Внимание: общественное обсуждение строительства автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска». 21.by

Внимание: общественное обсуждение строительства автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска»

12.03.2013 18:20 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

РЕЗЮМЕ НЕТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

отчета об оценке воздействия на окружающую среду

строительства автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска»

 

Основные понятия, термины и определения:

Биота – исторически сложившаяся совокупность живых организмов, обитающая на какой-либо крупной территории. Биота не подразумевает экологических связей между видами.

Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов.

Вредное воздействие на окружающую среду – любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают вредное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, поступление которых в окружающую среду вызывает ее загрязнение.

Изменения окружающей среды – обратимые или необратимые перемены в состоянии окружающей среды, которые могут произойти в результате воздействия на нее при реализации планируемой деятельности.

Кларк – среднее содержание химических элементов в определенной геохимической или геологической системе.

Класс опасности – градация химических веществ по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Мониторинг окружающей среды – система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Планируемая хозяйственная и иная деятельность – деятельность по строительству, реконструкции объектов, их эксплуатация, другая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду.

Экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Принятые сокращения:

ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду;

ПДК – предельно допустимая концентрация;

ОДК – ориентировочная допустимая концентрация;

ОБУВ – ориентировочно безопасный уровень воздействия;

 

1. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

Планируемое строительство автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» предусматривает проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона «О государственной экологической экспертизе» №54-З от 09.11.2009 г. (в ред. от 14.07.2011 г.).

В соответствии со статьей 7-1 «Положения о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду» (утв. пост. Совмина РБ №755) оценка воздействия проводится для объекта в целом, не допускается проведение оценки воздействия для отдельных выделяемых в проектной документации по объекту этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов.

Оценка воздействия на окружающую среду позволяет определить исходное состояние окружающей среды, степень антропогенного воздействия, а также ближайшие и отдаленные последствия влияния потенциальных загрязнений на природные комплексы при реализации планируемой деятельности.

Порядок и процедура проведения оценки воздействия на окружающую среду, требования к материалам и содержанию отчета о результатах проведения оценки установлены в «Положении о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду», утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №755 от 19 мая 2010 г.

Согласно положениям Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, подписанной в г.Орхус 25 июня 1998 года, в рамках проведения ОВОС обязательным является обсуждение отчета об ОВОС с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений.

Предлагаемый проект, согласно Закону Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» №54-3 от 09.11.2009 г. (в ред. от 14.07.2011 г.) подлежит рассмотрению Государственной экологической экспертизой.

 

2. Краткая характеристика планируемой деятельности и места размещения объекта. Альтернативные варианты размещения объекта

Из анализа существующей дорожной сети Витебского транспортного узла следует, что только часть транзитного автотранспорта, следующего по автомобильной дороге М-8/Е95 с восточной стороны и примыкающим к ней с востока дороги Р-21 и Р-112, а также местная автомобильная дорога Н-2300 Витебск-Руба, соединяющая М-8/Е95 и Р-115 с северной стороны, не заходит в город Витебск, со всех остальных направлений транзитный транспорт проходит через город, преимущественно через центр по Московскому проспекту, Бешенковичскому шоссе, улицам ген. Белобородова, Зеленогурской, Черняховского, Герцена, акад. Павлова, М. Горького, 1-ой Пролетарской, 14-ой Полоцкой, Титова, Сенненской, П.Бровки, Ленина, Урицкого, Коммунистической, Смоленской, Гагарина, Буденного, Космонавтов, Ленинградской, что обусловлено наличием мостов через реки Западную Двину и Лучесу, сосредоточенных в центре города. В часы «пик» пропускная способность улиц на подходах к мостам недостаточна для пропуска транспортных потоков, скорость движения снижается до 20-30 км/час, на отдельных участках возникают транспортные «пробки».

К настоящему времени введен в эксплуатацию Юго-Западный обход города, который соединил автомобильные дороги Р-20 (Витебск-Полоцк-граница Латвийской Республики), М-3 (Минск-Витебск), Р-25 (Витебск-Сенно-Толочин) и Р-87 (Витебск-Орша).

Для полного обхода г.Витебска по типу кольцевой дороги необходимо соединить транспортные развязки на дорогах Р-20 и М-8/Е95 путем строительства обходной дороги с северо-западной стороны г.Витебска.

Данным проектом предусмотрено строительство участка обходной дороги вокруг г.Витебска от автомобильной дороги М-8/Е-95 граница Российской Федерации (Езерище)-Витебск-Гомель-граница Украины (Новая Гута) до автомобильной дороги Р-20 Витебск-Полоцк-граница Латвийской Республики (Григоровщина).

При выборе оптимального прохождения автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» учитывалась существующая сеть автомобильных дорог, их состояние, интенсивность движения, существующая жилая застройка, природоохранные территории и другие факторы. К рассмотрению были приняты 3 варианта прохождения трассы.

Направление трассы автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» принято по варианту 2Г.

Трасса дороги по варианту 2Г начинается на путепроводе транспортной развязки на автомобильной дороге Р-20 Витебск-Полоцк-гр.Латвийской Республики (Григоровщина) отмыкания Юго-Западного обхода Витебска и проходит на удалении 9-10 км от центра города за пределами (относительно г.Витебск) населенных пунктов Кировская, Бителево, Сайково, Васьковичи, Прокуды, Дейки. Южнее п. Лужесно трасса проходит между дачными массивами и далее южнее ж.д. станции Лужесно, пересекает Р-115 Витебск-Городок (до автомобильной дороги М-8) и в районе отмыкания местной автомобильной дороги Н-2322 Лужесно-Дутчино выходит на существующую местную автомобильную дорогу III категории Н-2300 Витебск-Руба.

По предлагаемому варианту, на протяжении 10,6 км трассу дороги предложено проложить по новому направлению, а на протяжении 14,85 км параметры существующей дороги Н-2300 – довести до параметров II технической категории.

Проектом также предусмотрен капитальный ремонт среднего моста через реку Лужеснянка и строительство большого моста через реку Западная Двина, двух путепроводов на пересечении с автомобильной дорогой Р-115 Витебск-Городок (до автомобильной дороги М-8) и с железной дорогой Витебск-Городок.

Строительная длина дороги по варианту 2Г – 25,45 км.

Строительство автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» позволит убрать с улиц города Витебска транзит, а также перераспределить внутригородское транспортное движение. Это позволит разгрузить центральные улицы, улучшить работу общественного транспорта, повысить рентабельность работы организаций и условия жизни населения. Улучшение условий проезда автомобильного транспорта приведет к уменьшению уровня загрязнения атмосферного воздуха, почвы и растительности, что будет способствовать улучшению экологической ситуации в городе.

3. Краткая оценка существующего состояния окружающей среды, социально-экономических условий

3.1 Природные условия и ресурсы региона планируемой деятельности

Проектируемая автомобильная дорога «Северо-Западный обход г.Витебска» расположена в Витебском районе Витебской области.

Территория предполагаемого строительства относится, как и весь район, к зоне с умеренно-континентальным с преобладающим влиянием морских воздушных масс, переносимых циклонами с Атлантического океана, климатом.

Наиболее холодный месяц – январь со средней месячной температурой воздуха минус 8ºС. Наиболее теплый месяц – июль со средней месячной температурой плюс 17ºС. Сумма градусо-дней мороза 614-808. Среднегодовая температура +4,4 – 5,3°С. Переход средней суточной температуры воздуха +5ºС весной происходит 16-18 апреля, через +10ºС – 4-6 мая. Первые осенние заморозки наблюдаются 30 сентября, последние – 15 мая.

Среднегодовая сумма атмосферных осадков 600-650 мм, две трети из них приходятся на апрель-май.

Преобладающим направлением ветра в зимний период является южное, в летний – западное.

В геоморфологическом отношении район строительства автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» находится в области Белорусского Поозерья, в пределах Суражской равнины и Витебской краевой ледниковой возвышенности.

Согласно гидрологическому районированию Республики Беларусь, регион строительства автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» относится к I-Западнодвинскому гидрологическому району (подрайон б), бассейну реки Западная Двина.

Проектируемый участок на своем протяжении пересекает долины рек Западная Двина, Лужеснянка и Ужница.

Согласно почвенно-географическому районированию, почвы района строительства автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» относятся к Сенненско-Россонско-Городокскому агропочвенному району Северо-Западного почвенно-климатического округа Северной (Прибалтийской) провинции.

Основными почвообразующими породами территории строительства автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» являются моренные суглинки.

В районе реализации планируемой хозяйственной деятельности широкое распространение получили полугидроморфные дерново-подзолистые слабоглееватые почвы, развивающиеся на моренных и водно-ледниковых суглинках.

Растительность изучаемой территории относится к Гомельско-Приднепровскому району Полесско-Приднепровской геоботанической округи подзоны широколиственно-сосновых лесов. Растительность территории, пересекаемой проектируемым участком, представлена лесным, луговым, болотным, водным, сегетальным, селитебным и рудеральным типами.

Особо охраняемые природные территории (заказники) в зоне строительства автомобильной дороги согласно полученным заключениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства лесного хозяйства отсутствуют.

В 200-метровой зоне вдоль автодороги «Северо-Западный обход г.Витебска» проанализированы следующие типы растительности: лесная, болотная, луговая, водная, сегетальная, селитебная и сорно-рудеральная. Доминирующим типом растительности в районе автодороги является лесная.

При полевом флористическом обследовании основное внимание обращалось на редкие и охраняемые виды растений и особо ценные растительные сообщества, произрастающие в зоне будущего производства дорожно-строительных работ. В районе строительства дороги выявлена и описана популяция 1 вида растений (Купальницы европейской Trollius europaeus), включенного в Красную книгу Республики Беларусь и подлежащего строгой охране. В обязательном порядке для сохранения местопроизрастания популяции вида растения, занесенного в Красную книгу Республики Беларусь и подлежащего строгой охране (купальницы европейской) на ПК183+00 – ПК189+00 дорога должна расширяться только с левой стороны.

В районе строительства автодороги выявлены и описаны 7 популяций 4 видов растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, нуждающихся в профилактической охране (Колокольчик персиколистный Campanula persicifolia; Печеночница благородная Hepatica nobilis; Наперстянка крупноцветковая Digitalis grandiflora; Первоцвет весенний Primula veris). Виды произрастают вне зоны, входящей в проект дорожно-строительных работ. Уничтожение отдельных особей в ходе дорожного строительства не вызовет гибели произрастающих популяций, поскольку большая их часть сохранится вне зоны строительства, а экологические условия произрастания нарушены не будут. Специальных требований в отношении вида нет.

Из особо ценных растительных сообществ в 200-метровой зоне вдоль проектируемой автодороги описаны:

– полидоминантные плакорные дубравы с комплексом редких и охраняемых видов растений и животных;

– редкие для территории Беларуси в целом сообщества с доминированием клена;

– редкие для территории высоковозрастные, разновозрастные коренные сообщества сосновых лесов на верховых болотах;

– вековые широколиственные деревья выдающихся размеров с диаметром ствола около 1 м;

– редкие для территории луговые и лугово-болотные сообщества.

В большинстве своем названные сообщества на территории вдоль проектируемой автодороги слишком локализованы, нетипичны и имеют ограниченные эдафические и конкурентные возможности для своего распространения. В лучшем состоянии и на значительно больших площадях эти сообщества размещены на удалении от дороги и не пострадают при ее строительстве.

Следует также отметить, что в настоящее время практически на всем протяжении исследованных участков наблюдается массовое распространение агрессивного инвазионного вида растений – борщевика Сосновского, который активно осваивает пустошные земли и нарушенные участки лесных земель. При строительстве автодороги следует учитывать данный фактор и для избегания негативного последующего распространения этого инвазионного вида растений следует регулярно (несколько раз за лето) подкашивать обочины шоссе и создать по откосам и в полосе отчуждения шоссе газон из крупнозлаковых культур (ежи обыкновенной, овсяницы обыкновенной), которые являются серьезными конкурентами борщевика и при наличии плотной злаковой дернины способны вытеснять данный вид.

Животный мир обследованного объекта относительно тривиален, включает типичные широкораспространенные виды. Выявлено 5 видов животных (4 – птиц и 1 – земноводных) внесенных в Красную книгу Беларуси, из которых только для 1 местообитания выявлены угрозы со стороны строительства автодорожного обхода.

Подверженная длительной и интенсивной антропогенной нагрузке территория характеризуется малоценными сообществами с низким видовым богатством. Мезофауна представлена широко распространенными видами характерными не только для района, но и для территории всей страны. Охраняемых видов в результате исследований не выявлено. Поэтому строительство автомобильной дороги «Северо-Западный обход г. Витебска» не окажет существенного негативного влияния на фауну наземных беспозвоночных.

Ихтиофауна реки Западная Двина на территории Беларуси включает в себя 33 вида рыб. Однако, на участке реки Западная Двина в районе проведения строительных работ (Витебский район) обитает только 24 вида рыб, причем четвертую часть состава ихтиофауны (25 %) занимают реофильные виды, остальную часть – общепресноводные виды.

При проведении работ по строительству моста через реку Западная Двина неблагоприятное воздействие на реку проявится как в разрушении и заиливании участков русла водотока и его прибрежных мелководий, используемых рыбой в период нереста, так и возникновении зоны (облака) с повышенной мутностью воды.

Фауна земноводных и пресмыкающихся характеризуется высокой степенью тривиальности. Вдоль проектируемой автодороги отмечается 8 видов земноводных и 5 видов пресмыкающихся. Их низкая плотность (до 50 экз/га) свидетельсвует о низкой емкости угодий, а также об высокой рассредоточенных в пространстве мест размножения земноводных с нестабильной динамикой.

Выявлено 3 местообитания охраняемого вида Гребенчатого тритона (Triturus cristatus) и 2 миграционного коридора земноводных с высокой пространственной рассредоточенностью и низкой интенсивностью хода мигрантов. В связи с чем предлагается минимальное обустройство миграционных коридоров (2 коридора) и создание новых (альтернативных) мест земноводных (1 место размножения). Необходимость создания нового (альтернативного) места размножения требуется определить после выноса оси дороги в натуру при участии специалиста ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам».

Вдоль проектируемой автодороги на территории 200 метровой полосы зарегистрировано 59 видов птиц из 10 отрядов. Преобладают виды птиц, относящихся к лесному и древесно-кустарниковому экологическим комплексам. В целом, отмеченные виды птиц характерны для лесов Беларуси и плотности их колеблются в средних пределах. Видов птиц, которые негативно реагируют на антропогенное воздействие, не зафиксировано. Отмечено 4 вида птиц, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь: коростель Crex crex, турухтан Philomachus pugnax, большой веретенник Limosa limosa и сизая чайка Larus canus. Строительство автомобильной дороги не окажет значимого влияния на пребывание этих видов в данном регионе.

Расширение и улучшение дорожного полотна, а также строительство новых участков автомобильной дороги вокруг г.Витебск не будет оказывать существенного влияния на орнитофауну прилегающей к дороге территории.

Исследование млекопитающих с точки зрения безопасности дорожного движения и сохранения видов внесенных в Красную книгу показали отсутствие обоих компонент для обследованной территории.

3.2 Существующий уровень антропогенного воздействия на окружающую среду в регионе планируемой деятельности

Существующий уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивается значениями фоновых концентраций загрязняющих веществ района, характеризующими загрязнение атмосферы, создаваемое существующими источникам выбросов действующих промышленных объектов, движением автотранспорта на данной территории и другими факторами.

Согласно полученной информации ГУ «Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды», значения фоновых концентраций основных контролируемых веществ ниже максимально допустимых значений, существующие уровни загрязнения атмосферного воздуха не представляют угрозы для здоровья населения.

Для оценки степени существующего загрязнения почвенного покрова и определения степени техногенных нагрузок на почвы в ходе реализации планируемой хозяйственной деятельности, использовали фоновое содержание, предельно допустимую концентрацию (ПДК) либо ориентировочно допустимую концентрацию (ОДК) определяемых химических элементов в почве и их кларк для Республики Беларусь. Содержание техногенных токсикантов в почвенном покрове не превышает допустимых концентраций.

Существующий уровень загрязнения поверхностных вод в районе строительства автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» определен по данным Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС).

В среднем содержание большинства тяжелых металлов и стойких органических загрязнителей поверхностных вод зафиксировано в концентрациях, не превышающих нормативы природоохранного законодательства.

Экологический статус р.Западная Двина стабилен и характеризуется II-III классами качества воды («чистые», «умеренно загрязненные»).

3.3 Социально-экономические условия

Современный Витебск – это индустриальный центр с высокоразвитой промышленностью, наукой и культурой. Численность населения – 361,8 тыс. человек, занято в экономике более 173 тысяч человек.

Промышленный потенциал города насчитывает около 600 субъектов хозяйствования, основных (крупных) предприятий – 81, в т.ч. 39 из них находится в республиканской собственности, 19 – в коммунальной собственности, 23 – в собственности негосударственных юридических лиц, на которых работает около 40 тыс. человек.

Доминирующее положение в структуре промышленного комплекса занимают предприятия обрабатывающей промышленности

Так же в Витебском районе действуют 23 сельскохозяйственных предприятий и 55 крестьянско-фермерских хозяйств.

Проектируемая автомобильная дорога «Северо-Западный обход г.Витебска», общим протяжением 25,45 км, будет проходить на удалении 9-10 км от центра города за пределами (относительно г.Витебск) населенных пунктов Кировская, Бителево, Сайково, Васьковичи, Прокуды, Дейки. Южнее п. Лужесно трасса проложена между дачными массивами.

Планируемая к строительству автодорога от км 0 до км 10,6 с максимально желаемой плавностью позволяет обойти существующую жилую и производственную застройку и обеспечить оптимальные транзитные связи между выходами из г.Витебска без неоправданных перепробегов.

Необходимо отметить, что часть проектируемого обхода от км 10,6 до км 23,5 проходит по существующей дороге Н-2300 Витебск-Руба и соединит Юго-Западный обход г.Витебска с автомобильной дорогой М-8. Проектом предусмотрено параметры существующей дороги Н-2300 на протяжении 14,85 км довести до параметров II технической категории.

Также проектом предусмотрена реконструкция участка а.д. М-8, км 69,573-км 71,423 со строительством моста через р.Западная Двина в поселке Руба на левой полосе движения (в направлении к границе Украины).

Строительство автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» позволит замкнуть кольцевую дорогу вокруг г.Витебска, тем самым убрать с улиц города транзитный транспорт, а также перераспределить внутригородское транспортное движение. Это позволит разгрузить центральные улицы, улучшить работу общественного транспорта, повысить рентабельность работы организаций и условия жизни населения.

Реализация проекта приведет к увеличению объема международных транспортных перевозок между Республикой Беларусь, Украиной, Российской Федерацией, что увеличит приток денежных средств в бюджет страны за счет транспортных сборов.

Таким образом, с созданием автодороги возникает эффект от улучшения транспортных связей и развития инфраструктуры, который будет проявляться в масштабе всего региона, тогда как негативных последствий от строительства автодороги на социальную среду не ожидается.

4. Краткое описание источников и видов воздействия проектируемого объекта на окружающую среду

Возможные воздействия проектируемой автомобильной дороги на окружающую среду связаны с проведением строительных работ и с эксплуатационными воздействиями - функционированием объекта как инженерного сооружения, действием передвижных источников воздействия (автомобильного транспорта).

Воздействия, связанные со строительными работами носят, как правило, временный характер. Эксплуатационные воздействия будут проявляться в течение периода эксплуатации проектируемого объекта.

Основной источник непосредственного влияния автомобильной дороги на человека и окружающую среду – движение транспортных средств. Критерием существенной значимости таких воздействий является безопасность жизни и здоровья человека, сохранность природных экосистем.

В зависимости от интенсивности, состава движения и дорожных условий величина вредных воздействий может быть различной, меняется зона их распространения.

Территорию, на которой проявляются изменения, вызванные строительством или эксплуатацией дороги, называют зоной влияния дороги.

Территорию, в пределах которой вредные воздействия могут превысить безопасный уровень (санитарные нормы или гигиенические нормативы) называют защитной полосой.

В составе защитной полосы выделяется территория, в которой уровень загрязнения систематически превышает предельно допустимые по санитарным нормам загрязнения – резервно-технологическая полоса.

Размеры зон воздействия для проектируемой дороги II категории будут следующими: зона влияния – 2000 м, защитная зона – 150 м, резервно-технологическая – 12 м, при наличии препятствий в виде форм рельефа или застройки, а также леса на большей части ширины полосы, зона влияния – 1000 м, защитная зона – 90 м.

5. Прогноз и оценка возможного изменения состояния окружающей среды, социально-экономических условий

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха при строительстве дороги будут являться: эксплуатация дорожно-строительной техники и транспортных средств при проведении земляных работ и устройстве дорожной одежды, при перевозке грунта, строительных материалов, горюче-смазочных веществ, работников, выполняющих строительно-монтажные работы; механическая обработка строительных материалов; мелкий ремонт, покрасочные работы и т.д.

