Страшно смешно. Рецензия на скандальную "Смерть Сталина". 21.by

Страшно смешно. Рецензия на скандальную "Смерть Сталина"

12.02.2018 06:04 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

После недельных раздумий в минский прокат все-таки допустили скандальную комедию «Смерть Сталина». Что об этом фильме думают минчане, мы уже знаем. Самое время AFISHA.TUT.BY рассказать, почему запрет картины — плохая идея, но хороший пиар.


О чем кино:

СССР, 1953 год. Умирает Сталин. Среди приближенных начинается борьба за власть, пока народ со всей страны съезжается проститься с вождем.

Британский сатирик Армандо Ианнуччи уже самим постером фильма снимает с себя все обязательства перед разъяренным российским зрителем. Слоган фильма — «Тоталитарная комедия в вольной трактовке» — должен подсказать самым невнимательным, что их ждет. Во-первых, комедия. Да, пусть на фоне смерти, но это не значит, что здесь нет поводов для смеха. Хотя бы потому, что дележка власти, пока вождь лежит в луже мочи на ковре, и вправду комична в своем абсурде. А вольная трактовка как бы намекает, что все, сказанное автором, — его, автора, произведение и видение. Пусть и с реальными персонажами, но здесь они — исторический фон, а центральная идея картины крутится вовсе не вокруг того, с должным ли пиететом режиссер обошелся с материалом. Ианнуччи снимает кино о тоталитаризме, тирании и борьбе за власть, для убедительности разъясняя все на живых (ну простите) примерах. К фильму есть вопросы с точки зрения драматургии, которая местами провисает, порождая ненужные для такого бодрого фарса длинноты. Но если бы в России запрещали кино по драматургическому принципу, куда бы тогда бежали Сарик Андреасян, авторы фильма «Взломать блогеров» и режиссер «Крыма» Алексей Пиманов?


Почти на каждом сеансе в Минске в числе зрителей были те, кто привык водить пальчиком по строкам учебника и сверять, все ли верно указал автор. Хронологию, портреты героев, связи и отношения. Это, должно быть, вполне увлекательное занятие, если вы — лаборант кафедры истории. Остальным борцам за чистоту материала справиться с рефлексом должно быть значительно проще. Ведь если всегда рассматривать художественное кино как документ, то вам нелегко будет осознать, что в мире существует фэнтези, фарс, бурлеск, фантасмагория и прочие жанровые причуды. Сюжеты и истории, в основе которых лежит сатира, призваны обличать. Не Ианнуччи это придумал (а, скажем, Аристофан), британец же использует сатирическую риторику, чтобы показать, к какой трагедии может привести ситуация, когда люди становятся заложниками политических игр. Скажи он об этом серьезно, вы бы посчитали его проповедником и плевались от дидактического тона. И только через юмор можно показать это живо и интересно.


Политическая сатира была важной частью английской культуры еще с XVI века. И Ианнуччи, снимая кино в первую очередь для британской аудитории, говорит с ними на языке, к которому те привыкли — со времен Дефо, Свифта и позже Диккенса. Вы возразите, что и российская культура не осталась обделенной по части сатирического. Уроки Фонвизина, Грибоедова и Салтыкова-Щедрина хорошо помнили как раз до сталинских времен. Еще и поэтому так важно говорить об этих временах тем языком, который тогда был под запретом.

Впрочем, в российской Думе найдутся возражения. «Нужно нам иметь некий орган, который бы мог решить экспертным путем, должно ли быть это показано в России или не должно. Нам нужно задуматься и ограничить возможности распространения информации, наносящей вред нравственности и безопасности нашей страны», — скажет депутат Елена Драпеко в защиту запрета фильма «Смерть Сталина». Приравнивать сатирическое кино к терроризму или порнографии — взрослое, взвешенное решение, достойное депутатского мандата.


В фильме Ианнуччи есть прекрасный эпизод. Когда Сталину потребуется врач, его поиски станут настоящей проблемой: в стране не осталось хороших специалистов — всех расстреляли. Госпожа Драпеко в вышеупомянутой речи призывала к тому, чтобы о качестве кино судили эксперты. Сложность в том, товарищ депутат, что с таким вниманием к экспертам у вас не останется тех, кто смог бы прощупать пульс российскому или какому угодно другому кино, когда это потребуется.

Ианнуччи сделал свой фильм в 2017 году как нельзя кстати. Кино про борьбу за власть и вес политических решений на фоне президентства Трампа и «брексита» — отличный повод поговорить о наболевшем. Но комиксовые корни и гротеск фильма заставляют шутки литься с экрана как по системе рефил. Так что говорить о наболевшем придется все-таки сквозь смех.


Одна из первых зрительниц фильма в Минске, рассказывая о своем впечатлении, скажет: «Смех помогает победить страх». И будет, как никто, близка к тому, почему такое кино, как «Смерть Сталина», необходимо показывать. Этот фильм — маркер политических и социальных изменений, которые произошли (будем надеяться) в нашем обществе за 65 лет. При Сталине за одну мысль о таком кино расстреляли бы без объяснения причин. А сейчас оно идет в кинотеатрах. Или нет, скажут ближайшие соседи из Российской Федерации, которым, стало быть, повезло меньше.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Самое время AFISHA.TUT.BY рассказать, почему запрет картины - плохая идея, но хороший пиар-ход.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика