Бесконечные круги школьных реформ
23.08.2017 10:04
—
Разное
|
Сегодня в Беларуси проходит Республиканский педсовет. Два дня педагоги всей страны будут обсуждать будущее сферы отечественного образования — ожидается, что на большом совещании педагогов будут решать, как будет развиваться сфера аж до 2030 года. Пять или десять?В том, что отечественную образовательную систему ожидают перемены, уже никто не сомневается. Недавно вице-премьер Василий Жарко заявил, что десятибалльная система оценки излишне субъективна, и предложил вернуться к пятибалльной. "Чтобы каждый понимал: четыре — значит четыре. Пять — значит, отличник. Нет субъективизма, — привел пример Василий Жарко. — Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом- 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?" — прокомментировал чиновник. Будучи школьником, мне довелось пережить переход от пятибалльной к десятибалльной системе оценки. Помнится, это внесло массу суматохи в размеренные школьные будни. Каждый учитель считал своим долгом высказать школьникам личное понимание новой системы оценок и непременно попытаться воплотить его в жизнь. Спущенные сверху методические указания, дополнявшие простые и понятные правила типа: "8 — это пять с минусом", только добавляли неразберихи. Но ничего — мы разобрались, освоились, и теперь не представляем учебного процесса без привычной шкалы. Хотя в принципе, не в шкале дело. Предполагается, что пятибалльная система более объективна. Но при выставлении итоговых оценок ключевым ориентиром обычно становятся письменные работы, на которых система оценивания весьма неплохо формализована. Особенно в технических дисциплинах: там обычно все критерии сводятся к принципу "сколько заданий решил — такая и оценка". Но самое главное, на мой взгляд — школьные оценки не влияют ни на что, они только маркер для всех заинтересованных в учебном процессе. Быть может лучше обратить внимание на соответствие оценок реальному качеству знаний, а не "перенастраивать" без конца шкалу оценки? Профили анфас и профильНа мой взгляд, многие преобразования последнего времени не несут особой функциональной нагрузки, но изрядно осложняют жизнь и ученикам, и учителям. И зачастую носят исключительно формальный характер. Когда я учился в магистратуре, были введены новые правила оформления дипломных и курсовых работ. Изменения, практически незаметные для постороннего наблюдателя, доставили немало хлопот тем, кто вынужден им следовать, особенно если они уже успели привыкнуть к прежним. Реальной пользы — ноль. Практически ежегодно меняются правила поступления в вузы, организация профильного обучения и многое другое. С профилями получается вообще парадоксальная ситуация. В конце 90-х — начале 2000-х они активно внедрялись, практически каждая школа считала своим долгом создать у себя какой-нибудь английский класс, чтобы тем самым привлекать учеников. И вдруг в 2008 году объявляют об их ликвидации. Бурная реакция, обсуждения, чьи-то попавшие под каток судьбы… И вот — новый поворот на 180 градусов. Несколько лет назад "профили" в средних школах вернулись обратно. Профильное обучение расширяется и стало определяющим в школьной системе. Правда, неизвестно, сколько еще это продлится: новый министр образования неоднократно призывал равняться на советский опыт, который, как известно, никаких профилей не предусматривал. Не вполне понятно, кому и зачем нужно такое движение по замкнутому кругу, но вряд ли ученикам и учителям. Из жизни магистровОсобенно часто министерский взор устремляется на недавно внедренные элементы. Например, вторая ступень высшего образования — магистратура — раньше подвергалась изменениям едва ли не каждый год. Она была то обязательна для поступления в аспирантуру, то нет, менялся срок распределения после нее, продолжительность обучения и многое другое. До сих пор поступающие туда продолжают передавать из уст в уста устаревшие несколько лет назад сведения, что сильно усложняет жизнь всем участникам процесса. За считанные годы практически все нормы в образовании трансформируются, и важным этапам его получения сопутствует лихорадочный поиск свежих изменений и попытки их осознания. Причем работники системы находятся в том же положении, что и ученики, и не всегда могут помочь: ведь прошлогодний опыт обычно плохо подходит к новым реалиям. И вместо концентрации на учебном процессе все его участники вынуждены следить за непрерывно меняющейся формой его организации. Особенно неудобна такая ситуация для студентов: многие уже начинают планировать свою жизнь на несколько лет вперед, но как тут спланируешь, если правила в постоянном движении. Реформы или бесконечный эксперимент?Раньше по телевизору непрерывным потоком шла реклама средств для похудения. Улыбчивые актеры уверяли, что достаточно съесть одну таблетку — и вес уйдет сам собой. Но мы то знаем, что такое невозможно. Хочешь похудеть — тренируйся и не ешь. "Чудо-таблетки" в виде реформы, которая все и сразу изменит к лучшему, не существует. Путь к качественному образованию лежит через кропотливое изучение международного опыта, комплексный подход во внедрении новшеств и огромное количество грамотно вложенных денег. Новый министр образования подчеркивал, что необходимо повышать престиж профессии учителя. Не обходили вниманием эту тему и его предшественники. Так, может, вместо того, чтобы внедрять бесчисленные реформы, сводящиеся, по сути, к замене вывесок на учреждениях образования, повысить зарплаты учителям? В бизнесе есть железное правило: при внедрении любых новшеств всегда учитывается, что, какой бы грамотной ни казалась рационализация, первое время неизбежен спад эффективности работы. В образовании сложно говорить об объективной оценке качества процесса. Однако очевидно: чтобы приспособиться к любому изменению, необходимо время. И вместо того, чтобы предоставить его, Министерство продолжает издавать все новые и новые постановления, превращая реформу образования в хождение кругами, как это наглядно проиллюстрировано выше. Конечно, новшества необходимы, без них нет движения вперед, но они не должны становиться одним непрерывным экспериментом над учащимися. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Молодой ученый и колумнист Sputnik Иван Сюльжин в день начала Республиканского педагогического совета рассуждает о том, почему все реформы в школе становятся одним...
|
|