Смерть и технологии: нужно ли нам бессмертие
22.02.2018 08:40
—
Разное
|
Современные технологии развиваются все быстрее, влияя на многие сферы нашей жизни. Мортальность (свойство человека умирать) — это одна из важнейших составляющих человеческого существования. Как же изменяется представление о смерти под воздействием технологий? Интернет и социальные сети тесно Социологи и психологи уверенно констатируют существование зависимости от социальных сетей. Большинство из нас после смерти оставят гигабайты данных о себе в Сети. Возможно ли «воскрешать» умерших, создавая цифровые копии, основанные на активности человека в интернете? И какие вопросы сама вероятность этого ставит перед нами? Могут ли технологии в перспективе замедлить или даже отменить старение, а вместе с ним и смерть? И настолько ли это однозначное благо — вечная жизнь? Цифровые памятникиВ Эта история вовсе не так фантастична, как могло бы показаться. В 2015 году в Москве в результате ДТП погиб белорус Роман Мазуренко, основатель платформы для визуального контента Stampsy. Год спустя подруга Романа Евгения Куйда с помощью нейронной сети Цифровой памятник Роману Мазуренко вызвал в Сети бурные обсуждения. Кто-то Попытка сохранить погибших близких и возлюбленных в цифровом формате делает актуальным вопрос самого принятия их кончины. Ведь после смерти значимые люди и так никуда не исчезают, их образы становятся важной частью нашей психики. Со временем они трансформируются, обретают завершенную форму и в этом качестве продолжают влиять на нас, причём в некоторых случаях даже сильнее, чем при жизни. Люди, беседующие с надгробиями близких на кладбищах, занимаются именно этим — ведут бесконечный разговор с образом погибшего человека, отпечатавшимся в психике. Но здесь важно то, что человек не отвечает, ведь он теперь мертв. И рано или поздно эта тишина в ответ помогает скорбящим принять: родного человека больше нет. И он больше никогда не ответит. Что же происходит, когда мы все-таки получаем возможность удовлетворить потребность в общении с умершими с помощью цифровых аватаров? Возможно, технология и помогает справиться с утратой, однако помогает ли она принять эту утрату или, напротив, дурачит нас иллюзией бессмертия? Как быть смертным и не сойти с умаАнглийский философ и писатель Первая версия — это «эликсир жизни», вера в то, что рано или поздно будет изобретена некая субстанция, которая уничтожит смерть и даст телу вечную жизнь. Вера в эликсир жизни проявляется по-разному, к примеру, оптимизм по поводу технического прогресса, который обязательно откроет «секрет бессмертия» — это тот же нарратив «эликсира бессмертия». Вторая история о бессмертии — это, конечно, религия. Христианство, к примеру, обещает верующим вечную жизнь через воскресение после смерти. Социальные психологи также Вера в душу, что-то отдельное от тела, — третий вариант бессмертия. Мы признаем, что тело, конечно, бренно и смертно, но зато верим, что есть нечто большее, и уж оно-то будет жить вечно. К примеру, обыгрываемая в фантастических произведениях идея о Четвертый нарратив бессмертия — это наследие, вера в возможность оставить после себя что-то. Для большинства людей это проявляется в желании продолжить род, иметь детей и внуков. Стремление создать «нетленные» произведения искусства и через них «остаться жить в веках» — это тоже именно про веру в бессмертие через наследие. Кроме того, интернет сегодня стал играть роль « Одержимость человечества продлением молодости, «секретами долголетия», ужас перед перспективой старения — это проявления страха неизбежной смерти. Старость — закономерное развитие человеческого организма, которое должно в итоге привести к полному угасанию и остановке выполнения телом своих функций. Это неизбежно и естественно. Так должно быть. Или нет? Цель — бессмертие?А может быть, старость — это болезнь? Может, она вовсе не является обязательной и неотъемлемой частью жизни и её можно вылечить? Тогда и смерть перестаёт быть чем-то необходимым и неизбежным. О старости как болезни Помните, как герой мультсериала «Футурама» Филип Джей Фрай оказался случайно замороженным, а потом воскресшим через тысячу лет? В 1999 году это казалось любопытной выдумкой, а сегодня… Один из вариантов сохранить жизнь навечно — это крионика, замораживание обречённых на смерть или только что умерших людей до ультранизких температур и их дальнейшего сохранения в жидком азоте. На Еще один вариант остаться жить вечно — это переселиться в искусственное тело, к чему на полном серьезе стремятся участники российского движения «Россия 2045». Пока что предлагают Как и история о создании цифрового аватара человека, проекты трансгуманистов могут обманчиво показаться далёкими от реальности. Конечно, сложно поверить, что человечество близко к победе над смертью, однако когда-то и возможность видеть на экране лицо человека, который находится на другом континенте, казалась забавной фантазией. А потом появился Skype. У трансгуманизма немало критиков. В первую очередь, конечно, это представители религиозных сообществ, однако не только. Философ и политолог Фрэнсис Фукуяма Хорошая смертьПроекты вроде трансгуманизма — это выражение бесконечного ужаса перед смертью, апогей веры в то, что «эликсир бессмертия» существует, просто нужно хорошенько постараться и наша «несовершенная» человеческая природа обязательно будет преодолена. И тогда мы станем счастливее, сможем уже по-настоящему воплощать себя, развиваться и наслаждаться жизнью. Однако как быть с тем, что боль, страдание и насилие являются неотъемлемыми составляющими человеческого бытия? Помогут ли трансгуманистическое проекты устранить и эти «нежелательные» и «неправильные» явления? Хтоническая природа жизни мучительна, однако именно дуалистичность и неоднозначность жизни и делает ее невыносимо прекрасной и ужасной одновременно. В любви есть место агрессии и насилию, в боли — удовольствию, а принятие смерти — высшая форма любви к жизни. Мортальность — это то, что свойственно жизни. Живой организм развивается, взрослеет, стареет, а в какой-то момент неминуемо перестаёт работать. Именно осведомлённость о конечности существования делает его осмысленным. Вместо вытеснения знания о смерти и фантазировании о бессмертии можно просто принять: смерть существует. Умрут наши родители. Умрут наши дети. Умрут все, кого мы любим. И мы тоже — умрём. И в этом нет трагедии. За принятие смерти и устранение с этой темы табу борется Кейтлин Доути, основоположница До того как умереть, я хочуВ 2009 году в проекте «До того как умереть» художница Кэнди Чанг Напоминание о смерти в публичном пространстве и возможность ответить на вопрос, что же важно в этой жизни, гарантировали арт-проекту успех. Проект показал: нет ничего страшного и ненормального в том, чтобы вспоминать о смерти как можно чаще. Напротив, эти мысли позволяют сосредоточиться на по-настоящему важных вещах вместо того, чтобы тратить бесценное время на фантазии о вечной жизни, удовлетворение чьих-то ожиданий или слепое следование предписанным нормам. Я умру, и вы умрете. Но пока мы живы, наше время принадлежит нам, и только нам решать, на что мы его будем тратить.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как же изменяется представление о смерти под воздействием технологий? |
|