Звезды прямой наводки . 21.by

Звезды прямой наводки

15.04.2014 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

За бой близ деревни Узляны сразу пять артиллеристов получили звание Герой Советского Союза

О героическом прошлом Узлян, куда я приехал с историком и краеведом Борисом Мухой, напоминают мемориал с барельефами героев-артиллеристов да замершее в тиши орудие. Памятные события здесь развернулись на следующий день после освобождения Минска от немецких оккупантов, под финальные аккорды операции «Багратион». Трехчасовой бой на узлянской высоте не самое масштабное сражение Великой Отечественной войны. Однако после него на поле остались более семисот поверженных вражеских солдат, а также внушительный парк подбитой техники: танки, автомашины, бронетранспортеры, самоходные орудия. Давайте вспомним ту тяжелую неравную схватку.

Вечер 3 июля 1944 года. Батарея 220-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 48-й армии Первого Белорусского фронта под командованием гвардии капитана Антона Леонтюка прибыла на перекресток дорог у деревни Узляны. Вокруг Минска тогда скопилось более 100 тысяч немецких солдат и офицеров с военной техникой. Исход войны уже очевиден. Хотя ошибочно полагать, что враг, попавший в минский капкан, полностью деморализован. Выбор у него был: или без боя сдаться на милость победителей, или любой ценой прорываться к западным рубежам СССР.

Атмосферу тех дней наиболее точно передал в своих воспоминаниях бывший солдат вермахта Барт Лотар. В июле 1944 года он со своими сослуживцами прорывался из окружения возле Минска. Несколько лет назад Лотар приезжал в нашу столицу, где встречался с ветеранами войны.

— Это были ужасные дни. Наши войска пытались бежать на запад, но советские соединения перекрыли дороги и накрепко защелкнули капкан под Минском. Огонь русских ошеломлял — стреляли по всему, что двигалось. Мы не знали, что предпринять, в каком направлении отступать, ибо везде оказывались русские. И везде — смерть, — вспоминает немецкий ветеран. — Тогда наш командир отдал последний приказ. Он освободил нас от военной присяги, рекомендовал уходить на запад и пожелал всем удачи. Больше мы его не видели. Все это означало окончание войны лично для нас.

Но как убежать на запад, когда вокруг русские? Барт Лотар снял военную форму, переоделся в гражданское и стал пробираться в сторону Бреста. Ему повезло: выжил, в отличие от многих других солдат своей дивизии, погибших в окрестностях Минска либо попавших в плен.

…К сожалению, из героев узлянского боя в живых уже никого не осталось. Нет ни командира 5-й батареи Антона Леонтюка, ни Виктора Орлова — комсорга артиллерийского полка, многие годы работавшего учителем в Марьиной Горке.

— Важно понимать, что за воины вступили в тот бой и почему в стане гитлеровцев разразилась настоящая паника, — рассказывает Борис Муха. — Это были не те зеленые юнцы, которые робели перед опытными и самодовольными немецкими солдатами летом 1941 года. Воины 220-го гвардейского Речицкого артиллерийского полка к тому времени получили крещение в боях за Сталинград и на Курской дуге. Там же приходилось стрелять из орудий не только по вражеским танкам и позициям, но и меряться с немцами силами в рукопашной. Пулеметчики полка также накопили немалый опыт: они сражались в кровопролитных боях под Москвой и Вязьмой. Их было трудно испугать большим количеством вражеских солдат, техники или шквальным огнем. Поэтому идущих на прорыв гитлеровцев близ деревни Узляны встретили крепкие, умеющие стоять до конца парни.

Что ж это был за бой, о котором многие десятки лет вспоминали его непосредственные участники, а позже — историки и краеведы?

На рассвете 4 июля командир взвода управления лейтенант Сворин докладывал командиру батареи Леонтюку, что со стороны Руденска движется бронетехника и колонна гитлеровцев: не менее тысячи солдат и офицеров. Превосходящего в десятки раз противника встречали 49 советских бойцов с четырьмя орудиями и стрелковым оружием. Выждав, пока уйдут с позиций разведчики, два советских орудия ударили по танкам, еще несколько — по вражеской колонне. Наводчик младший сержант Василий Токарев с первого выстрела поджег головную машину. Не успев развернуть башню в сторону орудийного огня, вскоре запылал и второй танк, зацепив гусеницами подбитую машину. Участники боя потом говорили, что целенаправленная работа орудий и пулеметов образовала на поле под Узлянами кровавое месиво из тел вражеских солдат. Несколько раз врага останавливали буквально в десятках метров от позиций батареи. Многие солдаты были ранены, но все, кто мог стоять на ногах, оружия не бросили. К сожалению, не обошлось без погибших: несколько смертельных ранений получил будущий Герой Советского Союза наводчик Василий Токарев. Он взорвал себя и наступавших гитлеровцев противотанковыми гранатами. Около десятка раз враг пытался перехватить инициативу, но безрезультатно — русская батарея защищалась по всем правилам военной науки.

— Конечно, немцы вскоре оценили ситуацию и попытались обойти батарею с тыла, чтобы минометно-пулеметным огнем подавить сопротивление артиллеристов, — воссоздает события того жаркого дня пуховичский краевед Борис Муха. — Короткое совещание провел командир батареи Антон Леонтюк. Приняли решение контратаковать врага, что стало для него полной неожиданностью. Не поддавалась арийской логике русская тактика: группы из нескольких десятков советских солдат шли напролом на окружавшие их вражеские сотни. Следующим маневром они вновь отходили в укрытие, не обращая внимания в пылу боя на свои ранения. Несколько раз был ранен и храбрый командир батареи Антон Леонтюк. Только через три часа к Узлянам, где удерживали отступающих на запад гитлеровцев израненные советские воины, подошли несколько батарей 220-го Речицкого артиллерийского полка.

Мы разыскали в Узлянах участника войны и парада белорусских партизан Ивана Кукареко. Сегодня Ивану Антоновичу 95 лет. Вот что он рассказал о событиях тех дней на территории Минщины:

— В первых числах июля 1944 года наш партизанский отряд «Большевик» действовал в районе деревень Кухаревка и Воробьевка Пуховичского района. Мы обстреливали немецкие обозы, которые, минуя центральные дороги, стремились поскорее уйти в сторону Барановичей. Немцы прорывались большими группами, поэтому в открытый бой с ними старались не вступать: силы были неравны. Однако нервы им щекотали изрядно. Это наш отряд обстрелял немецкие части, которые, разделившись, ушли в разные стороны. Одна группа на Руденск, а вторая — в направлении Узлян, где и нарвалась на наших артиллеристов. Местные жители потом рассказывали, что трупы убитых немецких солдат собирали более недели.

За бой у деревни Узляны Пуховичского района все 49 бойцов 5-й батареи были отмечены орденами. Гвардии капитану Антону Леонтюку, старшине Афанасию Черняку, старшине Дмитрию Чепусову, старшине Ефрему Курочкину и младшему сержанту Василию Токареву (посмертно) присвоили звание Героев Советского Союза.

На снимке: с бывшим партизанским разведчиком Иваном Кукареко (в центре) заведующая Узлянской библиотеки Екатерина  Тылецкая и историк Борис Муха.

Фото: Юрий БЕСТВИЦКИЙ

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За бой у Узлян сразу пять артиллеристов стали Героями Союза
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика