзамен, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово–промышленных палат. Для предприятия — это возможность отобрать лучших, для училища — работа на репутацию, а для молодежи — отличный шанс рано приобрести самостоятельность, в том числе и финансовую, ведь уже во время обучения начинают платить за труд. А у нас пока работодатели и учреждения образования, как лебедь, рак и щука: делают одно дело, но согласья между ними нет.
Во все времена успешность человека определял не столько уровень образования, сколько уровень мастерства. Не корочка диплома, а реальные профессиональные навыки. Вот и сейчас рынок труда сфокусирован на поиске именно квалифицированных рабочих. Как результат, на одного безработного фрезеровщика приходятся десятки невостребованных юристов, экономистов, психологов, дизайнеров, маркетологов, культурологов и бухгалтеров...
ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ
Владимир Зданович, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу:
— Если уж образование отнесено к сфере услуг, то и подходы в ней должны быть такие, как, к примеру, в банковской сфере. Там, если денег в обращении мало, то начинается их эмиссия, много — изъятие из обращения. Сегодня рынок перенасыщен вузовскими дипломами, нужно сокращать «эмиссию», иначе может наступить кадровый кризис, способный нанести серьезный удар по национальной экономике.
Аркадий Шкляр, ректор РИПО:
— До сих пор система образования трансформировалась только внутри самой себя. Менялись часы, стандарты без всякой взаимосвязи с работодателями. Квалификационные требования к работникам нигде не прописаны, а их должны выставлять заказчики кадров, а не система образования! В Украине, России, в европейских странах при правительстве создана неадминистративная структура, куда входят заместители министров всех отраслей экономики. Они устанавливают критерии оценки профессионального уровня и квалификации специалистов, делают заказы Министерству образования.
Лариса Каткова, начальник отдела профобучения и профориентации комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:
— Комитет имеет возможность компенсировать нанимателям затраты за обучение их работников, если они впервые трудоустраиваются или безработные. Для этого готовится пакет документов не позднее чем через месяц с момента окончания обучения. За 9 месяцев мы компенсировали нанимателям затраты за 40 работников. Сотрудничаем с различными предприятиями — такими как «Амкодор», МАЗ, МТЗ, завод отопительного оборудования, «Белпочта» и другие.