Большинство из указанных видов воздействия являются незначительными, проблема воздействия может быть решена в период реализации проекта посредством осуществления природоохранных мероприятий по их предотвращению и минимизации.

Основным источником загрязнения атмосферы при эксплуатации дорог является движущийся по ним автотранспорт. Влияние автомобильного транспорта на атмосферу в основном связано с выбросами отработавших газов автомобилей и транспортным шумом.

Для оценки воздействия проектируемой автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» на атмосферный воздух населенных пунктов, на основании расчетных данных выбросов был проведен расчет рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы с определением достигаемых концентраций на границе жилой зоны, расположенных в зоне влияния.

Расчет рассеивания производился с использованием программного средства – унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы «Эколог» (версия 3.00 Фирма «Интеграл»).

Анализ полученных результатов показал, что на границе жилой зоны населенных пунктов, вблизи которые проходит проектируемый участок дороги, превышений ПДК в приземном слое атмосферы не фиксируется ни по одному из учитываемых загрязняющих веществ и групп суммации. Вклад проектируемого объекта в загрязнение атмосферы незначителен (не более 0,06 ПДК).

Также определены стоимостные показатели последствий от воздействия на атмосферный воздух выбросов загрязняющих веществ и на изменение климата выбросов парниковых газов, их оценка производилась согласно Изменению № 1 к ТКП 17.08-03-2006 (02120). По результатам определения выявлено, что оценка воздействия для автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» составила 33,5 руб./авт.км, что не превышает предельную величину оценки воздействия для категории дороги А в соответствии с ТКП 45-3.03-227-2010, составляющую 160 руб./авт.км, что является основанием для вывода об относительной экологической безопасности объекта.

Учитывая удаленность населенных пунктов от проектируемой автомобильной дороги, расчет шумовой нагрузки от транспортного потока в рамках данной ОВОС производился для н.п.Руба.

С целью определения акустической нагрузки на территории жилой застройки н.п.Руба при помощи программы «Эколог-шум» проводилось компьютерное моделирование ожидаемого уровня звукового давления в дневное время (с 700 до 2300) и ночное время (с 2300 до700) с учетом прогнозной перспективной расчетной интенсивности движения (2033 г.) и предполагаемого состава транспортного потока.

Результаты модельных расчетов уровней звука показали, что на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам, без проведения шумозащитных мероприятий будут наблюдаться значительные превышения предельно допустимых уровней звукового давления как в дневное время, так и в ночное.

Основными возможными воздействиями строительства и эксплуатации проектируемой дороги на геологическую среду, земли и почвенный покров являются: переформирование естественного рельефа в ходе сооружения земляного полотна, разработка карьеров, изменение структуры землепользования в результате отвода земель под дорожную полосу, осушение и переувлажнение почв при изменении условий протекания грунтовых вод, изменение динамических нагрузок на грунты, активизация эрозионных процессов, загрязнение почвенного покрова.

Загрязнение почвенного покрова в зоне влияния автомобильной дороги в основном связано с выбросами загрязняющих веществ, определяемыми составом и интенсивностью движения автотранспорта. Содержание валовых форм тяжелых металлов, входящих в состав выбросов автомобильного транспорта, в почве зоны влияния проектируемого объекта ожидается несколько выше фоновых показателей, но не превысит их допустимые концентрации. Превышения гигиенического норматива по содержанию нефтепродуктов, сульфатов и нитратов также не прогнозируется.

Загрязнение поверхностных вод может происходить как на этапе строительства, так и во время дальнейшей эксплуатации объекта.

В большинстве своем воздействия на природные воды в период проведения строительных работ будут временными и локальными, на этапе строительства они произведут лишь незначительные, локализованные и кратковременные негативные воздействия. Такие воздействия обычны для строительства дорог и могут контролироваться за счет надзора над экологическими аспектами и использования надлежащих строительных норм.

Загрязнение водных объектов в период эксплуатации объекта происходит вследствие попадания на покрытие дороги выбросов от автотранспорта, продуктов износа покрытий, шин и тормозных колодок, пыли, материалов, используемых для борьбы с гололедом, строительных грузов, которые при смыве дождевыми и талыми водами приводят к насыщению вод поверхностного стока различными загрязняющими веществами. В числе загрязняющих веществ следует отметить взвешенные вещества (минерального и органического происхождения, представленные суспензированными частицами песка, глины, и т.п.), нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, масла, мазут), тяжелые металлы и хлориды. Данные загрязнители попадают в воду через почву, напрямую из атмосферы или при смыве атмосферными осадками.

С флористической точки зрения запроектированный вариант строительства автодороги «Северо-Западный обход г.Витебска» является приемлемым и не затрагивает существенным образом биоразнообразие данной территории. Флористическое и фаунистическое разнообразие биоты вблизи строящейся автодороги оценивается как относительно тривиальное по видовому составу, что определяют существующие физико-географические факторы и довольно сильная степень антропогенного влияния на эту территорию в прошлом и настоящем. Большинство из выявленных популяций охраняемых и редких видов растений и животных размещены на удалении не менее 50-150 метров от мест строительства участков автодороги, поэтому влияние подобных работ на состояние их популяций оценивается как минимальное или умеренное.

Исключение составляет популяция гребенчатого тритона, удаленность которой от края проектируемой автодороги не была определена в связи с отсутствием вынесенных в натуру визиров. При соблюдении прописанных в Рекомендациях настоящего отчета мер по сохранению популяций охраняемых видов растений – купальницы европейской и видов нуждающихся в профилактической охране строительство и расширение существующей автодороги возможно.

Также при соблюдении мер в отношении животного мира возможно сохранение и минимальные последствия для локальных популяций и сохранение миграционных коридоров.

Особое внимание необходимо обратить на инвазионные вредоносные виды растений, особенно борщевик Сосновского, которые при ненадлежащем уходе за полосой отчуждения автодороги в дальнейшем могут увеличить площадь зарастания.

С флористической и фаунистической точек зрения предстоящие проектные и строительные работы по реконструкции и строительству автодороги северо-западный обход г.Витебска вполне допустимы и не противоречат сохранению флористического разнообразия данной территории.

Основными источниками образования отходов при строительстве автомобильной дороги являются проведение подготовительных и строительных работ, обслуживание и ремонт строительной техники, механизмов и дополнительного оборудования, жизнедеятельность рабочего персонала. Строительные отходы, образующиеся в процессе проведения подготовительных и строительных работ, предусматривается временно хранить на специально отведенных оборудованных площадках с целью последующей передачи на использование или захоронение (при невозможности использования). Все строительные материалы (песчано-гравийная смесь, песок, щебень, грунт и т.п.) имеют 100% использование. Отходы, представляющие собой вторичные материальные ресурсы, повторно используются на объекте или передаются на переработку. Отходы, которые не могут быть использованы или переработаны, подлежат захоронению на объектах захоронения отходов.

Технические решения, предусмотренные проектом, положительно повлияют на социальную среду и повышение безопасности дорожного движения, а именно:

− увеличение количества полос движения и уменьшение количества конфликтных точек позволит значительно уменьшить количество ДТП и тяжесть их последствий;

− увеличение скорости движения за счет обеспечения рационального поперечного профиля земляного полотна, устройства асфальтобетонного покрытия капитального типа и применения новейших ТСОДД позволит уменьшить количество выбросов загрязняющих веществ от проходящего автотранспорта;

− установка шумозащитных экранов позволит обеспечить установленные Санитарными правилами и нормами допустимые уровней шума на селитебных территориях.

Для организации и обеспечения безопасности пешеходного движения проектом предусмотрено устройство:

− пешеходных дорожек и благоустроенного с наружным и внутренним освещением подземного пешеходного перехода дороги М-8 в н.п. Руба;

− отделенных от основной проезжей части, оборудованных и благоустроенных автобусных остановок с павильонами;

− наружного освещения дороги М-8 в пределах поселка Руба, в том числе и на мосту через р.Западная Двина.

С улучшением транспортно-эксплуатационных показателей автодороги увеличится объем грузоперевозок, получит развитие придорожный сервис (кафе, автозаправки, кемпинги, места отдыха и т.д.), что приведет к росту социально-экономических показателей региона. Для местного населения откроются дополнительные рабочие места.

Таким образом, строительство автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» окажет положительное влияние на социально-экономические показатели региона и условия проживания населения. Реализация проекта приведет к увеличению объема международных транспортных перевозок между Республикой Беларусь, Украиной, Российской Федерацией и другими странами, что увеличит приток денежных средств в бюджет страны за счет транспортных сборов.

В пятно застройки, определяемое устройством земляного полотна на подходах к новому мосту и уширением существующего земляного полотна автодороги М-8 для размещения автобусной остановки, попадают земли приусадебного участка с жилым домом и тремя хозяйственными постройками по ул.Парковая, 12 и три хозяйственные постройки и большая часть земель приусадебного участка по ул.Парковая, 14 поселка Руба, с учетом земель, занимаемых на время строительства объекта.

В этой связи проектом предусмотрено снести два жилых дома по ул.Парковая, 12 и ул.Парковая, 14 (с хозяйственными постройками) с возмещением убытков и потерь гражданам в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Владельцы указанных жилых домов не возражают против сноса строений и получения компенсационных выплат.

 

6. Мероприятия по предотвращению, минимизации, компенсации вредного воздействия на окружающую среду

С целью минимизации неблагоприятного воздействия планируемой деятельности на атмосферный воздух предложен ряд природоохранных мероприятий: использование постоянных производственных баз по приготовлению асфальтобетонных смесей; контроль соответствия состава и свойств материалов, применяемых при выполнении дорожно-строительных и монтажных работ, требованиям действующих национальных технических стандартов, норм и спецификаций; увеличение количества участков дороги с движением транспорта без ограничения скорости; проверка строительного оборудования и машин с двигателями внутреннего сгорания на токсичность выхлопных газов; управление качеством используемого топлива.

Для защиты жилой застройки г.п.Руба от вредного воздействия транспортного шума проектом предусмотрена установка шумозащитных конструкций вдоль проектируемой автомобильной дороги, которые способны снизить этот уровень до допустимых значений.

Общая протяженность экранов составит 1056 м, высота 4,0 м. Конструкция экрана разработана с использованием пластиковых перфорированных сэндвич-панелей на металлических оцинкованных стойках с шагом 3 м и буровых фундаментах диаметром 80 см.

Для увеличения акустической эффективности экрана и уменьшения его высоты, расстояние между источниками шума и экраном принято минимальным с учетом обеспечения безопасности движения и нормальной эксплуатации дороги и транспортных средств.

Меры предотвращения загрязнения природных вод в период эксплуатации объекта, направленные на отвод воды с поверхности проезжей части за пределы внешних водотоков, включены в проектные решения.

С целью защиты поверхностных и грунтовых вод от загрязнения пылью, проектом предусмотрено устройство асфальтобетонных покрытий, исключающих пылеобразование. Предупреждение попадания в водные объекты строительных материалов вследствие размыва и выноса ливневыми водами обеспечивается хранением этих материалов на специально подготовленных площадках, изолированных системой поверхностного водоотвода. Материалы, активно взаимодействующие с водой, предусмотрено хранить в специальных складах под крышей, органические вещества – в закрытых хранилищах. Строительную технику необходимо очищать и мыть в специально отведенных для этого местах.

На участках прохождения трассы в водоохранных зонах р.Лужеснянка и р.Ужница проектом предусмотрен сбор ливневых стоков с проезжей части моста и дороги и отвод за пределы прибрежных полос и водоохранных зон указанных водных объектов посредством устройства водоотвода прикормочными лотками со сбросом дождевых вод водосбросными лотками на гасители в полосе постоянного отвода автомобильной дороги.

Для предотвращения попадания ливневых стоков в водоохранную зону р.Западная Двина проектом предусмотрен водосбор с правой и левой проезжей части дороги через дождеприемные колодцы с отводом стоков сетью дождевой канализации для очистки загрязненного стока на очистных сооружениях, запроектированных на правом и левом берегу реки. Общая протяженность коллектора составляет 1,8 км.

Данным проектом предлагается установить очистные сооружения, состоящие из песколовки и нефтеловушки, обеспечивающие высокую степень очистки и простые, нетрудоемкие условия эксплуатации.

Строительные отходы, образующиеся в процессе проведения подготовительных и строительных работ, предусматривается временно хранить на специально отведенных оборудованных площадках с целью последующей передачи на дальнейшее использование, переработку или захоронение (при невозможности использования). Обращение с отходами в ходе реализации проекта осуществляется в соответствии с требованиями статьи 22 Закона «Об обращении с отходами» № 271-З.

Проектом предусмотрены мероприятия по сохранению плодородного слоя почвы при производстве земляных работ и дальнейшему его использованию для восстановления плодородия рекультивируемых земель, а также определены места его складирования.

Во избежание заболачивания во всех пониженных местах предусматривается сброс поверхностных вод путем устройства водопропускных сооружений. Проектом предусмотрена рекультивация временно отводимых земель. Предложены мероприятия для предотвращения загрязнения почвенного покрова, противоэрозионные мероприятия и мероприятия по предотвращению изменения гидрологического режима.

Мероприятия, направленные на минимизацию последствий от предполагаемого воздействия на объекты животного и растительного мира в процессе строительства и эксплуатации участка автодороги, включают в себя: организационные и организационно-технические, лесохозяйственные, агротехнические.

В части сохранения редких и охраняемых растений Красной книги Республики Беларусь и особо ценных сообществ и отдельных объектов растительного мира:

– в обязательном порядке для сохранения местопроизрастания популяции вида растения, занесенного в Красную книгу Республики Беларусь и подлежащего строгой охране (купальницы европейской Trollius europaeus) и особо ценного растительного сообщества (кленовник снытевый) на участке ПК183+00 – ПК202+00 дорога должна расширяться только с левой стороны;

– по возможности для сохранения мест произрастания видов растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь и подлежащих профилактической охране (Колокольчик персиколистный Campanula persicifolia; Печеночница благородная Hepatica nobilis; Наперстянка крупноцветковая Digitalis grandiflora) и особо ценных объектов растительного мира и фитоценозов дорога на участке ПК137+50 – ПК171+00 следует расширять с правой стороны;

– запрещена вырубка и повреждение вековых деревья вяза и дуба выдающихся размеров с диаметром ствола около 1 м (потенциальные памятники природы). Их местоположение относительно трассы автодороги: (ПК143+00 (слева); ПК169+00 (слева); ПК194+50 (справа); ПК196+50 (слева). Во избежание нанесения механических повреждений при проведении строительных работ эти деревья должны быть огорожены сплоченными деревянными щитами высотой 1,5-2,0 м, предохраняющими стволы от повреждения. Щиты располагать треугольником на расстоянии 0,5-1,0 м от ствола дерева и укреплять кольями. Для сохранения от повреждений корневой системы вокруг ограждающего треугольника не проводить работы ближе 1,5 метров.

В части сохранения редких и охраняемых животных Красной книги Республики Беларусь предложены следующие мероприятия:

- обустройство схемой дорожных знаков (лево-право) миграционных коридоров земноводных на участках:

- ПК 154+00 (право), ПК182+60 (лево);

- ПК 198+00 (право), ПК207+60 (лево).

- установка искусственных препятствий «спящий полицейский»:

- ПК180+00 и ПК176+00;

- ПК200+00 и ПК204+40.

На данных участках требуется обеспечить установку схемы знаков 1.34 «Сезонные миграции земноводных» с табличкой 7.2.1. в комплексе со схемой понижения максимальной скорости знаком 3.24.2 до 40 км/ч с использованием с ним табличек 7.5.4. и 7.16.

С целью сохранения популяции гребенчатого тритона в районе ПК83+50, при вынесении в натуру оси строящейся дороги потребуется обустройство альтернативного водоема размножения, взамен существующего местообитания, которое располагаться непосредственно в районе перспективного влияния автодороги и может быть потенциально уничтожено в ходе проведения строительных работ.

Поскольку при проведении мостостроительных работ не представляется возможным проведение мероприятий, предусмотренных в п. 2 и 3 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. «О животном мире», специалистами ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» в рамках оценки воздействия на окружающую среду проектируемого объекта, был выполнен расчет компенсационных выплат в результате нанесения ущерба рыбным запасам при осуществлении строительства моста через р.Западная Двина.

Для остальных групп животных (наземные беспозвоночные, птицы, млекопитающие) отдельных рекомендаций проведенная оценка воздействия не предусматривает в связи с отсутствием проблем для данного объекта строительства.

Для контроля за воздействием автомобильной дороги на окружающую среду предложено организовать локальный мониторинг.

 

Выводы

Воздействия, связанные со строительными работами, носят, как правило, временный характер, эксплуатационные же воздействия будут проявляться в течение всего периода эксплуатации объекта.

Одним из критериев экологически безопасной эксплуатации дорог являются количественные показатели загрязнения атмосферного воздуха, определяемые санитарными нормами, правилами, стандартами, а также условиями природопользования.

Показано, что на границе жилой зоны населенных пунктов, вблизи которые проходит проектируемый участок дороги, превышений ПДК в приземном слое атмосферы не фиксируется ни по одному из учитываемых загрязняющих веществ и групп суммации.

По результатам расчета величина оценки воздействия (ОВ) не превышает предельных значений данного показателя, что является основанием для вывода об относительной экологической безопасности объекта.

Предусмотренные проектом меры позволят минимизировать возможные воздействия строительства и эксплуатации автомобильной дороги на геологическую среду, рельеф, почвенный покров и земли.

В большинстве своем при реконструкции существующих участков дороги воздействия на окружающую среду будут временными и локальными, в основном на этапе строительства, они произведут лишь незначительные, локализованные и кратковременные негативные воздействия.

Дополнительный отвод земель в постоянное пользование с соответствующим изменением категории земель предусмотрен на участках, где трасса проходит по новому направлению.

Комплекс технологических процессов, связанных с сооружением земляного полотна, наносит обычно наибольший ущерб окружающей среде. К подготовительным работам отнесена расчистка дорожной полосы от леса и кустарников, вынос коммуникаций. Размещение трелевочных волоков, складов древесины и порубочных отходов за пределами отведенной полосы не допускается.

При строгом соблюдении границ полосы отвода при строительстве новых участков дороги нанесенный ущерб окружающей среде будет минимальным.

Для предотвращения повреждения почвенного покрова при строительстве дороги проектом предусмотрено снятие плодородного слоя почвы на всех территориях размещения сооружений и выполнения работ. Место снятия, толщина, места хранения определены проектом.

Все конструктивные элементы автодороги выполнены с учетом предотвращения эрозионных процессов.

Нарушаемые временно занимаемые земли рекультивируются. Учтены потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и возмещение убытков за занятие земель в постоянное и во временное пользование.

Поскольку часть проектируемой дороги совпадает с существующей сетью дорог, воздействие, которое будет оказываться на водные объекты прилегающих территорий, схоже с тем, которое они ощущают сегодня. В тоже время реализация всех проектных решений и соблюдение элементарных экологических норм как строительными организациями, так и физическими лицами, эксплуатирующими данную автодорогу, позволят максимально снизить антропогенную нагрузку на водные объекты до уровня способности этих объектов к самоочищению и самовосстановлению.

В результате реализации проекта будет повышена безопасность движения по автомобильной дороге за счет регулирования движения мерами её обустройства.

В результате разработанных мероприятий значительно улучшится эстетика реконструируемого участка автомобильной дороги.

Строительство автомобильной дороги окажет положительное влияние на социально-экономические показатели региона, позволит улучшить качество жизни и расширить возможности для реализации населением региона своего предпринимательского и трудового потенциала. С созданием автодороги возникает эффект от улучшения транспортных связей и развития инфраструктуры, который будет проявляться в масштабе всего региона, тогда как негативных последствий от строительства автодороги на социальную среду не ожидается.

Флористическое разнообразие биоты вблизи строящейся автодороги оценивается как относительно бедное по видовому составу, что определяют существующие физико-географические факторы и довольно сильная степень антропогенного влияния на эту территорию в прошлом и настоящем. С флористической точки зрения строительные работы по реконструкции и строительству автодороги вполне допустимы и не противоречат сохранению флористического разнообразия.

При соблюдении предусмотренного данной ОВОС комплекса природоохранных мероприятий, влияние создания автомобильной дороги не будет носить критического характера для сложившегося комплекса популяций животных. Выполнение предложенных рекомендаций позволит минимизировать негативное антропогенное воздействие, а проведенные природоохранные мероприятия позволят восстановить сложившееся биологическое разнообразие.

Таким образом, исходя из представленных проектных решений по строительству автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска», при реализации предусмотренных природоохранных мероприятий и строгом экологическом контроле, негативного воздействия на окружающую среду не ожидается, состояние природных компонентов существенно не изменится и останется в допустимых пределах.

Строительство автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» не противоречит законодательству Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, животного и растительного мира.

 

 

 
Теги: Витебск, Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Планируемое строительство автомобильной дороги «Северо-Западный обход г.Витебска» предусматривает проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика